Унификация в обмен на монополию — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №10 (689) » Унификация в обмен на монополию

Унификация в обмен на монополию

Министр юстиции Российской Феде­рации Александр Коновалов в ходе заседания коллегии Минюста по итогам 2010 года и задачам на 2011 год заявил, что настало время браться за реформу адвокатуры и нотариата. В частности, министр отметил, что есть возможность в 2011 году перейти к широкому обсуждению уже конкретных готовых предложений по реформе адвокатуры. Основные направления грядущей реформы — это унификация оказания юридических услуг, повышение стандартов качества оказания услуг адвокатами и нотариусами, повышение гарантий доступа к гарантированно качественному оказанию услуг всем без исключения желающим или нуждающимся в этой помощи. При этом Минюст готов отказаться от некоторых своих контрольных полномочий в пользу саморегулирования адвокатского и нотариального сообществ, предварительно их реформировав.

Принципиальное и наиболее дискуссионное положение грядущей реформы адвокатуры (которая, напомним, последний раз реформировалась в 2002 году) — унификация юридической профессии, объединение в рамках единой адвокатуры всех лиц, оказывающих юридические услуги (помощь), или хотя бы установление стандартов для «консультантов-неадвокатов», максимально приближенных к регулированию адвокатской деятельности.

Для нынешней адвокатуры реформа будет означать привнесение некоторых рыночных механизмов в их деятельность и необходимость организации своей работы в новых стандартах (пусть даже с учетом монополии на судебное представительство) — ведь заявления о «неконкурентности» зарегулированной адвокатуры со «свободными консультантами» утратят смысл, и в бизнес-сегменте все в идеале окажутся равны. Но дивиденды, скорее всего, получат лица, практикующие в традиционно адвокатских гражданской и уголовной юрисдикциях, — шансы свободных индивидуалов быстро и просто пополнить ряды адвокатуры явно ниже, чем у бизнес-консультантов.

«Неадвокатов» реформа заставит получить статус адвоката (пока что непонятно, на каких условиях), соблюдать правила профессии (в «серьезных» юридических фирмах внутренние стандарты иногда жестче), упорядочить свою деятельность в предусмотренных для адвокатуры формах (ныне это неприемлемо). «Пряником» для консультантов станут адвокатские привилегии на судебное представительство и профессиональную тайну.

Как это зачастую случается, подходы к решению столь глобальной задачи существенно отличаются у разных заинтересованных лиц.

Основные черты концепции реформирования адвокатуры, разрабаты­ваемой Минюстом РФ, не так давно озвучил заместитель министра юстиции Юрий Любимов в интервью изданию «Ведомости» (№ 13 (2779) от 27 января 2011 года).

Готовя концепцию реформы, Минюст исходил из равности унифицируемых сторон, грядущая реформа адвокатуры — это не поглощение адвокатурой горстки «отступников», а объединение двух равновеликих юридических корпораций в рамках единой адвокатуры.

Стратегическая цель реформы «от Минюста» — передача всего внешнего профессионального юридического консультирования адвокатам и их объединениям. При этом государство должно гарантировать, что если клиент обратился к лицу, имеющему признанный статус адвоката, то он получит услугу определенного качества, не будет обманут и сможет привлечь консультанта к ответственности за некачественное оказание услуги. В части судов это означает переход к адвокатской монополии.

Самый большой риск реформы Юрий Любимов видит для консультационного рынка. Снизить напряжение, по его мнению, может предоставление консультантам автономии внутри адвокатуры.

Другой вариант — разделение единого адвокатского статуса на три, по виду юрисдикции: на условно уголовный, гражданский и коммерческий. Соответственно, по виду лицензии адвоката регулируется и доступ в суды. Если коммерческая лицензия — можно выступать в арбитраже, гражданская — в общей юрисдикции. При этом у адвоката могут быть и все три лицензии, но, по идее Минюста, одна из них — приоритетная, определяющая принадлежность адвоката к соответствующей коллегии.

Технически вхождение консультантов в адвокатуру представляется, пожалуй, основной сложностью грядущей реформы. Минюст рассматривает ряд идей. Например, есть предложение автоматически принять в адвокатуру тех юристов, которые смогут показать наличие определенного дохода от практики плюс профильный стаж как показатель профессионализма. В крайнем случае, по словам г‑на Любимова, есть возможность в ручном режиме контролировать справедливый прием в адвокатуру юристов из ведущих фирм. Подход понятен, особенно учитывая, что одна из целей затеваемой реформы — избавиться от консультантов, предоставляющих некачественные услуги. Обсуждается в Минюсте и возможность переэкзаменовки адвокатов — с той же целью, а формально — для разделения их по трем юрисдикциям.

Другой принципиальный момент реформы — формы организации деятельнос­ти адвоката. Минюст РФ уже пришел к пониманию необходимости такой формы адвокатского объединения, как партнерство, — в законодательстве должны быть предусмотрены фигуры партнера и ассоциата, возможность подчинения одного адвоката другому, гибкое распределение прибыли и т.д. Отметим, что большинство юридических (не адвокатских фирм) уже давно работают в таком формате.

Представляется, что озвученные заместителем министра юстиции вехи реформы адвокатуры воспринимаются достаточно настороженно, прежде всего самими адвокатами, и уже можно слышать отдельные осторожные заявления о неприемлемости того или иного предложения. Но в целом, понимая то ли необходимость кардинальных изменений и унификации, то ли бесперспективность глухой оппозиции, адвокатура (в лице руководства Федеральной палаты адвокатов) демонстрирует намерение активно включиться в подготовку реформы и, если получится, отстоять интересы «старых адвокатов».

