21 апреля 2011 года Верховным Советом Украины был принят Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» относительно раскрытия информации на фондовом рынке» (Закон № 3264-VI). Этот Закон вступает в силу через шесть месяцев со дня его опубликования, а именно — 27 ноября 2011 года.
Данным Законом внесены изменения в Закон Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» (Закон о ЦБ), которые с момента вступления его в силу существенно изменят порядок, сроки и процедуру эмиссии ценных бумаг. Именно поэтому актуальным является освещение новелл законодательного регулирования данной процедуры.
Итак, Законом № 3264-VI внесены изменения в Закон о ЦБ, предусматривающие следующее.
Законом № 3264-VI вносятся изменения в пункт 9 статьи 30 Закона о ЦБ, которыми определено, что эмитент имеет право оформить проспект эмиссии ценных бумаг (кроме паевых), подлежащих открытому (публичному) размещению, двумя частями (базовый проспект эмиссии и проспект эмиссии ценных бумаг соответствующего выпуска), которые подлежат регистрации Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) в установленном ею порядке.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о ЦБ паевые ценные бумаги — это ценные бумаги (ЦБ), удостоверяющие участие их владельца в уставном капитале (кроме инвестиционных сертификатов и сертификатов ФОН), предоставляющие владельцу право на участие в управлении эмитентом (кроме сертификатов ФОН) и получение части прибыли, в частности в виде дивидендов, и части имущества в случае ликвидации эмитента (кроме сертификатов ФОН).
К паевым ценным бумагам относятся:
а) акции;
б) инвестиционные сертификаты;
в) сертификаты ФОН.
Таким образом, в случае, если эмитент осуществляет публичное размещение ЦБ, он имеет право, а не обязанность, оформлять проспект эмиссии ЦБ двумя частями (базовый проспект эмиссии и проспект эмиссии ЦБ соответствующего выпуска).
В соответствии с изменениями в пункт 9 статьи 30 Закона о ЦБ, которые вносятся Законом № 3264-VI, базовый проспект эмиссии — составная часть проспекта эмиссии ЦБ (кроме паевых), подлежащих открытому (публичному) размещению, которая содержит информацию об эмитенте, а также другую информацию, определяемую эмитентом. Указанные в базовом проспекте эмиссии сведения не включаются в проспект эмиссии ЦБ соответствующего выпуска.
Срок подачи эмитентом в ГКЦБФР заявления и документов, необходимых для регистрации базового проспекта эмиссии ЦБ и первого проспекта эмиссии ЦБ соответствующего выпуска, составляет не более 60 дней со дня принятия решения об утверждении базового проспекта эмиссии и первого проспекта эмиссии ЦБ соответствующего выпуска органом эмитента, уполномоченным принимать соответствующее решение. Базовый проспект эмиссии ЦБ и первый проспект эмиссии ЦБ соответствующего выпуска подаются для регистрации одновременно.
Таким образом, эмитент имеет возможность упростить процесс регистрации проспектов эмиссии, если он планирует неоднократно осуществлять выпуски не паевых ценных бумаг. Осуществив регистрацию базового проспекта эмиссии, включающего информацию об эмитенте и другую информацию, которая не будет изменяться со временем, эмитент подает для регистрации дальнейших выпусков ЦБ проспект эмиссии, состоящий из информации о ЦБ, эмиссию которых планируется осуществить, а также информации, не вошедшей в базовый проспект.
Законом № 3264-VI вносятся изменения в часть 1 статьи 30 Закона о ЦБ, которыми определено, что в проспекте эмиссии ЦБ должна содержаться информация об эмитенте, его финансово-хозяйственном состоянии, ценных бумагах, относительно которых принято решение о размещении.
В соответствии с изменениями в часть 3 статьи 30 Закона о ЦБ, которые вносятся Законом № 3264-VI, к информации о ценных бумагах принадлежит информация о:
1) ЦБ, относительно которых принято решение о размещении, в том числе:
— виде, форме выпуска и существования, типе (для акций), количестве и номинальной стоимости;
— объеме прав по ЦБ;
— условиях размещения, обращения (в том числе выкупа и действий эмитента, связанных с выкупленными ЦБ) и погашения (для ЦБ, имеющих срок обращения);
2) дате принятия решения о размещении ЦБ;
3) сроках начала и окончания размещения ЦБ;
4) порядке и форме выплаты дохода по ЦБ.
