Невольная борьба — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №35 (871) » Невольная борьба

Невольная борьба

Попытки оптимизации и повышения эффективности системы государственного контроля, как правило, не давали положительных результатов. Неэффективность работы системы в первую очередь связана с дублированием функций контролирующих органов, которое приводит как к давлению на бизнес, так и к нарушениям прав физических и юридических лиц.

Создание единого органа, способного заменить подразделения налоговой милиции, Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины и пр. в борьбе с экономическими преступлениями, давно у всех слуху.

Обсуждение концептуальных основ создания, статуса и функционирования единого центрального органа исполнительной власти, созданного для охраны экономической безопасности страны (предположительно это будет Служба финансовых расследований) вылились в законопроект, разработанный Кабинетом Министров Украины и поданный на рассмотрение парламента в начале августа с.г.

Отметим, что несмотря на весьма многообещающее название законопроекта — «Об основах предотвращения и борьбы с экономическими правонарушениями», по своей сути он предполагает определить лишь правовой статус вышеупомянутого центрального органа, правовые и социальные гарантии его сотрудников, служащих и работников, а также механизм контроля и надзора.

Как следует из текста пояснительной записки, центральный орган предлагается создать на базе налоговой милиции, поскольку, по мнению авторов законопроекта, именно этот орган является наиболее подготовленным подразделением и может работать по предложенной в проекте модели восстановления нарушенных прав граждан и юридических лиц.

Отметим, что эффективность работы контролирующего органа, как правило, зависит от правил набора сотрудников, общественного контроля его деятельности и четкого механизма привлечения к ответственности.

Не будем анализировать вопросы статуса, правовых основ и задач центрального органа государственной власти в сфере охраны экономической безопасности государства (центральный орган), которые по сути концептуально не влияют на эффективность его деятельности. остановимся на предложенных механизмах набора сотрудников, привлечения их к ответственности и контроля.

Так, руководство центральным органом осуществляет его председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом Министров Украины по представлению премьер-министра Украины сроком на шесть лет, причем он не может занимать эту должность более чем две каденции подряд.

Согласно законопроекту, на службу в следственных, оперативных и других подразделениях центрального органа принимаются граждане Украины, способные по деловым и моральным качествам, образовательному уровню и состоянию здоровья эффективно выполнять задачи, возложенные на центральный орган. Тем не менее предусматривается, что квалификационные требования и критерии профессиональной пригодности для занятия должностей в соответствующих подразделениях утверждаются председателем центрального органа. Таким образом, законопроектом не предусмотрен четкий и прозрачный механизм набора сотрудников, и, как и в большинстве случаев, данный аспект будет урегулирован рядом внутренних распоряжений и решений.

Законопроектом также предусматривается, что по фактам совершения служащими дисциплинарных, административных, уголовных правонарушений проводятся служебные расследования подразделениями внутренней безопасности.

Отстранение от исполнения служебных обязанностей возможно в случае составления протокола об административном правонарушении по решению председателя, руководителя соответствующего территориального органа, учебного, научно-исследовательского учреждения или же учреждения здравоохранения.

Отдельная статья законопроекта посвящена ответственности служащих и сотрудников центрального органа. Отметим, что противоправность действий или бездействие сотрудника будет устанавливаться судом, за исключением случаев привлечения к дисциплинарной ответственности.

В то же время предусматривается, что сотрудники и служащие центрального органа, которые исполняют свои обязанности в соответствии с предоставленными законодательством полномочиями, не несут ответственности за причиненный вред в связи с исполнением таких обязанностей.

Возмещение вреда и убытков будет осуществляться за счет государственного бюджета с последующим возмещением в порядке регресса.

Обжаловать же действия или решения центрального органа и его должностных лиц возможно «в установленном законом порядке».

Таким образом, законопроектом предусматриваются общепринятые стандарты привлечения должностных лиц к ответственности, которые, как правило, на практике не действуют. Впрочем, законодателю все же следует учесть пожелания представителей бизнеса и юридического сообщества в части закрепления механизма персональной материальной ответственности таких служащих.

