Интеллект нарасхват — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №42 (773) » Интеллект нарасхват

Интеллект нарасхват

Сложно переоценить роль, которая сегодня отводится защите объектов интеллектуальной собственности как в мировой экономике в целом, так и в структуре рынка юруслуг в частности. Кроме узкоспециализированных патентных и юридических фирм, соответствующая практика присутствует практически в каждой крупной юрфирме. Причем все чаще преобладает системный подход, при котором юрфирма стремится охватить весь спектр IP услуг, начиная от регистрации прав и их эффективной защиты, заканчивая проведением профессионально организованных аудитов — IP Due Diligence, — дополнив их смежными практиками. О преимуществах комплексного подхода к вопросам защиты интеллектуальной собственности рассказала Наталья Мещерякова, эксперт и с недавнего времени партнер международной юридической группы  AstapovLawyers.

— Чем работа в системной юрфирме оказалась для вас предпочтительнее собственного агентства?

— Бутиковые юрфирмы, которой, по сути, являлось и наше DD & I IP Agency, работают с клиентами в достаточно узкой сфере — к ним, как правило, обращаются исключительно для разрешения уже существующей проблемы. Объективно мы могли делать намного больше. Поэтому логичным этапом развития стало объединение нашего опыта и узкой компетенции в сфере интеллектуальной собственности с другими практиками крупной юрфирмы.

Предложение от партнеров AstapovLawyers мы долго обсуждали и пришли к выводу, что наш опыт успешно дополняет существующие практики этой фирмы. Вопросы интеллектуальной собственности возникают практически повсеместно — в рамках трансакций М & А при структурировании бизнеса, в налогообложении и его оптимизации с помощью операций, связанных с объектами интеллектуальной собственности. И, конечно, в судебной практике. Везде наш опыт дополняет мастерство и компетенцию существующих команд, что и произошло с момента присоединения к AstapovLawyers. Мы гармонично вошли в уже существующую структуру судебных споров в сфере интеллектуальной собственности.

Для нашей команды присоединение позволит дальше развивать практику, предлагая оригинальные решения для рынка. Одним из таких решений как раз является услуга IP Due Diligence.

— Откуда вообще возникла идея сосредоточиться на предоставлении услуг Due Diligence интеллектуальной собствен­ности?

— Опыт, полученный в государственном экспертном учреждении, показал, что в рамках частной практики можно предоставлять значительно больше востребованных рынком услуг. В Экспертном бюро по вопросам интеллектуальной собственности мы специализировались на проведении исследований и экспертиз по назначениям судов по заказу рынка, дополнив его со временем Due Diligence. Именно тогда и родилась идея вывести эту услугу в специализированное агентство. Кроме аудита объектов интеллектуальной собственности, мы занимались патентованием, договорной работой, проведением оценки прав, намного меньше — судебной практикой.

— IP Due Diligence можно назвать вашей инновационной разработкой, ноу-хау?

— Я бы не назвала эти услуги ноу-хау. Due Diligence интеллектуальной собственности — достаточно популярная услуга на западных рынках. В США есть Ассоциация специалистов Due Diligence, с которой мы активно сотрудничаем. У них есть отдельное направление — интеллектуальная собственность. Однако на Украине эти услуги не слишком распространены и внедряются достаточно сложно.

Это вызвано, в первую очередь, тем, что наш бизнес привык экономить на обязательных процедурах. Это услуга, которая не всем кажется необходимой. У нас, как правило, правовой аудит проводится при заключении крупных сделок. IP Due Diligence — это та же форма проверки, по аналогии с финансовым аудитом, его следует проводить более-менее регулярно. Основная задача IP Due Diligence — выявлять риски. Кроме того, у нас плачевная ситуация с патентной работой на многих предприятиях: принято экономить на системной работе, нет собственных специалистов и, естественно, не может быть и речи об объективном представлении менеджмента о защищенности разработок предприятия.

Кроме того, я уверена, что многие юркомпании, заявляющие о проведении аудита интеллектуальной собственности, на самом деле его не проводят в полном объеме. Чаще всего их «аудит» заканчивается перечислением тех объектов, на которые есть охранные документы, а также перечислением лицензионных и иных договоров и их условий. Это малая часть тех вопросов, на которые мы как специалисты обязаны дать ответы.

Для качественного анализа необходимы квалифицированные специалисты, и в первую очередь не юристы, а профессионалы в определенных отраслях науки и техники.

Коллеги по рынку, как правило, опасаются брать на работу специалистов без опыта работы в юриспруденции. Мы рисковали, и риск был оправдан. Сегодня в AstapovLawyers работает, наверное, единственный на юррынке аналитик с дипломом магистра инженерной механики.

— А что, собственно говоря, подразумевается под Due Diligence в сфере интеллектуальной собственности?

