Еще недавно инновационность юридической фирмы рассматривалась скорее как модный тренд. Усиление конкуренции, ужесточение требований со стороны клиентов и усложнение систем управления юридическими фирмами требует от юридических компаний новых и нестандартных решений во всех областях деятельности. Кризис подстегнул «креативность» юристов, и для многих внедрение инноваций стало тем базисом, на котором основано конкурентное преимущество фирмы. Есть даже примеры рекламных компаний под лозунгом «Инновационная юридическая фирма».
Акценты «инновационности», безусловно, сместились — речь уже не идет исключительно о технологическом оснащении (на которое по-прежнему приходится существенная доля инноваций), инновационность юрфирмы проявляется в поиске новых услуг и предложений клиентам, маркетинговых усилиях, гонорарной политике и т.д.
Английское издание Financial Times, с 2006 года составляющее ежегодный рейтинг самых инновационных юридических фирм (Financial Times Innovative Lawyers Award), выделяет следующие «инновационные» категории: «Обслуживание клиентов», «Управление», «Оплата услуг юристов», «Использование технологий», «Методы решения юридических задач», «Управление персоналом», «Маркетинг и PR», «Самый инновационный юрист». Сюда же можем отнести различные околоюридические продукты юрфирм: исследования и семинары, бизнес-курсы и тренинги, тематические подборки — не будучи по всей сути юридической услугой, они, тем не менее, являются важной составляющей частью системы client care. Причем, как известно, инновация может и не быть абсолютно новой, оригинальной идеей — намного чаще существующие идеи приспосабливаются и развиваются под нужды конкретной компании, а затем претворяются в жизнь с учетом потребностей рынка.
Наиболее яркий пример — волна семинаров (по защите персональных данных, налогообложению, борьбе с коррупцией и т.д.), организаторами которых выступило множество юрфирм, практикующих на Украине. Некоторые из этих семинаров вполне заслуженно могут считаться инновационными. Таковыми их сделало умение организаторов своевременно найти и выделить отрасль практики, дающую перспективы получения фирмой конкурентного преимущества, а также способность мобилизовать багаж знаний юрфирмы (с учетом привлеченных специалистов) и представить его в новом ракурсе. Ну и, конечно, готовность юрфирмы инвестировать в новую идею, отказавшись, по-видимому, от менее перспективных направлений. И что интересно, не всегда продукт первопроходцев оказывался самым качественным и запоминающимся — фирмы, потратившие на подготовку больше времени и, наверное, учетшие «проколы» конкурентов, в итоге оказались в выигрыше.
Бизнес-консультант Роберт Миллард объясняет: «Постепенные изменения не направлены на кардинальную смену направления развития. Напротив — это разработка новых интересных идей для поддержания уже существующих услуг и совершенствования способов их оказания. Разумеется, по отдельности влияние таких нововведений куда меньше, чем последствия кардинальных инноваций. Зато со временем они могут аккумулироваться в серьезное конкурентное преимущество для фирмы, по крайней мере, в условиях стабильного рынка. Кроме того, маленькие успехи и достижения, которые постепенно накапливает фирма, лучше подготавливают ее к ситуации, когда придет время революционных изменений» (Миллард Р. 10 мифов об инновациях в сфере профессиональных услуг. Часть 1//«Юридический бизнес». — № 1-2, 2009. — С. 72 — 75).
Другое популярное «инновационное поле» юрбизнеса — технологии, коммуникации, гаджетомания. «Общеизвестен тот факт, что для того, чтобы достигнуть 50-миллионной аудитории, радио понадобилось 38 лет, телевидению — 13, Интернету — 4, а самой популярной социальной сети, чтобы достигнуть числа в 100 миллионов пользователей, понадобилось менее 9 месяцев. Этот факт невозможно игнорировать и вполне целесообразно применять с пользой для дела», — отмечает Евгений Ткаченко, IT-менеджер Международной юридической службы (МЮРС).
Среди социальных сетей наиболее полезными для компании и делового человека, по мнению г-на Ткаченко, на данный момент являются сети LinkedIn и Facebook, обладающие солидным имиджем и располагающие наиболее серьезной аудиторией. Данные ресурсы он рекомендует использовать как с точки зрения имиджа (эффект присутствия, «мы идем в ногу со временем»), так и для непосредственного привлечения клиентов.
«Еще одним весьма интересным инновационным методом донесения информации является организация интерактивных видео-, аудиосессий (так называемые вебинары), когда создается непосредственно прямая связь между «докладчиком» и «участниками», поддерживающая общение в режиме реального времени (online). Это позволяет участникам задавать вопросы и участвовать в их обсуждении. Стоит ли говорить, что так можно организовать деловую встречу с людьми из разных уголков мира, заинтересовать и привлечь клиентов? Также существует множество других инновационных средств коммуникации: видеоподкасты, каналы в «цитатных» сетях (таких, как twitter), видеоблоги (на собственных ресурсах либо, к примеру, на YouTube)», — рассказал Евгений Ткаченко.
«Юрфирме также не менее важно присутствовать на рынке информационных систем. К примеру, МЮРС первой в мире стала разработчиком базы данных украинского законодательства для Appstore, магазина программ для платформы iOS (iPhone, iPad, iPod). Этот инструмент позволяет «носить с собой» все необходимые нормативные документы и, к тому же, обладает функцией поиска», — поделился наработками г-н Ткаченко.
Среди других интересных технологических новинок отметим, в частности, онлайн-тест на соблюдение конкурентного законодательства, предложенный ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры». Тестирование позволяет проверить знание украинского законодательства в сфере обеспечения конкуренции и может рассматриваться как первый этап реагирования на потенциальные нарушения.
