Не так давно была создана новая общественная организация — Институт теоретико-правовых исследований в сфере юстиции и инновационных проектов (институт). О главных направлениях работы этого учреждения, а также о проблемах, которые волнуют нотариальное сообщество Украины, и путях их решения рассказала председатель экспертного совета института, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Украины, член Нотариальной палаты Украины Екатерина Чижмарь.
— Екатерина Ивановна, расскажите о целях создания нового института. каковы приоритетные направления его работы?
— Наш институт был создан не случайно, так как вопрос реформирования сферы юстиции (и нотариата в частности) сейчас актуален как никогда. Поэтому мы решили создать научно-исследовательский центр, объединив усилия ведущих специалистов, ученых и исследователей для проведения инновационных правовых исследований нотариата, нотариального процесса, изучения общественных отношений в правовой сфере, обеспечения и защиты законных социальных, экономических и других прав членов организации, нотариусов и потребителей нотариальных услуг.
Наш институт уже подготовил ряд научных экспертных выводов по вопросам, относящимся к сфере юстиции, и эти выводы нашли свое применение в судебных инстанциях. Также разработаны Программа внедрения электронного апостиля и предложения по усовершенствованию системы защиты нотариальных документов. Реализация данных инноваций позволит отказаться от использования бланков нотариальных документов и существенно уменьшить стоимость совершения нотариальных действий.
Кроме того, мы подготовили обращение в Администрацию Президента о наложении вето на закон относительно упрощенной процедуры оформления наследства. С целью исследования проблемы готовности органов местного самоуправления к оформлению наследства экспертный совет института направил соответствующие запросы председателям областных советов. По результатам работы с информацией, полученной из регионов, нашими специалистами будет предоставлен правительству, парламенту и Администрации Президента Украины основательный анализ текущей ситуации.
Наши эксперты разработали также проект Концепции развития нотариата Украины и направили его в Администрацию главы государства с предложением включить представителей института в состав Национального совета реформ.
Это лишь малая толика того, что удалось сделать за три месяца деятельности института.
— Сейчас для представителей разных юридических профессий вопрос деятельности на оккупированных территориях Украины (в Крыму) и в зоне АТО очень актуален. Известно ли вам о проблемах, с которыми сталкиваются нотариусы из этих регионов? Каковы пути решения: возможно, нужно разработать какие-то специальные законодательные механизмы или же следует решать проблемы локально?
— Локальная помощь уже предоставляется самими же коллегами по цеху. Нотариусы сейчас объединяются, в том числе посредством социальных сетей, для того чтобы хоть как-то поддержать своих коллег, находящихся в горячих точках в восточных областях, а также оказать помощь участникам АТО. Но сейчас уже очевидно: локально решить существующие проблемы невозможно, нужны планомерные комплексные меры. Еще в начале июля этого года экспертами нашего института был презентован План действий учреждений нотариата в экстремальных и чрезвычайных ситуациях (План), в рамках реализации которого предусмотрено проведение целого комплекса мероприятий.
— Каких например?
—В первую очередь речь идет о мерах, направленных на обеспечение физической безопасности нотариуса, ограничение доступа к нотариальным конторам посторонних лиц, неразглашение тайны совершения нотариальных действий, а также на взаимодействие с правоохранительными органами, подразделениями Государственной пожарной службы, службой медицинской помощи, МВД.
Кроме того, сейчас назрела острая необходимость в принятии нормативно-правового акта, регулирующего наиболее злободневные для нотариусов из проблемных регионов вопросы. Это и разработка перечня документов, подлежащих немедленной передаче для дальнейшего хранения в специально определенных местах при наступлении чрезвычайной или экстремальной ситуации, и определение места временного хранения нотариальных архивов, перемещаемых из зоны чрезвычайных ситуаций. Также целесообразно предусмотреть оцифровку наиболее ценных документов, подтверждающих право собственности на недвижимое и движимое имущество, для сохранения на электронных носителях, ввести электронный нотариальный архив и многое другое.
Учитывая вышеизложенное, эксперты нашего института считают, что принятие и утверждение Министерством юстиции Украины этого Плана с учетом внесенных предложений должно состояться в кратчайшие сроки. Соответствующее письмо с нашими предложениями было направлено в профильное министерство еще 14 июля с.г.
— Создание системы профессионального самоуправления нотариусов для Украины стало знаковым событием. Как вы оцениваете эффективность деятельность Нотариальной палаты Украины (НПУ) сегодня?
— Мне сложно давать оценку эффективности деятельности НПУ по той причине, что процесс становления профессионального самоуправления нотариусов практически закончился на стадии его создания. Когда мы разрабатывали законодательную базу относительно возможности функционирования такой организации, у нас была идея последовательной передачи полномочий по вопросам допуска к профессии, утверждения правил этики нотариусов, контроля за их исполнением, организации повышения квалификации и др. от Министерства юстиции Украины к НПУ. Внедрение института самоуправления в нотариате должно было способствовать «очищению» отрасли от неквалифицированных и недобросовестных участников, а также развитию механизмов обеспечения имущественной ответственности этой организации, рассматриваемых в качестве одного из наиболее значимых достижений при переходе к саморегулированию. И самое главное — мы рассчитывали в будущем на снижение бюджетных затрат, связанных с государственным регулированием и контролем деятельности нотариусов.
Но, видимо, государство в лице органов исполнительной власти сегодня не готово передать функции, которые во всех зарубежных странах исполняют профессиональные самоуправляемые и саморегулируемые организации. Причин такой ситуации несколько. Во-первых, отсутствие специального базового закона «О саморегулируемых и самоуправляемых организациях». Во-вторых, эти организации не защищены специальными профильными законами от вмешательства органов власти и должностных лиц в их деятельность, поэтому не имеют никакого реального влияния на принятие важных решений, касающихся профессиональной деятельности. И хотя переход к профессиональному самоуправлению не означает полной свободы от государства, обеспечивающего в рамках такой модели государственный контроль, то касательно сферы нотариата свободой тут и не пахнет.
— И в завершение нашего разговора — что вы хотели бы пожелать своим коллегам-нотариусам в преддверии Дня нотариата?
— Прежде всего — мира и спокойствия в нашей стране. Стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Ну и, конечно, здоровья, личных успехов, удачи во всех делах, благополучия каждому. А нотариату — процветания и доверия тех, для служения кому он, собственно, и создан! С профессиональным праздником вас, уважаемые коллеги! С Днем нотариата!
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…