В прошлое могут отойти наиболее проблемные вопросы создания объединений сособственников многоквартирных домов (ОСМД). Парламентский Комитет по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики на своем заседании 12 октября с.г. рекомендовал принять в первом чтении правительственный проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно объединений сособственников многоквартирного дома» (№ 11264). Главное научно-экспертное управление Верховного Совета Украины также дало положительное заключение.
Законопроект, главным образом, изменяет Закон об ОСМД (Закон). Среди новых терминов — «совместное имущество в многоквартирном доме». Под ним понимаются помещения общего пользования, опорные конструкции дома, механическое, электрическое, сантехническое и другое оборудование внутри или за пределами дома, в том числе внутри или вне жилого или нежилого помещения, которое обслуживает более одного жилого или нежилого помещения, а также сооружения, здания, предназначенные для удовлетворения потребностей всех собственников жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме. Приобретенное за счет сособственников имущество является их совместной собственностью, а не собственностью объединения как юридического лица.
Собственникам жилых и нежилых помещений в двух и более многоквартирных домах, объединенных общей придомовой территорией, элементами благоустройства, оборудованием, инженерной инфраструктурой, позволено создать одно ОСМД.
Госрегистрация ОСМД проводится бесплатно. Учредительное собрание объединения в новопостроенных многоквартирных домах созывается только после получения правоустанавливающих документов на большинство жилых и нежилых помещений их собственниками.
Киевский адвокат и специалист по вопросам ОСМД Татьяна Монтян отреагировала на появление такого законопроекта двояко. По ее мнению, данный акт является «ухудшенным» вариантом законопроекта, к разработке которого имела отношение она сама. Вместе с тем документ сохранил ряд преимуществ. Главной новацией законопроекта является автоматическое членство в ОСМД. «Вводится принудительное членство — то есть, если объединение в доме все-таки создано, то членами его автоматически становятся все без исключения сособственники данного дома», — отмечает г-жа Монтян.
Для этого предусматривается изменить устав ОСМД, исключив из числа условий следующие: порядок принятия в члены объединения и исключения из него; порядок и условия заключения договоров между объединением и каждым собственником квартиры, помещения. Также не нужно включать в устав сведения о составе сособственников.
Кроме того, из статьи 14 Закона исключается норма, предусматривающая право на выход из ОСМД. Согласно измененной статье 16 Закона, членов нельзя исключить даже за невыполнение обязанностей. Интересно, что при этом на них возлагаются и новые обязанности, необходимость которых, впрочем, мало кто будет оспаривать: «соблюдать чистоту в местах общего пользования и тишину в ночное время (с 22 до 8 часов, для проведения ремонтных работ, которые сопровождаются шумом, — с 21 до 8 часов, а в праздничные и нерабочие дни — круглосуточно)». Однако, повторимся, исключить за их невыполнение в принципе нельзя — можно лишь требовать возмещения ущерба за вред, причиненный совместному имуществу.
Подчеркнем, что автоматическое членство как раз является наиболее спорным моментом законопроекта. В частности, свои замечания об отмене принципа добровольности при вступлении в ОСМД высказало Главное научно-экспертное управление парламента. Но, как известно, добровольность членства, существующая сейчас, нередко приводит к тому, что за отдельных «несогласных» вынуждены платить члены ОСМД.
Предполагается, что, как и сейчас, каждый собственник наделен одним голосом, хотя эту норму считают спорной и утрудняющей создание и работу ОСМД. Проблема состоит в невозможности установить точное количество собственников — такие сведения не могут получить отдельные физлица, которые еще только намерены создать ОСМД. То есть из-за этого прогнозировать повсеместное создание объединений нельзя.
Еще одно существенное изменение — это упрощение порядка принятия решений ОСМД.
Если на общем собрании отсутствовал кворум, необходимый для принятия решений, правление может назначить письменный опрос сособственников и создать соответствующую комиссию для его проведения. Решение об опросе принимается правлением в тот же день, на который созывались общие собрания, которые не состоялись, а опрос проводится в течение двух недель. Результаты опроса имеют силу решения общего собрания объединения и сообщаются всем сособственникам в том же порядке, что и решение общего собрания. Порядок проведения опроса устанавливается уставом объединения.
В планах законодателей — изменить регулирование одного из самых болезненных вопросов, а именно: по поводу тарифов. Прежде всего, предусматривается установление тарифов на коммунальные услуги для ОСМД в том же размере, что и для населения.
Как считает Татьяна Монтян, в измененной статье 20 Закона правильно прописан порядок определения долей взносов и платежей на содержание, эксплуатацию и ремонт общего имущества: доля сособственника в общем объеме взносов и платежей на содержание и проведение ремонта общего имущества в многоквартирном доме устанавливается пропорционально общей площади жилых и нежилых помещений, находящихся в его собственности, а доля участия сособственника жилого и/или нежилого помещения — согласно его доли как сособственника помещения. Также прямо определяется, что споры относительно определения доли во вкладах и платежах на содержание, эксплуатацию и проведение ремонта общего имущества решаются в судебном порядке. «Таким образом, теперь есть возможность через суд определить идеальную долю каждого сособственника в доме как целостном имущественном комплексе — в том числе и путем проведения судебно-строительной экспертизы», — резюмирует она.
С целью предоставления гражданам льгот и исчисления размера субсидий на оплату жилкомуслуг плата определяется исходя из взносов и платежей, уплачиваемых собственниками объединения на эти цели, в пределах, установленных законодательством. Предельный размер платы за услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий (в расчете на 1 м2 площади), который учитывается органами труда и социальной защиты населения при назначении субсидий и предоставлении льгот, не превышает размера платы по тарифу для дома соответствующей категории, утвержденный органами местного самоуправления на указанные услуги, на территории которого функционирует объединение. Татьяна Монтян растолковывает норму так: «Жильцы могут устанавливать любой размер взносов — но субсидии будут начисляться только на тот размер, который утвержден для органов местного самоуправления для всех домов соответствующей категории».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…