Председатель Верховного Совета Украины Владимир Литвин демонстрирует серьезные намерения обеспечить соблюдение конституционной нормы, согласно которой голосование на пленарных заседаниях парламента осуществляется народным депутатом Украины лично. Система голосования «Рада-3» (при помощи которой голосовать можно лишь за себя) должна быть запущена якобы уже на этой неделе. Тем временем парламент работает ударными темпами, принимая судьбоносные законы привычным «многокнопочным» голосованием. Это и непродление моратория на продажу земельных участков, и принятие в первом чтении изменений в закон о КМУ, и поддержание законопроекта «О центральных органах исполнительной власти». Среди законодательных актов, рассмотренных на прошлой неделе, особого внимания заслуживает Закон Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» (законопроект № 7487, внесенный Президентом Украины).
Этот Закон, что для украинского парламента редкость, рассматривался с соблюдением всех регламентных процедур — с обсуждением всех поправок и постатейным голосованием. Ввиду более 400 предложений и поправок, поданных субъектами законодательной инициативы, а также огромного количества дополнений «с голоса», рассмотрение законопроекта № 7487, занявшее два дня, было перенесено на 15 марта — не проголосовано несколько статей Окончательных положений проекта, предусматривающих внесение изменений в Уголовный кодекс Украины. Причем законопроект № 7487, будет разделен на два законодательных акта — собственно об основах предотвращения и противодействия коррупции и отдельно о внесении необходимых изменений в действующее законодательство.
Интересно, что две трети всех предложений касались шести статей законопроекта № 7487. Это статья 1 — понятийный аппарат, субъектный состав (статья 4), вопрос подарков (статья 8), специальная проверка (статья 11), финансовый контроль (статья 12), антикоррупционная деятельность общественных институтов (статья 18).
Уже начало рассмотрения законопроекта «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» показало, что его принятие будет перенесено — статья 1 проекта была отправлена на третье чтение. Причина — необходимость уточнения понятийного аппарата. Вице-спикер парламента Адам Мартынюк обратил внимание на отсутствие определения «должностного лица публичного права» (как субъекта коррупционного правонарушения), а народный депутат Украины Виктор Швец предложил растолковать также определения «служебное лицо», «служебная деятельность», «должностное лицо», «должностная деятельность». «В Конституции у нас есть понятие «должностные лица» (статья 19 часть 2). В уголовном праве у нас речь идет о «должностных преступлениях». А теперь мы вводим понятие «служебные и должностные нарушения», а в самом Законе не даем этого определения», — отметил г-н Швец.
В итоге к третьему чтению профильному комитету дано поручение включить в статью 1 законопроекта определение понятия «должностные лица юридических лиц публичного права, которые получают заработную плату за счет государственного или местного бюджетов».
Вместе с тем, по предложению Владимира Литвина, понятие «близкие лица» получило новое определение: «супруги, дети, родители, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, усыновители, усыновленные, другие лица, которые совместно проживают, связанные общим бытом и имеют взаимные права и обязанности с субъектом коррупционных нарушений». Таким образом, именно факт совместного проживания становится определяющим фактором «близкости», даже для родственников (в первоначальной редакции он относился лишь к «другим лицам»).
Статья 4 законопроекта, определяющая перечень субъектов ответственности за коррупционные правонарушения, также претерпела существенные изменения по сравнению с редакцией, принятой в первом чтении. Решением профильного комитета было учтено большинство предложенных поправок, в результате чего из перечня субъектов ответственности за коррупционные правонарушения исключены члены окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий (подпункт «б» пункта 2 части 1 статьи 4), руководители общественных организаций, которые частично финансируются за счет государственного или местного бюджета (подпункт «у» пункта 2 части 1 статьи 4) — предложения народных депутатов Украины Руслана Князевича, Андрея Кожемякина, Юрия Мирошниченко, Владимира Пилипенко и Валерия Писаренко. Также поддержано предложение народного депутата Украины Юрия Воропаева относительно исключения из этого перечня помощников-консультантов народных депутатов Украины и других выборных лиц, которые не являются государственными служащими, должностными лицами местного самоуправления, но получают заработную плату за счет государственного бюджета, бюджета Автономной Республики Крым или местного бюджета, а также те, которые работают на общественных началах (подпункт «г» пункта 2 части 1 статьи 4).
Комитетом, кроме того, было поддержано предложение исключить и должностных лиц иностранных государств (лиц, занимающих должности в законодательном, исполнительном или судебном органе иностранного государства, в том числе присяжных заседателей, других лиц, осуществляющих функции государства для иностранного государства, в частности для государственного органа или государственного предприятия), а также иностранных третейских судей, лиц, уполномоченных решать гражданские, коммерческие или трудовые споры в иностранных государствах в порядке, альтернативном судебному; и должностных лиц международных организаций (работников международной организации или любых других лиц, уполномоченных такой организацией действовать от ее имени), а также членов международных парламентских ассамблей, участником которых является Украина, и судей, и должностных лиц международных судов (подпункт «е» пункта 2 части 1 статьи 4). Но в ходе рассмотрения данной поправки в сессионном зале Руслан Князевич обратил внимание, что на подобной формулировке настаивает ГРЕКО. «Конвенция ООН говорит опосредствовано: что нужно наказывать тех, кто дает взятки, соответственно должностным лицам иностранных государств. Но Конвенция криминальная Совета Европы четко говорит, что и должностные лица иностранных государств, и международные организации должны быть субъектами ответственности в каждой стране, которая входит в эту Конвенцию. Может, она для выполнения абсурдная, но для того, чтобы мы не имели проблем перед ГРЕКО, оставить эту норму в редакции первого чтения», — отметил г-н Князевич. Предложение было поддержано.
Среди прочих изменений, внесенных в проект антикоррупционного закона в ходе второго чтения, отметим уточнение «совместительских» ограничений для субъектов коррупционных правонарушений — исключение слов «непосредственно или через других лиц», очевидно, позволит чиновникам осуществлять предпринимательскую деятельность через третьих лиц. Аналогично в законопроекте сохранился запрет лишь на личное вхождение в состав органа управления или наблюдательного совета предприятия либо организации, которая имеет целью получение прибыли. Нецелесообразность запрета входить в упомянутые органы через третьих лиц профильным комитетом объяснена невозможностью доказывания на практике факта опосредствованного вхождения в состав органа управления или наблюдательного совета предприятия или организации. Отметим, что подобных преференций в предпринимательской деятельности чиновникам не давал даже Закон Украины «О борьбе с коррупцией» 1995 года.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…