И БОЛЕЕ НИ СЛОВА — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №17 (227) » И БОЛЕЕ НИ СЛОВА

И БОЛЕЕ НИ СЛОВА

Фраза, вынесенная в подзаголовок, у юристов должна вызывать как минимум недоумение (если речь, конечно, идет о принудительном исполнении). Но, похоже, юридическая практика заставит привыкнуть и к этому.

Итак, суть проблемы. Часть 4 статьи 85 Хозяйственного процессуального кодекса Украины предусматривает, что «в случае подачи апелляционной жалобы или внесения апелляционного представления решение, если оно не отменено, вступает в законную силу после рассмотрения дела апелляционной инстанцией». Соответственно, часть 2 статьи 116 ХПК Украины предусматривает, что «выполнение решения хозяйственного суда осуществляется на основании выданного им приказа, который является исполнительным документом». В свою очередь «приказ выдается взыскателю или посылается ему после вступления судебного решения в законную силу».

Казалось бы, все достаточно четко и ясно. Однако на практике суды довольно часто издают приказы на основании решений, обжалованных в апелляционном порядке. Связано это со всевозможными задержками получения решений сторонами и вызванным этой и другими уважительными причинами пропуском предусмотренных статьей 93 ХПК Украины сроков подачи апелляционных жалоб. Естественно, что, подав апелляционную жалобу, а затем получив постановление государственного исполнителя об открытии исполнительного производства, должник хочет это производство отменить. Но не тут-то было.

Дело в том, что, внеся изменения в АПК, законодатель не привел в соответствие с ним Закон Украины «Об исполнительном производстве», статья 32 которого гласит: «Государственный исполнитель откладывает осуществление исполнительных действий на основании определения суда». Раньше (до «малой» судебной реформы) это означало, что вместе с подачей надзорной жалобы должник подавал ходатайство о приостановке исполнительного производства до пересмотра дела надзорной инстанцией и в случае удовлетворения ходатайства направлял соответствующее определение государственному исполнителю. Теперь же такие определения (да и сами ходатайства) лишены смысла: зачем останавливать (откладывать) исполнительное производство, если оно может осуществляться только по решениям, вступившим в законную силу? А сам факт подачи апелляционной жалобы однозначно свидетельствует о том, что решение в законную силу не вступило.

Однако у исполнительной службы своя логика, основанная на «своем» законе. Сказано в статье 32 «ухвала», значит давай «ухвалу». И когда представитель должника приносит исполнителю копию апелляционной жалобы с отметкой канцелярии принявшего ее хозяйственного суда и даже выданное тем же судом уведомление о принятии апелляционной жалобы, государственный исполнитель, как правило, только приостанавливает исполнительное производство на 10 дней. И разъясняет: «Принесете определение суда о принятии апелляционной жалобы к производству (статья 98 ХПК Украины), тогда остановим до рассмотрения апелляционной инстанцией».

Увы, в большинстве случаев должник не сможет получить такое определение в течение 10 дней. По неофициальным данным, на момент написания этой статьи в Киевском апелляционном суде скопилось порядка 4 тыс. «нерасписанных» дел. Вряд ли намного лучше обстоят дела в других апелляционных судах. Причины прозаичны. Это скоропалительность «малой» судебной реформы, благодаря чему к моменту принятия ХПК создание апелляционных судов не было подготовлено, и реально они начали действовать только в сентябре. Это неразрешенность организационных проблем с помещениями и персоналом (тот же Киевский апелляционный суд делит помещение с местным хозяйственным судом). Это практическое отсутствие финансирования, которое присутствует пока только в проектах бюджетов. И это, конечно, отсутствие апелляционной процессуальной практики. В результате, к моменту пересмотра дела апелляционной инстанцией не вступившее в законную силу решение хозяйственного суда может быть уже выполнено в принудительном порядке. А если его отменят? Сколько будет хлопот с обращением исполнения у того же суда и того же государственного исполнителя?

Да и вообще, ситуация, когда в принудительном порядке исполняется не вступившее в законную силу решение суда (не говоря уж о нарушенных правах должника), кажется бредовой. Как же разрешить эту проблему?

