Медленно, но результативно ли? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №10 (689) » Медленно, но результативно ли?

Медленно, но результативно ли?

Председатель Верховного Совета Укра­ины Владимир Литвин демонстрирует серьезные намерения обеспечить соблюдение конституционной нормы, согласно которой голосование на пленарных заседаниях парламента осуществляется народным депутатом Украины лично. Система голосования «Рада-3» (при помощи которой голосовать можно лишь за себя) должна быть запущена якобы уже на этой неделе. Тем временем парламент работает ударными темпами, принимая судьбоносные законы привычным «многокнопочным» голосованием. Это и непродление моратория на продажу земельных участков, и принятие в первом чтении изменений в закон о КМУ, и поддержание законопроекта «О центральных органах исполнительной власти». Среди законодательных актов, рассмотренных на прошлой неделе, особого внимания заслуживает Закон Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» (законопроект № 7487, внесенный Президентом Украины).

Этот Закон, что для украинского парламента редкость, рассматривался с соблюдением всех регламентных процедур — с обсуждением всех поправок и постатейным голосованием. Ввиду более 400 предложений и поправок, поданных субъектами законодательной инициативы, а также огромного количества дополнений «с голоса», рассмотрение законопроекта № 7487, занявшее два дня, было перенесено на 15 марта — не проголосовано несколько статей Окончательных положений проекта, предусматривающих внесение изменений в Уголовный кодекс Украины. Причем законопроект № 7487, будет разделен на два законодательных акта — собственно об основах предотвращения и противодействия коррупции и отдельно о внесении необходимых изменений в действующее законодательство.

Интересно, что две трети всех предложений касались шести статей законопроекта № 7487. Это статья 1 — понятийный аппарат, субъектный состав (статья 4), вопрос подарков (статья 8), специальная проверка (статья 11), финансовый контроль (статья 12), антикоррупционная деятельность общественных институтов (статья 18).

Не сошлись в терминологии

Уже начало рассмотрения законопроекта «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» показало, что его принятие будет перенесено — статья 1 проекта была отправлена на третье чтение. Причина — необходимость уточнения понятийного аппарата. Вице-спикер парламента Адам Мартынюк обратил внимание на отсутствие определения «должностного лица публичного права» (как субъекта коррупционного правонарушения), а народный депутат Украины Виктор Швец предложил растолковать также определения «служебное лицо», «служебная деятельность», «должностное лицо», «должностная деятельность». «В Конституции у нас есть понятие «должностные лица» (статья 19 часть 2). В уголовном праве у нас речь идет о «должностных преступлениях». А теперь мы вводим понятие «служебные и должностные нарушения», а в самом Законе не даем этого определения», — отметил г-н Швец.

В итоге к третьему чтению профильному комитету дано поручение включить в статью 1 законопроекта определение понятия «должностные ­лица юридических лиц публичного права, которые получают заработную плату за счет государственного или местного бюджетов».

Вместе с тем, по предложению Владимира Литвина, понятие «близкие лица» получило новое определение: «супруги, дети, родители, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, усыновители, усыновленные, другие лица, которые совместно проживают, связанные общим бытом и имеют взаимные права и обязанности с субъектом коррупционных нарушений». Таким образом, именно факт совместного проживания становится определяющим фактором «близкости», даже для родственников (в первоначальной редакции он относился лишь к «другим лицам»).

Субъектный состав

Статья 4 законопроекта, определяющая перечень субъектов ответственности за коррупционные правонарушения, также претерпела существенные изменения по сравнению с редакцией, принятой в первом чтении. Решением профильного комитета было учтено большинство предложенных поправок, в результате чего из перечня субъектов ответственности за коррупционные правонарушения исключены члены окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий (подпункт «б» пункта 2 части 1 статьи 4), руководители общественных организаций, которые частично финансируются за счет государственного или местного бюджета (подпункт «у» пункта 2 части 1 статьи 4) — предложения народных депутатов Украины Руслана Князевича, Андрея Кожемякина, Юрия Мирошниченко, Владимира Пилипенко и Валерия Писаренко. Также поддержано предложение народного депутата Украины Юрия Воропаева относительно исключения из этого перечня помощников-консультантов народных депутатов Украины и других выборных лиц, которые не являются государственными служащими, должностными лицами местного самоуправления, но получают заработную плату за счет государственного бюджета, бюджета Автономной Республики Крым или местного бюджета, а также те, которые работают на общественных началах (подпункт «г» пункта 2 части 1 статьи 4).