Консервативный взгляд адвокатуры на реформу наиболее полно изложен в Пояснительной записке к проекту федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи», размещенному на сайте Федеральной палаты адвокатов. Представляется, что многое будет пересмотрено ввиду инициатив Минюста, но отдельные принципиальные положения имеют все шансы стать частью грядущей реформы.

В пользу исключительности прав адвокатов на предоставление юридических услуг приводится тот аргумент, что лишь лица, принятые в адвокатуру, могут оказывать действительно качественные услуги, а консультанты в своей массе — необразованные, неопытные, морально-ущербные индивиды, которых никто не контролирует. Утверждение достаточно сомнительное, а клиент, как известно, «голосует рублем». Очевидно, что отбросить качественный критерий нельзя, хотя основные конкуренты адвокатов — все-таки крупные юридические фирмы, прежде всего иностранные, обслуживающие (судя по всему, очень даже профессионально) крупный бизнес.

Отстаивая фактическое поглощение адвокатурой юристов-консультантов, ФПА называет нынешнее положение адвокатуры «граничащим с дискриминацией»: адвокаты несут множество обязанностей, тогда как к лицам, не имеющим статуса адвоката, а равно нотариуса или патентного поверенного, но также оказывающим юридические услуги, никаких требований и условий осуществления такой деятельности законодательство не устанавливает. «При существующем правовом регулировании, оказывается, доходнее заниматься юридическими услугами, не обременяя себя обязательствами и соблюдением квалификационных требований. Кроме того, это выгоднее коммерчески, если даже судить прос­то по налогообложению. Так, если предприниматель и коммерческие организации вправе воспользоваться упрощенной системой налогообложения и платить максимум шесть процентов с получаемых доходов, то адвокаты не вправе использовать такую систему налогообложения и уровень их налогообложения составляет не менее пятнадцати процентов от их дохода», — отмечается в документе.

В целях соблюдения интересов лиц, уже осуществляющих деятельность по предоставлению юридической помощи (услуг), но не являющихся адвокатами, предлагается принять в состав адвокатуры без вступительного экзамена (при условии, что они обладают высшим юридическим образованием и подтвержденным опытом практической работы). Это позволит обеспечить конституционные права частнопрактикующих юристов и сотрудников юридических фирм. Такие лица не будут лишены возможности доступа к оказанию юридических услуг. Заинтересованные и компетентные лица могут получить адвокатский статус на основе установленных в законе прозрачных критериев и затем оказывать юридические услуги.

На первый взгляд, подобная модель даже предпочтительнее, чем минюстовская переаттестация, если бы не один немаловажный аспект — отсутствие комплексного понимания необходимости реформирования адвокатуры — ведь существующим положением адвокатов в РФ и чрезмерной зарегулированностью их деятельности недовольны, прежде всего, сами адвокаты, зачастую вынужденные искать более привлекательные схемы организации бизнеса (общеизвестно существование одноименных адвокатских образований и юридических фирм, организованных как субъекты хозяйствования) и «добровольно» отказываться от привилегий статуса адвоката.


Официально

У адвокатов и нотариусов новый куратор

Министр юстиции Российской Феде­рации Александр Коновалов перераспределил обязанности между своими заместителями. Новым заместителем по международным вопросам стал Юрий Любимов, который до недавнего времени занимался вопросами адвокатуры и нотариата. Курировать эти два сообщества будет Виктор Евтухов, назначенный заместителем министра юстиции 16 февраля 2011 рода. До этого он представлял в Совете Федера­ции исполнительную власть г. Санкт-Петербурга.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Авторитеты

Самые влиятельные, известные, уважаемые среди женщин-юристов

Актуальный документ

Документы и аналитика

Обжалование открытия производства по делу

Акцент

Первый пошел...

Государство и юристы

Новости законотворчества

Особенности корпоративного управления в банках

Государство и юристы

Служебная лестница

Награждения, назначения и отставки юристов

Государство и юристы

Новости законотворчества

Комитет по вопросам правосудия поддержал проект Закона о судебном сборе

О направлении копии искового заявления

Государство и юристы

Новые правила амнистии

Медленно, но результативно ли?

Документы и аналитика

НДС на хозяйственную санкцию

Экспертиза в свете Налогового кодекса

Можно ли транслировать страдания?

Зарубежная практика

Унификация в обмен на монополию

Неделя права

Новости из-за рубежа

Как вести себя с полицейскими?

DLA Piper одобрила слияние с австралийским партнером

Неделя права

Универсальный защитник интересов Украины

Административная статистика

Пригляделись к председателям

Законодательные новеллы

Неделя права

Новости из-за рубежа

Казахстан намерен отказаться от сдачи адвокатского экзамена «в центре»

Новости из зала суда

Судебная практика

Изменения в КАСУ — правомерны

Наследники Романа Шухевича проиграли суд министру образования

Началось предварительное слушание по делу Евгения Корнийчука

«Киевводоканал» и «Киевгаз» остались за общиной Киева

Новости юридических фирм

Частная практика

АО Arzinger сопровождало покупку мебельной фабрики

Avellum Partners — украинский советник ряда финучреждений

ЮФ «Астерс» — юридический советник BT Signaling B.V.

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Новый «исполнительный» закон

Решения недели

Судебная практика

О налоговых накладных

О выплате бюджетного возмещения

Расчет потребленной энергии по методике

Самое важное

Верховное «НО»

Судебная практика

Судебные решения

О некоторых существенных аспектах признания недействительным договора дарения недвижимого имущества

Судебная практика

За границу выезд заказан

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах признания права собственности на недвижимость

Судебная практика

Не ценный мех

Тема номера

Регистрация аренды

Судебные споры в строительстве

Частная практика

Эволюция партнерства

Юридический форум

Добавить в творчество науки

Інші новини

PRAVO.UA