Первый путь — самый простой — ждать. Через некоторое время апелляционные суды разгребут завалы апелляционных жалоб, определения станут выносить оперативно, и проблема исчезнет сама собой. Но, к сожалению, сколько придется ждать — неизвестно. Да и проблемы нынешних должников это не решит.

Путь второй — радикальный — внести соответствующие изменения в законы, предусмотрев четкий порядок остановки (откладывания) исполнительного производства и/или отзыва приказа хозяйственного суда в случае подачи апелляционной жалобы (представления). Путь хороший, но… Во-первых, снова не известно, как долго будет готовиться и рассматриваться соответствующий законопроект. Во-вторых, подобные предложения логично внести в более общий законопроект, который учтет по возможности все проблемы, выявленные в ходе недолгой пока судебной практики по новому ХПК. А в-третьих, законодатель вполне способен посчитать, что и такой законопроект не стоит рассматривать, а нужно готовить целый пакет законопроектов под названием «судебная реформа-2» или «большая» судебная реформа». В результате этот путь ничего не даст не только сегодняшним, но и завтрашним многочисленным должникам.

Остается третий путь — дождаться (или добиться?) соответствующих официальных разъяснений, которые бы стали руководством для исполнительной службы и суда. По словам некоторых государственных исполнителей, они уже обращались с подобными вопросами в Министерство юстиции, но ответов на них не дождались. Автор, в свою очередь, обратился с письмом в ВХСУ и Минюст, и о результатах рассмотрения этих обращений обещает проинформировать редакцию «Юридической практики».

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Деловая практика

МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО

И БОЛЕЕ НИ СЛОВА

ТЕНЕТА БЕЗЗАКОНИЯ

ЭТИЧНО ЛИ ДЛЯ АДВОКАТА «ПОЛУЧАТЬ» С КЛИЕНТА?

Законодательная практика

НА ПУТИ К ПРАВОВОМУ ГОСУДАРСТВУ

Зарубежная практика

ТАЙНОЕ ВСЕГДА СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

ГОСДУМА ЗАПРЕТИЛА КЛОНИРОВАТЬ ЧЕЛОВЕКА

Неделя права

ПОРА БЫ И ОПРЕДЕЛИТЬСЯ

Новости из-за рубежа

ARTHUR ANDERSEN ПЫТАЕТСЯ ДОГОВОРИТЬСЯ С ОБВИНЕНИЕМ

ENRON ПО-РУССКИ: В ЭПИЦЕНТРЕ «ГАЗПРОМ» И PRICEWATERHOUSECOOPERS

ДВОЕ АМЕРИКАНСКИХ ПОДРОСТКОВ ЗВЕРСКИ УБИЛИ СВОЕГО МАЛЕНЬКОГО БРАТА

Новости профессии

ВИЗОВЫЙ РЕЖИМ ПРЕДПИСАНО СМЯГЧИТЬ

ОСНОВА — СОТРУДНИЧЕСТВО!

ТЕЛЕКОМПАНИЯ «ЮТАР» ЛИШЕНА ПРАВА ВЕЩАНИЯ

СОЗДАНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

НУЖЕН ЛИ УКРАИНЕ ЗАКОН ОБ ОППОЗИЦИИ?

ПРЕЗИДЕНТ ПОМИЛОВАЛ 40 ОСУЖДЕННЫХ

РАСПИШИТЕСЬ ВОТ ЗДЕСЬ!

Прецеденты

ДОГОВОРНОЕ ПРАВО

ДОГОВОРНОЕ ПРАВО

ДОГОВОРНОЕ ПРАВО

ДОГОВОРНОЕ ПРАВО

Служебная лестница

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

Судебная практика

ОДЕССА-МАМА

Тема номера

ЭВОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СУДА ЕС

ИНВИСТИРОВАНИЕ. ОСТОРОЖНО — РЕЖИМНЫЙ ОБЪЕКТ!

МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРБИТРАЖ

Юридический форум

КОМУ ЭТО НУЖНО?

Інші новини

PRAVO.UA