Комитетом, кроме того, было поддержано предложение исключить и должностных лиц иностранных государств (лиц, занимающих должности в законодательном, исполнительном или судебном органе иностранного государства, в том числе присяжных заседателей, других лиц, осуществляющих функции государства для иностранного государства, в частности для государственного органа или государственного предприятия), а также иностранных третейских судей, лиц, уполномоченных решать гражданские, коммерческие или трудовые споры в иностранных государствах в порядке, альтернативном судебному; и должностных лиц международных организаций (работников международной организации или любых других лиц, уполномоченных такой организацией действовать от ее имени), а также членов международных парламентских ассамблей, участником которых является Украина, и судей, и должностных лиц международных судов (подпункт «е» пункта 2 части 1 статьи 4). Но в ходе рассмотрения данной поправки в сессионном зале Руслан Князевич обратил внимание, что на подобной формулировке настаивает ГРЕКО. «Конвенция ООН говорит опосредствовано: что нужно наказывать тех, кто дает взятки, соответственно должностным лицам иностранных государств. Но Конвенция криминальная Совета Европы четко говорит, что и должностные лица иностранных государств, и международные организации должны быть субъектами ответственности в каждой стране, которая входит в эту Конвенцию. Может, она для выполнения абсурдная, но для того, чтобы мы не имели проблем перед ГРЕКО, оставить эту норму в редакции первого чтения», — отметил г-н Князевич. Предложение было поддержано.

Среди прочих изменений, внесенных в проект антикоррупционного закона в ходе второго чтения, отметим уточнение «совместительских» ограничений для субъектов коррупционных правонарушений — исключение слов «непосредственно или через других лиц», очевидно, позволит чиновникам осуществлять предпринимательскую деятельность через третьих лиц. Аналогично в законопроекте сохранился запрет лишь на личное вхождение в состав органа управления или наблюдательного совета предприятия либо организации, которая имеет целью получение прибыли. Нецелесообразность запрета входить в упомянутые органы через третьих лиц профильным комитетом объяснена невозможностью доказывания на практике факта опосредствованного вхождения в состав органа управления или наблюдательного совета предприятия или организации. Отметим, что подобных преференций в предпринимательской деятельности чиновникам не давал даже Закон Украины «О борьбе с коррупцией» 1995 года.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Авторитеты

Самые влиятельные, известные, уважаемые среди женщин-юристов

Актуальный документ

Документы и аналитика

Обжалование открытия производства по делу

Акцент

Первый пошел...

Государство и юристы

Новости законотворчества

Особенности корпоративного управления в банках

Государство и юристы

Служебная лестница

Награждения, назначения и отставки юристов

Государство и юристы

Новости законотворчества

Комитет по вопросам правосудия поддержал проект Закона о судебном сборе

О направлении копии искового заявления

Государство и юристы

Новые правила амнистии

Медленно, но результативно ли?

Документы и аналитика

НДС на хозяйственную санкцию

Экспертиза в свете Налогового кодекса

Можно ли транслировать страдания?

Зарубежная практика

Унификация в обмен на монополию

Неделя права

Новости из-за рубежа

Как вести себя с полицейскими?

DLA Piper одобрила слияние с австралийским партнером

Неделя права

Универсальный защитник интересов Украины

Административная статистика

Пригляделись к председателям

Законодательные новеллы

Неделя права

Новости из-за рубежа

Казахстан намерен отказаться от сдачи адвокатского экзамена «в центре»

Новости из зала суда

Судебная практика

Изменения в КАСУ — правомерны

Наследники Романа Шухевича проиграли суд министру образования

Началось предварительное слушание по делу Евгения Корнийчука

«Киевводоканал» и «Киевгаз» остались за общиной Киева

Новости юридических фирм

Частная практика

АО Arzinger сопровождало покупку мебельной фабрики

Avellum Partners — украинский советник ряда финучреждений

ЮФ «Астерс» — юридический советник BT Signaling B.V.

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Новый «исполнительный» закон

Решения недели

Судебная практика

О налоговых накладных

О выплате бюджетного возмещения

Расчет потребленной энергии по методике

Самое важное

Верховное «НО»

Судебная практика

Судебные решения

О некоторых существенных аспектах признания недействительным договора дарения недвижимого имущества

Судебная практика

За границу выезд заказан

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах признания права собственности на недвижимость

Судебная практика

Не ценный мех

Тема номера

Регистрация аренды

Судебные споры в строительстве

Частная практика

Эволюция партнерства

Юридический форум

Добавить в творчество науки

Інші новини

PRAVO.UA