Наличие в уставном капитале предприятия доли государства автоматически влечет за собой специфическое регулирование едва ли не всех граней его деятельности по сравнению с иными хозсубъектами. И процедура банкротства таких предприятий — не исключение.
Многие из этих норм весьма несовершенны и не отвечают требованиям современности, как и правовое регулирование процедуры банкротства на Украине в целом.
Грядущие реформы в сфере банкротства, в частности новая редакция Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», утвержденная Законом № 4212-VI от 22 декабря 2011 года, которая вступит в силу с 18 января 2013 года (Новый закон о банкротстве), внесут ряд изменений и в отношении банкротства госпредприятий.
Рассматривая нюансы производства по делу о банкротстве предприятий с долей государственного капитала, эти предприятия целесообразно разделить на три группы: предприятия государственной формы собственности; предприятия смешанной формы собственности, доля государства в корпоративных правах которых равняется или превышает 25 %; предприятия смешанной формы собственности, доля государства в корпоративных правах которых менее 25 %.
Указанная классификация не имеет официального или научного характера и приведена исключительно для удобства анализа законодательного регулирования в этой сфере.
К предприятиям, отнесенным к третьей группе, применяются общие правила производства по делу о признании банкротом. В процедуре банкротства таких предприятий государство в лице соответствующего органа государственной власти является всего лишь одним из ее участников — конкурсным кредитором, имеющим формально равные права с другими кредиторами. На предприятия с долей государственного капитала менее 25 % не распространяется мораторий на принудительную реализацию имущества, установленный статьей 1 Закона Украины «О введении моратория на принудительную реализацию имущества» № 2864-III от 29 ноября 2001 года (Закон о моратории).
Предприятия второй группы проходят через «все круги» процедуры банкротства под бдительным контролем государства в лице государственного органа по вопросам банкротства. Традиционно этим органом являлся Государственный департамент по вопросам банкротства. На сегодняшний день длится переходный этап, по окончании которого соответствующие функции будут переданы Министерству юстиции (Минюсту) Украины.
Приказом Минюста № 3117/5 от 4 октября 2011 года уже утвержден Порядок согласования Министерством юстиции Украины планов санации и мировых соглашений (Приказ), но вступление его в силу обусловлено таким неопределенным событием, как «завершение выполнения мер, которые обеспечат возможность осуществления Министерством юстиции Украины полномочий государственного органа по вопросам банкротства» (пункт 3 Приказа).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» № 2343-XII от 14 мая 1992 года (Закон о банкротстве) в делах о банкротстве предприятий с долей государства 25% и более, государственный орган по вопросам банкротства: выдвигает кандидатуры арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов); организовывает проведение экспертизы финансового положения таких предприятий; готовит по запросам компетентных органов заключения о наличии признаков скрываемого, фиктивного банкротства или доведения до банкротства таких предприятий. Часть 2 статьи 24 Закона о банкротстве предусматривает также вхождение представителя органа по вопросам банкротства в состав ликвидационной комиссии таких предприятий.
В случае, если доля государственной собственности в имуществе предприятия-должника превышает 50 %, а также в иных предусмотренных законодательством случаях, со стороны государства в игру вступает еще один контролирующий орган — Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ или Фонд), действующий согласно пункту 5 статьи 18 Закона о банкротстве и Положению о порядке утверждения планов санаций и мировых соглашений, утвержденному Приказом ФГИУ № 895 от 6 июня 2007 года (Положение № 895).
Положение № 895 устанавливает перечень субъектов хозяйственной деятельности, планы санаций и мировые соглашения по которым утверждаются Фондом. Это: 1) государственные предприятия, о которых принято решение о приватизации; 2) предприятия, имеющие стратегическое значение для экономики и безопасности государства, в уставном капитале которых корпоративные права государства превышают 50 %, и которые пребывают в управлении Фонда; 3) хозяйственные организации с корпоративными правами государства свыше 25 %; 4) объекты государственной собственности, находящиеся в управлении министерств и иных органов исполнительной власти в случае создания при их участии новых субъектов хозяйственной деятельности.
Пункт 4.3 Положения № 895 дополнительно регламентирует, что планы санации предприятий, внесенных в перечень стратегически важных для экономики и безопасности государства, особо опасных, градообразующих и занимающих монопольное положение на рынке, согласовываются также Министерством экономического развития и торговли Украины.
Процедуры согласования, предусмотренные Приказом и Положением № 895, являются весьма длительными и отягощены формальностями, что способствует процветанию бюрократических проволочек как во время подготовки к реализации процедуры санации предприятия, так и на протяжении этой процедуры. На практике, в связи с этим, управляющему санацией крайне редко удается уложиться даже в максимальный 18‑месячный срок, установленный законодательством.
