Начало осени в Верховном Совете Украины ознаменовалось принятием ряда законопроектов в сфере аграрного права, которые, в случае вступления в силу, должны существенно изменить правила игры на сельскохозяйственном рынке.
6 сентября с.г. был принят за основу проект Закона Украины «Об аграрных расписках» № 9610. По мнению законодателя, институт введения на Украине аграрных расписок предоставит возможность сельхозпроизводителям (в особенности малым и средним) получить альтернативный доступ к финансированию, что весьма актуально в свете сложившихся тяжелых условий доступа таких сельскохозяйственных производителей к кредитным ресурсам, предоставляемым банковским сектором.
Согласно законопроекту, аграрная расписка — это товарораспорядительный документ, фиксирующий безусловное обязательство должника, которое обеспечивается залогом, осуществить поставку сельскохозяйственной продукции или оплатить денежные средства на определенных в нем условиях. Предполагается обращение аграрных расписок двух типов:
— товарные (предмет обязательства — осуществление поставки согласованной сельскохозяйственной продукции, качество, количество, место и срок поставки которой детализируется в аграрной расписке);
— финансовые (предмет обязательства — оплата денежной суммы, размер которой определяется по согласованной должником и кредитором формуле с учетом цен на сельскохозяйственную продукцию или на живых животных определенного количества и качества).
Залогом по расписке могут выступать исключительно будущий урожай сельхозкультур либо живые животные, однако законопроектом разрешается обеспечение аграрной расписки любыми иными, не запрещенными действующим законодательством способами обеспечения обязательств (например, поручительством).
С целью установления гарантий для кредитора законопроектом вводятся уголовная ответственность должника за уклонение от надлежащего исполнения обязательств по аграрной расписке, если это причинило материальный вред другим лицам, упрощенный и ускоренный порядок принудительного исполнения по аграрным распискам и т.п.
Также 6 сентября с.г. в первом чтении был принят за основу проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно Гарантийного фонда исполнения обязательств по складским документам на зерно)» № 9611.
Согласно вышеуказанному законопроекту, планируется учреждение Гарантийного фонда исполнения обязательств по складским документам на зерно — юридического лица, которое создается с целью обеспечения и защиты прав и законных интересов владельцев складских документов на зерно в случае неспособности исполнения зерновым складом обязательств по складским документам на зерно.
Гарантийный фонд будет нести субсидиарную ответственность по обязательствам участников системы гарантирования исполнения обязательств по складским документам на зерно. Участниками Гарантийного фонда, по задумке законодателя, в обязательном порядке должны будут выступить все сертифицированные зерновые склады Украины. Исключение из членов Гарантийного фонда является основанием к лишению зернового склада сертификата на соответствие услуг по хранению зерна и продуктов его переработки, а соответственно, и возможности оказания услуг в сфере хранения зерна.
Фонд будет гарантировать каждому владельцу складских документов на зерно возмещение стоимости зерна, в случае неспособности зернового склада — участника Гарантийного фонда выполнить обязательства по складским документам на зерно, в размере, не превышающем 90 % стоимости зерна, переданного на хранение такому зерновому складу. Конкретный размер возмещения стоимости зерна будет устанавливаться ежегодно Административным советом Гарантийного фонда, но в любом случае размер возмещения не будет превышать граничный размер в 90 % от стоимости.
Формировать средства фонда планируется за счет вступительных и регулярных взносов участников Гарантийного фонда, доходов от инвестиционной деятельности в ценные бумаги, эмитированные Министерством финансов Украины, доходов от депозитов, привлеченных кредитных средств и прочих, не запрещенных законом источников.
Одним из наиболее резонансных событий начала сентября можно назвать принятие Верховным Советом Украины проекта Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно разграничения земель государственной и коммунальной собственности» № 10043.
Одним из пунктов данного законопроекта было принято решение внести изменения в статью 122 Земельного кодекса Украины, а именно: уполномочить Кабинет Министров Украины передать земельные участки сельскохозяйственного назначения, которые находятся в собственности государства, в уставный капитал государственного земельного банка, который стопроцентно принадлежит государству и не подлежит приватизации. Таким образом, фактически сделан первый шаг по реализации целей и задач государственного земельного банка.