Следует отметить, что в соответствии с действующей редакцией части 3 статьи 30 Закона о ЦБ, не предусмотрены требования по определению в проспекте эмиссии ЦБ информации о:
— форме существования ЦБ, относительно которых принято решение о размещении;
— объеме прав по ЦБ;
— условиях размещения, обращения (в том числе выкупа и действий эмитента, связанных с выкупленными ЦБ) и погашения (для ЦБ, имеющих срок обращения).
Законом № 3264-VI вносятся изменения в часть 2 статьи 29 Закона о ЦБ, которыми определено, что после поступления заявления и документов, необходимых для регистрации выпуска и проспекта эмиссии ЦБ, ГКЦБФР осуществляет одновременно регистрацию выпуска и проспекта эмиссии ЦБ или отказывает в регистрации на протяжении:
— 10 рабочих дней — в случае наличия зарегистрированного базового проспекта эмиссии и пребывания ЦБ эмитента в биржевом реестре организатора торговли;
— 20 рабочих дней — в случае наличия зарегистрированного базового проспекта эмиссии и отсутствия ЦБ эмитента в биржевом реестре организатора торговли;
— 25 рабочих дней — в случае отсутствия зарегистрированного базового проспекта эмиссии.
В действующей редакции части 1 статьи 29 Закона о ЦБ установлено, что ГКЦБФР на протяжении 30 дней после получения заявления и всех необходимых документов для регистрации выпуска и проспекта эмиссии ЦБ осуществляет одновременно регистрацию их выпуска и проспекта эмиссии или отказывает в регистрации.
Таким образом, согласно внесенным изменениям, эмитент имеет возможность сократить срок регистрации выпуска и проспекта эмиссии ЦБ. Однако это касается тех случаев, когда у эмитента зарегистрирован базовый проспект эмиссии. Поскольку при эмиссии паевых ЦБ базовый проспект не регистрируется, то срок регистрации выпуска ЦБ и проспекта эмиссии для таких ЦБ, как, например, акции, существенно не изменился и составляет 25 рабочих дней согласно изменениям, внесенным Законом № 3264-VI.
Однако возникает вопрос, если эмитент зарегистрировал базовый проспект эмиссии и его ЦБ находятся в биржевом реестре организатора торговли, применяется ли срок в 10 дней ко всем выпускам ЦБ такого эмитента или этот срок распространяется лишь на регистрацию выпуска тех ЦБ, относительно которых уже зарегистрирован базовый проспект эмиссии и которые находятся в биржевом реестре организатора торговли? Ответ на этот вопрос должна дать ГКЦБФР.
В соответствии с действующей редакцией Закона о ЦБ проспект эмиссии ЦБ — это документ, содержащий информацию об открытом (публичном) размещении ЦБ. Законом № 3264-VI вносятся изменения в термины, применяемые в Законе о ЦБ. Таким образом, в редакции Закона № 3264-VI проспект эмиссии ЦБ — это документ, содержащий информацию о размещении ЦБ и другие сведения, предусмотренные Законом о ЦБ и другими законами, определяющими особенности размещения определенных видов ЦБ.
Согласно изменениям, которые вносятся Законом № 3264-VI в часть 2 статьи 28 Закона о ЦБ, в случае закрытого (частного) размещения ЦБ среди заранее определенного круга лиц, эмиссия осуществляется в определенной последовательности. В частности, определен этап представления заявления и всех необходимых документов на регистрацию выпуска и проспекта эмиссии ЦБ, а также этап регистрации ГКЦБФР выпуска и проспекта эмиссии ЦБ.
Из вышеизложенного следует, что при закрытом (частном) размещении ЦБ проспект эмиссии подлежит обязательной регистрации.
