С ситуацией, которую я опишу ниже, столкнулись многие предприятия, потребители электроэнергии. Например, 2 года назад они превысили договорную норму потребления электроэнергии, уплатили штраф, предусмотренный договором, и давно уже об этом забыли. Но нет! Предприятиям поступили сообщения о необходимости уплаты начисленного НДС на суммы штрафных санкций! При отказе — угроза отключения электроэнергии. Бухгалтеры в шоке! Налоговая отчетность по уплаченной штрафной санкции уже давно сдана, а теперь на нее нужно начислять НДС. Кроме того, включать ли его в налоговый кредит? И вообще, если начисляется сумма на штрафную санкцию, значит, ее нужно начислять на все санкции между хозяйствующими субъектами, и за последние 3 года начислить и дополнительно взыскать НДС за контрагентов? Чем аргументирована данная позиция?
По-моему, основная цель нововведения — пополнение Государственного бюджета. Тем не менее предлагаю обратиться к нормативной базе. Начнем все с той же штрафной санкции за превышение лимита потребления электроэнергии.
В соответствии с частью 4 статьи 26 Закона Украины «Об электроэнергетике» от 16 октября 1997 года (Закон) потребитель энергии несет ответственность за нарушение условий договора с энергопоставщиком и правил пользования электрической и тепловой энергией и выполнение предписаний государственных инспекций по энергетическому надзору за режимами потребления электрической и тепловой энергии согласно законодательству Украины. Правила пользования электрической и тепловой энергией для населения утверждаются Кабинетом Министров Украины (КМУ).
Частью 5 этой статьи установлено, что потребители (кроме населения, профессионально-технических учебных заведений и высших учебных заведений I-IV уровней аккредитации государственной и коммунальной форм собственности) в случае потребления электрической энергии свыше договорной величины за расчетный период платят энергопоставщикам двукратную стоимость разницы фактически потребленной и договорной величины.
При этом, согласно части 7 статьи 27 Закона, санкции, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 26 этого Закона, применяются в порядке, установленном КМУ. Следовательно, с точки зрения Закона превышение договорной величины потребления электроэнергии рассматривается как правонарушение, к которому применяются соответствующие санкции.
Понятие «хозяйственные санкции» определено частью 1 статьи 217 Хозяйственного кодекса Украины от 16 января 2003 года (ХК) как меры воздействия на правонарушителя в сфере хозяйствования, в результате применения которых для него наступают неблагоприятные экономические и/или правовые последствия. В сфере хозяйствования применяется, в частности, такой вид хозяйственных санкций, как штрафные (часть 2 статьи 217 ХК).
Согласно части 1 статьи 230 ХК Украины, штрафными признаются хозяйственные санкции в виде денежной суммы (неустойка, штраф, пеня), которую участник хозяйственных отношений обязан уплатить в случае нарушения им правил осуществления хозяйственной деятельности, невыполнения или ненадлежащего выполнения хозяйственного обязательства. При этом в соответствии с частью 4 статьи 231 ХК Украины размер санкций может быть установлен в размере, кратном стоимости товаров (работ, услуг).
Таким образом, санкции, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 26 Закона, полностью отвечают статьям 230 и 231 ХК Украины по основаниям применения, виду и методу определения размера таких санкций, а именно:
— устанавливаются в денежном выражении;
— применяются в случае ненадлежащего выполнения хозяйственного обязательства (превышение договорных величин потребления);
— определены в размере двукратной стоимости разницы фактически потребленной договорной величины.
Следовательно, суммы, которые дополнительно и в обязательном порядке уплачиваются потребителями электрической энергии (кроме населения, профессионально-технических учебных заведений и высших учебных заведений I-IV уровней аккредитации государственной и коммунальной форм собственности) в пользу энергопоставщиков в соответствии со статьей 26 Закона за потребление электроэнергии свыше договорных величин, относятся к категории штрафных санкций.
В случае если потребитель обязан в соответствии с частью 5 статьи 26 Закона уплатить суммы за превышение договорных величин потребления электрической энергии в размере двукратной стоимости разницы фактически потребленной и договорной величины электрической энергии, то структура такого платежа содержит одну часть, которая отвечает оплате за товар, и другую часть, которая отвечает штрафной санкции за превышение договорных величин потребления электроэнергии.
Сначала напомню читателю законодательство «не так давно минувших дней» для сравнения и анализа. В соответствии с подпунктом 5.3.5 пункта 5.3 статьи 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28 декабря 1994 года не включаются в состав валовых расходов расходы на уплату штрафов и/или неустойки либо пени по решению сторон договора или по решению соответствующих государственных органов, суда. А теперь предлагаю обратиться к Налоговому кодексу (НК), чтобы ответить на вопрос, как эта ситуация урегулирована сейчас. Итак, слово «валовые», обратите внимание, в определении отсутствует, но суть аналогична: пунктом 139.1.11. статьи 139 суммы штрафов и/или неустойки либо пени по решению сторон договора или по решению соответствующих государственных органов, суда, которые подлежат оплате плательщиком налога, не включаются в состав расходов при определении налогооблагаемой прибыли.