— Весь процесс проверки можно разделить на две составляющие — внешний и внутренний аудит, — которые, как правило, проводятся параллельно.

На первом этапе мы даем отчет о том, какой реальный объем прав на объекты интеллектуальной собственности имеется у правообладателя, какие охранные документы у него есть (включая анализ «качества» этих документов) и о защите того, о чем правообладатель не задумался раньше. Защищается ведь не то, что изобретено, а то, что описано в патенте. Иногда это разные вещи.

Мы исследуем, применяется ли разработка на предприятии, является ли она конкурентоспособной и стоит ли вкладывать в нее средства, так как, возможно, технология уже давно устарела.

На этом же этапе исследуется, как организована патентная работа на предприятии, соблюдены ли права авторов «изобретений» и «усовершенствований» — иначе патент может оказаться очень уязвимым, и именно в таких нюансах заложены предпосылки будущих судебных разбирательств и потерь компании. Наш анализ имеет и прикладной эффект: компания получает информацию о последних тенденциях в отрасли и имеет возможность соответствующим образом скорректировать свои производство и конструкторскую работу, отказавшись от устаревших решений, сконцентрировать усилия на актуальных разработках.

Вторая часть нашего аудита, которую мы называем IP Intelligence, связана с исследованием внешних условий — какие есть разработки конкурентов и чем они защищены, не используют ли конкуренты наши разработки и, наоборот, не нарушает ли компания чьих-либо прав интеллектуальной собственности. Мы стремимся достичь так называемой патентной чистоты. Используя наработанные методики, мы проводим патентный поиск на потенциально интересных для заказчика рынках и полностью анализируем всю внешнюю информацию.

Мы не просто выявляем недружественные проявления — мы открываем для клиента возможность эффективно противодействовать нарушению его прав и в то же время предотвращаем любое возможное нарушение с его стороны. Наша команда не просто оценивает потенциальные риски и преимущества компании, но также разрабатывает стратегии управления такими рисками. Наш отчет является основанием для защиты интересов правообладателя в антимонопольных, таможенных органах и, конечно же, в судах.

(Беседовал Алексей НАСАДЮК,
«Юридическая практика»)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Пример для воздержания

Государство и юристы

Жилищный опрос

Страхи порядка

Государство и юристы

Новости законотворчества

Критерии отмывания доходов пересмотрят

Парламентский комитет рекомендует криминализировать затягивание выдачи госактов на землю

Утверждена Концепция реформ в сфере исполнения Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС

Документы и аналитика

Мой адрес — не домен, не улица

Арест, еще арест!

Защита авторских прав

Книжная полка

Комментарий на опережение

Неделя права

Экономное развитие

Прошение о толковании

Закадровая нехватка

Международный подход

Неделя права

Новости из-за рубежа

Юрфирмы подвергаются кибератакам

Штраф за публикацию текстов песен

Новости из зала суда

Судебная практика

ВСУ не удовлетворил заявление российского предприятия

Начальник центра по борьбе со СПИДом отделался штрафом

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Саенко Харенко» — юридический советник в связи с дополнительным выпуском еврооблигаций правительством Украины

CMS Cameron McKenna представляла интересы ЕБРР в связи с кредитованием «Тернопольгортепло­коммунэнерго»

МЮФ Integrites — юрсоветник компании «СБК» по GR и разрешению споров

Международная юридическая служба Interlegal — член FOSFA

Андрей Кристенко стал ассоциированным партнером ЮФ ILF

DLA Piper участвует в подготовке справочника по корпоративному налогообложению издательства Euromoney

АФ ENGARDE переехала

Отрасли практики

Приказано отказать

IPO по-венски

Слоган в посудной лавке

Baker & McKenzie откроет представительство в Перу

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Пленарный день

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

Сроки истекли

Налог начислен правомерно

Самое важное

Единщикам учли финпомощь

Ушел по-собственному

Перевод кресел

Суды на мели

Спецпроект

Свобода условна

Юридический взгляд на изменение климата

Судебная практика

«Критический» предел

Судебная практика

Судебные решения

Незнание о наследстве не является основанием для предоставления дополнительного срока для его принятия

Судебная практика

Отправка на ветер

Судебная практика

Судебные решения

О праве на получение денежной помощи при увольнении с госслужбы

Страховая компания не имеет права взыскивать по регрессному иску пеню с другой страховой за просрочку выплаты возмещения

Судебная практика

«Правое дело» ненаказуемо

Тема номера

Зернистый путь

Аграрный фон

Работа в пуле

Частная практика

Столичный выбор адвокатов

Не взносом единым

Интеллект нарасхват

Юридический форум

Arzinger: 10 лет юридического искусства

Інші новини

PRAVO.UA