Напомним, ранее Кабинет Министров Украины своим постановлением № 609 от 2 июля 2012 года принял решение о создании ПАО «Государственный земельный банк» с уставным капиталом 120 млн грн. По задумке правительства, деятельность Государственного земельного банка должна быть направлена на два аспекта: во-первых — консолидация земель и развитие земельных территорий; во-вторых — развитие малого и среднего бизнеса за счет предоставления дешевых кредитных средств.
Таким образом, в случае, если указанным законопроектам будет дан «зеленый свет», правоотношения на аграрном рынке претерпят существенных изменений. Станут ли такие изменения переменами к лучшему — покажет время.
БРИГ Владислав — юрист ЮФ «АНК», г. Одесса
Николай СТРУЦ,
младший партнер, руководитель практики аграрного и земельного права АК IMG Partners
Механизм кредитования под залог будущего урожая, например, успешно функционирует в Бразилии в виде расписок-договоров CPR. Они представляют собой обязательство поставить сельхозпродукцию или произвести оплату после ее реализации в будущем взамен получения ресурсов для ведения деятельности.
Аграрная расписка — это своеобразный вексель, ценная бумага, где указываются товар, наименование, количество, качество, место и время поставки, иногда цена. Финансирование выделяется в размере до 75 % от стоимости продукции, выписывается расписка, дополнительный залог имущества при этом не нужен. Также в законопроекте № 9610 предусматривается создание гарантийного фонда, что обеспечит дополнительные гарантии по возврату средств в случае непредвиденных обстоятельств.
Законопроектом предлагается связать добровольное исполнение обязательств по аграрным распискам с их физическим возвращением, а принудительное — с передачей оригиналов аграрных расписок уполномоченным органам. Это предоставит дополнительную защиту товаропроизводителям от возможных злоупотреблений кредиторов.
Также законопроект предусматривает простую процедуру решения споров относительно качества продукции, поставляемой по товарной аграрной расписке, и устанавливает особенности ответственности за неисполнение обязательств по аграрным распискам. Сельскохозяйственный товаропроизводитель несет ответственность независимо от наличия его вины, действия обстоятельств непреодолимой силы или случайного стечения обстоятельств. Гражданская ответственность должника за неисполнение обязательств, оформленных в аграрных расписках, заключается в обязанности уплатить кредитору неустойку, размер которой не должен превышать размера указанного в ней залога. Кроме того, должник может нести ответственность в других формах, в том числе — уголовную.
Сам механизм аграрной расписки требует усовершенствования, но его введение, безусловно, является положительным фактом.
Александр ПОЛИВОДСКИЙ,
к.ю.н., адвокат, партнер ЮФ «София»
Заложенная в проекте № 9610 идея заслуживает внимания, но, вместе с тем, подобных инструментов поддержки сельхозпроизводителя в законодательстве Украины было немало, а многие из них так и остались на бумаге или нивелировались по причине коррупции и неоправданно высокого уровня госадминистрирования. В этой связи стоит вспомнить законодательство о приоритетности развития АПК, о складских свидетельствах, о залоговых закупках, об интервенции на рынок сельхозпродукции, о различного рода дотациях, о системе агрострахования.
Как мне кажется, не в пользу предложенного проекта говорят его положения о нескольких видах аграрной расписки, о создании государственного реестра таких расписок, об установлении требования к нотариальной форме то ли расписки, то ли договора, которым оформляются отношения. Проектом предлагается создать государственный орган, который будет проводить мониторинг предмета залога, а также специальное экспертное учреждение для экономической оценки. Необходимость в таком широком массиве требований, по моему мнению, выглядит сомнительной.
Значительная часть проекта посвящена санкциям за невыполнение обязательств по аграрным распискам. Вместе с тем следует учитывать, что невыполнение обязательств возможно и в том случае, когда кредиторами выступают сельхозпроизводители. Необходимо поставить всех в равные условия и обеспечить общий принцип надлежащего выполнения имущественных обязательств не только аграриями, но и всеми участниками рынка без исключения.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…