Если суть нормы не поменялась, то возьму на себя смелость процитировать налоговое обязательство, комментирующее недействующее ныне законодательство. Но, как уже обозначалось выше, не изменившие, в принципе, свою суть.
Как указано в Обобщающем налоговом разъяснении относительно применения подпункта 5.3.5 пункта 5.3 статьи 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», плательщиками налога на прибыль — потребителями электрической энергии, утвержденном приказом ГНАУ № 696 от 11 декабря 2007 года, «часть повышенной платы за объемы превышения договорных величин потребления электрической энергии, которая отвечает штрафной санкции за такое превышение, не подлежит включению в состав валовых расходов плательщиков налога — потребителей электрической энергии». Слово «валовые» можете не читать – и тогда Вы соотнесете к Налоговому кодексу идентичность позиции налоговой.
Чтобы сильно не огорчать, напомню, что, согласно пункту 7 Переходных Положений НК, штрафные санкции за нарушение налогового законодательства до 1 июня будут в размере только 1 грн за каждое нарушение.
Подавляющее большинство юристов при взыскании суммы долга (особенно когда долг существенный) начисляют 3 % годовых и компенсацию индекса инфляции. Суд их взимает. Но налоговая считала, что НДС тоже необходимо начислять на эти суммы. Аргументы основывались на следующем. Согласно подпункту 3.1.1 пункта 3.1 статьи 3 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (Закон об НДС), объектом налогообложения являются операции по поставке товаров и услуг, место предоставления которых находится на таможенной территории Украины. По действующему законодательству, объект налогообложения — объектом налогообложения могут быть имущество, товары, доход (прибыль) или его часть, обороты по реализации товаров (работ, услуг), операции по поставке товаров (работ, услуг) и другие объекты, определенные налоговым законодательством, с наличием которых налоговое законодательство связывает возникновение у налогоплательщика налоговой обязанности (статья 22 НК).
База налогообложения операций по поставке товаров (услуг) определяется согласно нормам статьи 188 НК, а именно: из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен, определенных согласно статье 39 НК, с учетом общегосударственных налогов и сборов. В состав договорной (контрактной) стоимости включаются любые суммы средств, стоимость материальных и нематериальных активов, которые передаются налогоплательщику непосредственно покупателем или через любое третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров (услуг).
С учетом вышеизложенного полученные плательщиком суммы компенсации индекса инфляции и 3 % годовых, которые уплачиваются покупателем согласно статье 625 Гражданского кодекса Украины (ГК), в случае просроченного выполнения им договорных обязательств, должны включаться в состав денежных обязательств должника, и, соответственно, включаться продавцом в базу налогообложения.
Дата возникновения налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, которые формируются вследствие претензионной работы или по решению суда относительно уплаты указанных сумм (в размере индекса инфляции и 3 % годовых от просроченной суммы) свыше установленной договорной стоимости товаров (работ, услуг), будет отвечать дате фактической уплаты этих сумм.
Согласно пункту 192.1 статьи 192 НК, если после поставки товаров / услуг осуществляется любое изменение суммы компенсации их стоимости, включая следующий за поставкой пересмотр цен, перерасчет в случаях возврата товаров предоставившему их лицу или при возвращении поставщиком суммы предварительной оплаты товаров / услуг, суммы налоговых обязательств и налогового кредита поставщика и получателя подлежат соответствующей корректировке. Если в результате такого пересчета происходит увеличение суммы компенсации в пользу плательщика налога — поставщика, то поставщик, соответственно, увеличивает сумму налоговых обязательств по результатам налогового периода, в течение которого был проведен такой пересчет, и посылает получателю расчет корректировки налога.
Письмом ГНАУ от 16 января 2009 года № 738/7/16-1517-26 дополнен этот вопрос следующим. При заполнении расчета, выписанного при получении плательщиком сумм индекса инфляции и 3 % годовых, выплачиваемых покупателем согласно статье 625 ГК Украины в случае просроченного выполнения им договорных обязательств, в графе 3 «Номенклатура поставки товаров (услуг)» также указывается «сумма индекса инфляции и 3 % годовых, выплачиваемых покупателем согласно статье 625 ГК Украины в случае просроченного выполнения им договорных обязательств по товарам, услугам, указанным в налоговой накладной № ____ » (указывается номер налоговой накладной, выписанной на сумму поставки этих товаров (услуг), определенную исходя из их договорной (контрактной) стоимости).
К сожалению, мне не удалось найти судебной практики по данному вопросу и узнать, была ли вообще такая на Украине. Однако в случае с начислением суммы НДС по штрафу по электроэнергии лучше было уплатить, чем ждать, когда отключат электроэнергию предприятию, а потом судиться, чтобы включили снова!
Конечно, позиция ГНАУ понятна: начисляйте НДС на все хозяйственные штрафные санкции! Хотя вышеупомянутые письма и касались лишь компенсации индекса инфляции и 3 % годовых, тем не менее принцип, по которому это определяли, касается всех хозяйственных санкций, считают сотрудники ГНИ, которые провели проверку в организациях электроснабжения по городам Украины и начислили им НДС на штрафы, которые они взимают уже с потребителей!
КОТАШЕВСКАЯ Татьяна — исполнительный директор общественной организации «Юридический дом «Защита», г. Харьков
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…