КОМУ ЭТО НУЖНО? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №17 (227) » КОМУ ЭТО НУЖНО?

КОМУ ЭТО НУЖНО?

В основу любой реформы положены, прежде всего, интересы общества. Административная реформа — не исключение. Граждане и предприниматели слишком часто вступают в административно-правовые отношения, и не менее часто ощущают на своей шкуре «клыки» государственных чиновников.

И дело даже не только и не столько в том, что граждане (хозяйствующие субъекты) наиболее адекватно оценивают все негативные моменты законодательного регулирования деятельности органов исполнительной власти. Главное заключается в том, что эффективное реформирование органов власти невозможно без учета общественного мнения, без постоянного контроля со стороны общества за ходом проведения реформы, ее глубиной и качеством. Более того, без одобрения гражданами результатов административной реформы невозможно донести до общества, что данная реформа проводилась исключительно в интересах и на благо этого самого общества, а не для галочки в списке уже проведенных реформ.

17 апреля независимые аналитические организации — Институт Конкурентного Общества и Центр политико-правовых реформ совместно организовали «круглый стол», посвященный состоянию административной реформы на Украине и ее дальнейшему развитию. К участию в обсуждении проблем проведения административной реформы были приглашены Глава государственной комиссии по проведению на Украине административной реформы Леонид Кравчук, уполномоченный Президента по вопросам административной реформы Юрий Ехануров, народные депутаты, представители органов исполнительной власти, общественных организаций и научные работники. Организаторы «круглого стола», поставили перед собой цель усилить информированность граждан — получателей сегодняшних и будущих административных услуг — о ходе реализации административной реформы и определить ожидания граждан в отношении результатов проведения административной реформы.

Исходя из цели «круглого стола», для обсуждения были предложены два вопроса: 1) ожидания граждан в связи с проведением административной реформы и 2) законодательные перспективы административной реформы.

Заседание «круглого стола» открыл Юрий Ехануров, начав с обнадеживающих слов о том, что мы, наконец, должны дать реальную оценку тому, что сейчас происходит в административной реформе и почему после 1999 года мы делаем лишь шаги назад. Конечно же, данный вопрос

г-на Еханурова является риторическим и обращен он скорее к команде Президента и депутатам Верховного Совета, чем к присутствующим. Тем не менее такая постановка вопроса позволила многим высказать свое мнение о «шагах назад».

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЗНАТЬ, НАРОД ДОЛЖЕН ПОНЯТЬ

Выступление Ксении Ляпиной (Институт Конкурентного Общества) было посвящено теме «Ожидания граждан от административной реформы». Оказывается, что наши граждане не могут отличить политическую систему от административной. Откровенно говоря, по своим целям и методам деятельности эти системы действительно не отличаются. Тем не менее были проведены исследования среди двух групп населения (предприниматели и социально незащищенные слои), которые вынуждены практически ежедневно сталкиваться с государственными чиновниками различных рангов. Они высказали свои ожидания от результатов административной реформы и определили основы, на которых должна строиться система государственного управления. А основы эти следующие:

1) рациональная и эффективная система органов власти;

2) чиновники — «слуги народа», которые понимают, что содержатся на деньги налогоплательщиков;

3) единые, четкие и справедливые правила отношений между органами власти и гражданами;

4) необратимость действия норм закона для всех лиц (в том числе для государственных служащих и служащих органов местного самоуправления);

5) удобство процедуры получения гражданами административных услуг, высокие профессиональные стандарты качества административных услуг;

6) привлечение общественности к принятию решений органами государственной власти;

7) реальная подотчетность и подконтрольность власти гражданам через обнародование отчетов и информации о деятельности органов власти;

8) быстрая и эффективная судебная защита;

9) паритетное сотрудничество органов власти и общественных организаций.

Что же, как показывают исследования, ожидания у наших граждан серьезные. К сожалению, эти ожидания, несмотря на то, что в западных странах они являются нормами организации и деятельности органов государственного управления, на Украине пока можно назвать просто утопией.

Несомненно, кто ничего не делает, у того ничего не получается. Поэтому Институт Конкурентного Общества и Аналитическая группа координационно-экспертного центра объединения предпринимателей Украины подготовили проект «Ожидания граждан Украины от проведения административной реформы». В данном проекте, помимо вышеперечисленных требований, указываются конкретные предложения граждан при разработке законодательных актов в свете проведения административной реформы. Например, установить стандарты качества административных услуг, чтобы граждане имели возможность оценивать качество предоставления каждой услуги. Или — повысить уровень компетентности, исполнительной дисциплины и деловой культуры государственных служащих нижнего уровня, которые непосредственно общаются с гражданами и рассматривают их обращения. Или — обязательно мотивировать все принятые решения и доводить их до сведения граждан. Или — постоянно устранять условия для развития коррупции и др. Проект содержит также ряд законодательных инициатив, влияющих, по мнению граждан, на достижение положительных результатов при проведении административной реформы.

Последнюю редакцию данного проекта передадут не только в общественные организации, но в Верховный Совет и Кабинет Министров Украины. Будем ждать результатов!