Также Законом № 3264-VI вносятся изменения в пункт 8 статьи 30 Закона о ЦБ. Указанным пунктом определено, что в случае изменения информации, содержащейся в проспекте эмиссии ЦБ, эмитент на протяжении 20 рабочих дней со дня внесения таких изменений обязан в установленном ГКЦБФР порядке подать указанные изменения для регистрации.
В случае внесения изменений в проспект эмиссии ЦБ, относительно которых принято решение об:
— открытом (публичном) размещении, — эмитент осуществляет их регистрацию и публикует соответствующую информацию на протяжении 30 дней после опубликования проспекта эмиссии, но не позднее 10 дней до начала размещения;
— закрытом (частном) размещении, — эмитент осуществляет их регистрацию до начала размещения и подает лицам, которые в соответствии с решением о закрытом (частном) размещение ценных бумаг являются участниками такого размещения.
Таким образом, требование относительно опубликования проспекта эмиссии в официальном печатном издании и размещения в общедоступной информационной базе данных Комиссии касается лишь открытого размещения ЦБ.
Также следует обратить внимание на изменения в часть 8 статьи 30 Закона о ЦБ, которые вносятся Законом № 3264‑VI. Так, в случае если совершить действия, предусмотренные абзацами 2—5 части 8 этой статьи, в указанные сроки невозможно, к изменениям также включается информация о перенесении сроков размещения ЦБ.
Законом № 3264-VI вносятся изменения в пункт 8 статьи 30 Закона о ЦБ, которыми определено, что эмитент не имеет права вносить изменения в проспект эмиссии после начала размещения ЦБ. Это обусловлено необходимостью предотвращения случаев изменения условий размещения, обращения, погашения ЦБ, порядка и формы выплаты дохода по ЦБ после приобретения инвесторами ЦБ на других условиях размещения.
Законом № 3264-VI вносятся изменения в пункт 5 статьи 29 Закона о ЦБ. Ими определены основания для отказа в регистрации выпуска и проспекта эмиссии ЦБ, а именно: несоответствие представленных документов требованиям законодательства, недостоверность информации в представленных документах и/или нарушение установленного законодательством порядка принятия решения о размещении ЦБ.
В случае выявления недостоверной информации в зарегистрированном базовом проспекте эмиссии ценных бумаг, ГКЦБФР присылает эмитенту распоряжение о необходимости устранения такого несоответствия, регистрации и публикации соответствующих изменений в указанный проспект.
Следует обратить внимание, что Законом № 3264-VI вносятся изменения в пункт 2 части второй статьи 29 Закона о ЦБ, которыми ГКЦБФР предоставлены полномочия возвращать документы эмитенту без рассмотрения в случае их представления не в полном объеме или с нарушением установленных ГКЦБФР требований к их оформлению.
Принятие Закона № 3264-VI обусловлено необходимостью внедрения в законодательство Украины требований положений Директивы Европейского парламента и Совета ЕС № 2003/71/ЕС от 4 ноября 2003 года о проспектах, подлежащих опубликованию при открытом предложении ценных бумаг или выставлении их на продажу, и внесении изменений в Директиву Европейского парламента и Совета ЕС № 2001/34/ЕС (Директива).
До принятия Закона № 3264-VI в законодательстве Украины были полностью учтены следующие положения Директивы:
1) обязательство полностью опубликовать информацию о ЦБ перед допуском к открытой продаже и вносить изменения в эту информацию (статья 3 Директивы 2003/71/ЕС);
2) полномочия компетентного органа (статья 21 Директивы 2003/71/ЕС);
3) содержание проспекта эмиссии (статья 5 Директивы 2003/71/ЕС).