Еще один немаловажный аспект — общественный контроль деятельности центрального органа. В частности, законопроектом предусматривается создание Общественного совета, действующего на основании положения, утвержденного приказом председателя центрального органа.

Как будет функционировать Общественный совет и кто войдет в его состав, зависит непосредственно от самой заинтересованной бизнес-общественности. К слову, за последние несколько лет можно было наблюдать как активную и позитивную динамику сотрудничества советов при различных органах власти, так и негативные моменты в борьбе «за место под солнцем».

Следует отметить, что в заключении Главного научно-экспертного управления аппарата Верховного Совета Украины содержится ряд замечаний к законопроекту. Первое, на что обращается внимание в документе, — это несоответствие названия законопроекта его сути.

Также отмечается, что закрепленное в законопроекте определение «экономическое правонарушение» (уголовное правонарушение, которое посягает на экономическую безопасность государства) противоречит одному из основных уголовно-правовых принципов — преступность деяния, наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только уголовным законом.

Кроме того, акцент сделан на заключительных и переходных положениях. Так, по мнению экспертов, юридически сомнительно предложение об установлении уголовной ответственности за «незаконный ввоз на Украину подакцизных товаров», поскольку реализация данного положения приведет к нежелательной конкуренции норм уголовного закона и Таможенного кодекса Украины.

Также резюмируется, что внесение в уголовное законодательство Украины специальных норм прежде всего должно быть обусловлено повышенным (или пониженным) уровнем общественной опасности деяния по сравнению с деянием, предусмотренным общей нормой.

В заключение отмечается, что реализация данного законопроекта увеличит расходную часть государственного бюджета в части средств, предназначенных для создания и содержания нового центрального органа, хотя в прилагаемых к проекту сопроводительных документах такое обоснование отсутствует.

Вероятнее всего, данный законопроект в процессе его рассмотрения парламентом доработают и, возможно, существенно изменят. В свете последних событий будет это не так скоро, но определенные изменения в структуре контролирующих органов обязательно произойдут уже в ближайшем будущем.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Государство и юристы

Странное право

Акцент

Общественный беспорядок

Государство и юристы

Новости законотворчества

Внесен законопроект о «внутренних беженцах»

Безвозмездную передачу авто освободят от налогов

КМУ определяет особенности передачи военного имущества

Государство и юристы

Пропасть под санкции

Ущербная тревога

Невольная борьба

Документы и аналитика

Суд клинча

Злобные доли

Неделя права

Заплатка аппаратам

Передача в порядке

Военное продолжение

Неделя права

Новости из-за рубежа

Корректировки по ОСАГО

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд увеличил сумму претензий прокуратуры к авиакомпании «МАУ»

«Фуршет центр» должен компании «Маша и Медведь» около 46 тыс. грн

Компания «ЖЛ» нарушила конкурентное законодательство

Новости юридических фирм

Частная практика

МЮФ Integrites защитила интересы компании «Филип Моррис Украина» в налоговом споре

IMG Partners расширяет сотрудничество c Iran Khodro

МЮФ Baker & McKenzie — юридический советник ЕБРР в связи с синдицированным финансированием для компании «Нибулон»

ЮФ «Астерс» консультирует Eustream,  a.s. в связи с реверсными поставками газа из Словакии на Украину

Отрасли практики

Забота над ошибками

Мобильное положение

Налоговый толк

Реорганизационные вопросы

Поведение итогов

На форс-мажорной ноте

Рабочий график

Азбука Соглашения

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Ввели в заблуждение

Нереальная операция

Только одна санкция

Самое важное

Новая оценка

Избирательный поход

До третьего лица

Международный акцент

Судебная практика

Дети войны

Зона свободной торговли

Связанные одной целью

Свободен ли допуск?

Судебная практика

Судебные решения

Правила начисления пени за просрочку исполнения решения АМКУ

Судебная практика

ТВ-фронт: продолжение

Судебная практика

Судебные решения

Требования для подтверждения оплаты транспортных услуг

Тема номера

Нотариальная уверенность

Теория и тактика

Дань нотариата

Частная практика

Правила переноса

Представительские расходы

Інші новини

PRAVO.UA