ЗАКОН ТУТ НИ ПРИ ЧЕМ…

Сергей Береславский (Институт Конкурентного Общества) в своем выступлении попытался ответить на вопрос: «Каким образом можно улучшить качество административных услуг без законодательных изменений?» Начал свое выступление г–н Береславский с того, что отметил два пути проведения административной реформы: первый (более сложный) — это внесение изменений в законодательство, второй (более простой) — поиск резервов для усовершенствования работы административных органов без внесения изменений в нормативно-правовые акты. Вряд ли кто-либо из участников «круглого стола» поверил в эту возможность, тем не менее Сергей Береславский предложил конкретные идеи:

1) Свести к минимуму затрачиваемое гражданами время на получение административных услуг. По словам докладчика, украинское законодательство содержит фиксированные сроки, но эти сроки максимальные, и поэтому административный орган по собственной инициативе должен сокращать их до минимума. В связи с этим необходимо пересмотреть режим работы органов государственной власти и органов местного самоуправления. Особенно это касается процедуры регистрации субъектов предпринимательской деятельности, осуществляемой только два раза в неделю;

2) обеспечить доступ общественности к обсуждению нормативно-правовых актов, касающихся проведения административной реформы;

3 следует создать информационное наполнение отношений между гражданами и административными органами путем создания горячих линий и консультационных центров;

4) необходимо вводить процедуру одного окна или одного шага, когда гражданин не ходит бесконечно по различным инстанциям (читай — по замкнутому кругу), а получает все необходимые документы, обращаясь только к одному лицу.

Действительно, докладчик предложил серьезные изменения в системе государственного управления, но ответ на вопрос, как это можно реализовать в жизни, так и не прозвучал.

ИЗМЕНЯТЬ ЗАКОН ВСЕ-ТАКИ НАДО!

Главный инициатор проведения административной реформы в Верховном Совете Украины — Игорь Колиушко считает, что наиболее эффективно административную реформу следует проводить путем принятия новых законов. Наиболее острые дискуссии вызывает Закон «О Кабинете Министров Украины». Несмотря на то что закон ветировался Президентом уже семь раз, последнее вето содержит четырнадцать конкретных предложений, из которых, по мнению народного депутата, действительно оправданными представляются только два. Президент, предлагая подобные поправки, совершенно не считается ни с Конституцией Украины, ни с неоднократными решениями Конституционного Суда Украины. Понятно, что в этой ситуации необходим консенсус, но для его достижения нельзя пренебрегать здравым смыслом и нарушать действующее законодательство.

Игорь Колиушко также подчеркнул необходимость Закона «О центральных органах исполнительной власти», который должен будет определить прежде всего порядок внутренней организации министерств, государственных комитетов, статус государственных секретарей и пр. В реформировании нуждается и законодательство, регулирующее государственную службу, поскольку именно с него «все начинается». Важными представляются также Административный процессуальный кодекс и Административный процедурный кодекс. Последний, кстати, совершенно не воспринимается большинством депутатов. Игорь Колиушко отметил, что если политика и общественность не будут активно влиять на скорейшее принятие этих двух кодексов, то у Президента и Кабинета Министров еще долгое время не будет хватать денег на организацию административных судов. Эти слова г-на Колиушко напомнили прошедшие недавно выборы и окончательно развеяли сомнения относительно независимости депутатов от населения: наш выбор ничего не решает.

ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Действительно продолжается! Под звучание долгоиграющих лозунгов административной реформы типа «Жить станет лучше, жить станет веселее» граждане продолжают искать свои подходы в денежной, натуральной и скандальной формах во взаимоотношениях с органами исполнительной власти. Правда, количество присутствующих за круглым столом участников и активность их диалога все-таки оставляют надежду на то, что благодаря действиям этих людей в скором времени общаться с чиновником станет действительно лучше и веселее.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Деловая практика

МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО

И БОЛЕЕ НИ СЛОВА

ТЕНЕТА БЕЗЗАКОНИЯ

ЭТИЧНО ЛИ ДЛЯ АДВОКАТА «ПОЛУЧАТЬ» С КЛИЕНТА?

Законодательная практика

НА ПУТИ К ПРАВОВОМУ ГОСУДАРСТВУ

Зарубежная практика

ТАЙНОЕ ВСЕГДА СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

ГОСДУМА ЗАПРЕТИЛА КЛОНИРОВАТЬ ЧЕЛОВЕКА

Неделя права

ПОРА БЫ И ОПРЕДЕЛИТЬСЯ

Новости из-за рубежа

ARTHUR ANDERSEN ПЫТАЕТСЯ ДОГОВОРИТЬСЯ С ОБВИНЕНИЕМ

ENRON ПО-РУССКИ: В ЭПИЦЕНТРЕ «ГАЗПРОМ» И PRICEWATERHOUSECOOPERS

ДВОЕ АМЕРИКАНСКИХ ПОДРОСТКОВ ЗВЕРСКИ УБИЛИ СВОЕГО МАЛЕНЬКОГО БРАТА

Новости профессии

ВИЗОВЫЙ РЕЖИМ ПРЕДПИСАНО СМЯГЧИТЬ

ОСНОВА — СОТРУДНИЧЕСТВО!

ТЕЛЕКОМПАНИЯ «ЮТАР» ЛИШЕНА ПРАВА ВЕЩАНИЯ

СОЗДАНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

НУЖЕН ЛИ УКРАИНЕ ЗАКОН ОБ ОППОЗИЦИИ?

ПРЕЗИДЕНТ ПОМИЛОВАЛ 40 ОСУЖДЕННЫХ

РАСПИШИТЕСЬ ВОТ ЗДЕСЬ!

Прецеденты

ДОГОВОРНОЕ ПРАВО

ДОГОВОРНОЕ ПРАВО

ДОГОВОРНОЕ ПРАВО

ДОГОВОРНОЕ ПРАВО

Служебная лестница

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

Судебная практика

ОДЕССА-МАМА

Тема номера

ЭВОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СУДА ЕС

ИНВИСТИРОВАНИЕ. ОСТОРОЖНО — РЕЖИМНЫЙ ОБЪЕКТ!

МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРБИТРАЖ

Юридический форум

КОМУ ЭТО НУЖНО?

Інші новини

PRAVO.UA