Эти и другие инновации сложно назвать революционными — они вряд ли выведут рынок на качественно новый уровень. Они скорее — продукт наиболее распространенного подхода к внедрению инноваций, основанного на длительном изучении рынка и предпочтений клиентов.
Номинация | Юридическая фирма |
---|---|
Правовые инновации в сфере борьбы со взяточничеством и коррупцией | Berwin Leighton Paisner, Simmons & Simmons |
Правовые инновации в корпоративном праве | Garrigues, Slaughter and May |
Инновации во внутреннем развитии фирмы | Norton Rose |
Инновации в обслуживании клиентов | Cuatrecasas, Gonҫalves Pereira |
Инновации в стратегическом развитии юрфирмы | Irwin Mitchell |
Инновации в эффективном управлении юрфирмой | CMS Cameron McKenna |
Правовые инновации в судебной практике | Simmons & Simmons |
Правовые инновации на развивающихся рынках | Akin Gump Strauss Hauer & Feld |
Правовые инновации в финансовом праве | Freshfields Bruckhaus Deringer |
Правовой инноватор года | Freshfields Bruckhaus Deringer |
Наиболее инновационный юрдепартамент европейской компании | Nokia |
Наиболее инновационная европейская юрфирма | Garrigues |
Наиболее инновационная юрфирма Европы | Allen & Overy |
Специальная награда «За выдающиеся достижения» | Peter Solmssen, Siemens |
Источник: www.ftconferences.com
Вадим САМОЙЛЕНКО, партнер ЮФ «Астерс»
— Насколько к юридической фирме применимо определение «инновационная»?
— Применимо, и чем дальше — тем больше. Лидеры рынка инвестируют в техническое оснащение не скупясь. Фирмы второго эшелона также особо не экономят на внедрении новых технологий.
Для мелких фирм это, конечно, существенная статья расходов. Как правило, они используют какие-то стандартные, простые продукты и не самую передовую технику. Но, с другой стороны, перед ними не стоят такие задачи, как перед крупными юрфирмами. Достигнув же определенных уровня развития, количества клиентов и персонала, юридической фирме без внедрения инновационных технологий просто не обойтись.
— Какова роль инноваций в развитии юрбизнеса?
— Рынок предлагает новые программные продукты и технологии, чтобы оптимизировать, прежде всего, внутренние, административные процессы в юрфирме, а также улучшить коммуникацию с клиентами. В «Астерс» все такие процессы автоматизированы. Кроме того, фирма постоянно отслеживает технологические новинки и, не жалея средств, внедряет наиболее полезные, что дает серьезный экономический эффект.
Так, у нас полностью автоматизирован бухгалтерский учет. Фирма использует платформу 1С и с начала года перешла на новую, восьмую версию этой программы.
Биллинговый департамент «Астерс» работает на основе программы TimeCost. Наша фирма одной из первых начала применять данную систему и постоянно работает над ее усовершенствованием: настраиваем под потребности учета рабочего времени и эффективности юристов «Астерс», под методику формирования и выставления счетов клиентам фирмы.
Что касается работы юристов, все организовано на базе системы документооборота и архивирования данных Hummingbird DM. Она вполне успешно решает задачи фирмы.
— Как организована удаленная работа юристов?
— Юристы «Астерс», начиная с определенного уровня, получают мобильное рабочее место, которое включает в себя смартфон-коммуникатор (фирма сделала корпоративный выбор в пользу HTC) и компактный ноутбук НР с док-станцией. У фирмы есть собственная корпоративная разработка системы мобильной электронной почты в формате push-up mail, которая хорошо защищена и полностью синхронизирована со стационарными компьютерами и ноутбуками юристов. Кроме того, в фирме организован доступ к корреспонденции через web-mail с любого компьютера в любой точке мира (в интернет-кафе, офисе клиента фирмы и т.д.).
Удаленный доступ предусмотрен только к электронной почте фирмы. Мы не стали открывать интернет-доступ к базам документов «Астерс». При нынешнем уровне хакерских технологий сложно обеспечить необходимый уровень безопасности, что наглядно продемонстрировали WikiLeaks и Anonymus, а у фирмы много клиентских секретов, подписаны очень серьезные соглашения о конфиденциальности. Поэтому юристы фирмы могут удаленно работать с почтой, базами законодательства, но к внутренней системе документооборота доступ закрыт.
— Какое ваше инновационное решение оказалось наиболее эффективным? Что планируете развивать в этом году?
— Мы очень довольны программой Hummingbird DM. В базе документов фирмы уже насколько сотен тысяч документов, при этом найти нужный документ не составляет труда, есть возможность сохранения многих его версий, комментариев, установления различных уровней доступа персонала юрфирмы к документу, предусмотрена возможность экспорта—импорта информации в различные офисные приложения. Эта программа — мозг IT-системы «Астерс».
В то же время фирма не совсем довольна работой TimeCost. В частности, нас не всегда удовлетворяет возможность получения оперативной статистики в приемлемом для анализа виде. На рынке есть более интересные разработки, предлагающие продвинутые и функциональные решения.
Но, с другой стороны, они более дорогостоящие, предполагают регулярную абонплату. Цена перехода и обслуживания оказывается достаточно серьезной для юрфирмы. В условиях не самого лучшего рынка, с учетом всех сопутствующих затрат (установки нового сервера, переноса всех данных в новую базу), «Астерс» пока не спешит внедрять новую биллинговую систему, но постоянно изучает все альтернативные предложения.
Кроме того, как правило, такие системные предложения стандартизированы, и разработчики не горят желанием их «затачивать» под потребности конкретной юрфирмы. К примеру, у нас существуют особенности учета времени работы юристов, гонорарной политики. Соответственно, фирме нужно настраивать программы под потребности наших клиентов, юристов, администрации.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…