Вследствие принятия Закона о внесении изменений в законодательстве Украины были учтены следующие положения Директивы:
1) положение пункта 4 статьи 5 Директивы 2003/71/ЕС относительно «базового проспекта» для ЦБ, которые не предоставляют прав на часть в эмитенте (non-equity securities), содержащего всю соответствующую информацию об эмитенте и ЦБ, подлежащих открытому предложению или выставлению на продажу на регулированном рынке;
2) обязательство эмитентов, чьи ЦБ допущены к торгам на регулированном рынке, ежегодно предоставлять документ, содержащий или ссылающийся на информацию, которую эмитент опубликовал за последние 12 месяцев согласно требованиям законодательства о ЦБ (статья 10 Директивы 2003/71/ЕС);
3) относительно способов обнародования проспекта эмиссии. В соответствии со статьей 14 Директивы 2003/71/ЕС проспект считается обнародованным, если он опубликован:
a) в одной или нескольких газетах, распространяемых на всей или преобладающей части территории государств-членов, в которых осуществлено открытое предложение или в которые обращаются за доступом к торговле; или
b) в печатном виде, распространяется бесплатно в офисах рынка, на котором ЦБ выставлены на продажу, или в зарегистрированном офисе эмитента и в офисах финансовых посредников, включая платежных агентов, размещающих или продающих ЦБ;
c) в электронной форме на веб-странице эмитента, в случае необходимости — на веб-странице финансовых посредников, включая платежных агентов, размещающих или продающих ЦБ; или
d) в электронной форме на веб-странице регулированного рынка, за доступом к которому обращаются; или
e) в электронной форме на веб-странице компетентного органа власти государства-члена происхождения, если указанный орган власти решил предложить свои услуги.
Не учтенными в законодательстве Украины остаются следующие положения Директивы:
1) отсрочка принятия предложения на покупку или подписку ЦБ (статья 8 Директивы 2003/71/ЕС).
В случае если в проспекте не указываются окончательная цена предложения и объем ЦБ, подлежащих открытому предложению, то после предоставления информации об окончательной цене предложения и объеме ЦБ, подлежащих открытому предложению, принятие предложения о покупке или подписки на ЦБ может быть отозвано не менее чем на два рабочих дня;
2) в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Директивы компетентный орган власти может разрешить не включать в проспект конкретную информацию, предусмотренную этой Директивой, если он считает, что:
a) раскрытие такой информации противоречит публичному интересу;
b) раскрытие такой информации нанесет значительный ущерб эмитенту, при условии, что это упущение не введет общественность в заблуждение относительно фактов и обстоятельств, существенных для обоснованной оценки эмитента, лица, которое делает предложение, или гаранта, если такой есть, а также прав, связанных с ЦБ, о которых идет речь в проспекте; или
c) такая информация важна лишь для отдельного предложения или отдельного допуска к торговле на регулированном рынке и не повлияет на оценку финансового положения и проспекта эмиссии, эмитента или гаранта, если он есть;
3) срок действительности проспекта эмиссии (статья 9 Директивы 2003/71/ЕС).
В соответствии с Директивой проспект действителен в течение 12 месяцев после его опубликования для открытых предложений или допуска к торговле на регулированном рынке, при условии, что проспект дополнен приложениями, предусмотренными статьей 16. В частности, в ней указано, что приложение к проекту должно содержать данные о каждом важном новом факторе, существенной ошибке или неточности, касающейся информации, содержащейся в проспекте, которая может повлиять на оценку ЦБ, влияет или о которой сообщают в период между утверждением проспекта и окончательным закрытием открытого предложения или, в зависимости от ситуации, моментом начала торговли на регулированном рынке.
Такое приложение утверждается в таком же порядке, максимум — в течение 7 рабочих дней, и, соответственно, подлежит опубликованию, по крайней мере, с соблюдением порядка, предусмотренного для опубликования начального проспекта. Итог и любой его перевод также размещаются в приложении, если необходимо учесть новую информацию, включенную в приложение. Инвесторы, которые уже согласились приобрести или подписаться на ЦБ до того, как будет опубликовано приложение, имеют право отказаться от приложения в течение минимум двух рабочих дней с момента опубликования приложения;
4) право использования ссылок, без изложения полного текста в проспекте, на информацию, содержащуюся в одном или более ранее опубликованных документах, которые были согласованы компетентными органами собственного государства-члена (пункт 1 статьи 11 Директивы 2003/71/ЕС).
САХНАЦКАЯ Ирина — партнер, Правовая группа «Маэстро и Партнеры», г. Киев
САХНАЦКИЙ Андрей — партнер, Правовая группа «Маэстро и Партнеры», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…