На предприятия с долей государственного капитала 25 % и более распространяется действие моратория. Положения Нового закона о банкротстве об отмене моратория, прошедшие второе чтение в парламенте, оказались отвергнуты главой государства и в окончательной редакции закона не сохранились, а значит, мораторий продолжает свое действие до «усовершенствования определенного законами Украины механизма принудительной реализации имущества» — «мифического» события, определенного статьей 1 Закона о моратории.
Что касается предприятий государственной формы собственности (первая группа), то применимость к ним таких процедур банкротства, как санация или ликвидация, согласно части 5 статьи 5 Закона о банкротстве, зависит от того, подлежат ли они приватизации.
Если соответствующие предприятия входят в перечень объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации, то к ним не могут быть применены процедуры санации и ликвидации — по крайней мере, до тех пор, пока эти предприятия не будут исключены из соответствующего перечня. Перечень утвержден Законом Украины «О перечне объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации» № 847-XIV от 7 июля 1999 года.
Распространенное мнение, что к государственным предприятиям не может быть применена процедура банкротства, не соответствует действительности. В отношении госпредприятий запрещено не открытие производства по делу о банкротстве, а лишь два этапа этой процедуры — санация и ликвидация. Производство же в отношении госпредприятий, не подлежащих приватизации, может быть открыто (и нередко открывается, в основном по заявлению органов Государственной налоговой службы) с введением процедуры распоряжения имуществом, предусмотренной статьей 13 Закона о банкротстве.
В случае если предприятия исключены из соответствующего перечня, такие процедуры, как санация и ликвидация, применяются к ним в том же порядке, что и к предприятиям второй группы, о которых выше шла речь.
Отдельная ситуация с казенными предприятиями, деятельность которых урегулирована статьями 76, 77 Хозяйственного кодекса (ХК) Украины. К таким предприятиям, согласно части 7 статьи 5 Закона о банкротстве, нормы этого Закона не применяются вообще (то есть производство по делу о банкротстве вообще не может быть открыто относительно таких юридических лиц). Аналогичная норма содержится и в пункте 3 статьи 209 ХК Украины.
Необходимо также отметить, что в отношении шахтерских предприятий (горнодобывающие предприятия, шахты, рудники, карьеры и т.п.) абзацем 5 пункта 1 Переходных положений Закона о банкротстве установлен запрет на возбуждение дел о банкротстве до 1 января 2013 года (этот запрет неоднократно продлевался и, не исключено, будет продлен и на больший срок).
Госпредприятия — это единственная категория субъектов хозяйственной деятельности, к которым на сегодняшний день применяется процедура досудебной санации. Это процедура упоминается в пункте 4 статьи 3 Закона о банкротстве и в части 4 статьи 211 ХК Украины.
Упомянутые нормы предусматривают, что средства на проведение «внесудебного оздоровления» госпредприятий должны быть предусмотрены в Государственном бюджете, однако не исключают финансирование процедуры и «из иных источников» (то есть привлечения частных инвестиций). Подробный порядок реализации процедуры установлен постановлением Кабинета Министров Украины № 515 от 17 марта 2000 года (Постановление № 515).
В соответствии с Постановлением № 515 инициатива проведения процедуры досудебной санации может исходить как от руководства самого предприятия, так и от его кредиторов — уполномоченного органа, осуществляющего управление государственным имуществом, и даже от «иных лиц». Однако решение о проведении процедуры в любом случае принимается ФГИУ, а сама санация осуществляется при участии Фонда и под его контролем.
Забюрократизированность процедуры досудебной санации практически исключает вероятность появления частных инвесторов, желающих принять участие в выведении госпредприятия из «предбанкротного» состояния. Что касается средств государственного бюджета, то в них, как правило, не находится «кругленькой суммы», необходимой для оздоровления проблемного предприятия с многомиллионными долгами. Так, например, если обратиться к Приложению № 3 «Распределение затрат» к Закону Украины «О Государственном бюджете на 2012 год» № 4282-VI от 22 декабря 2011 года, то в нем соответствующей статьи затрат мы не найдем вовсе.
Новый закон о банкротстве, среди прочих новшеств, предусматривает распространение досудебной санации, являющейся на сегодня эксклюзивной прерогативой предприятий с долей государственного капитала, на всех субъектов банкротства (статья 6 Нового закона о банкротстве). Название процедуры, которая по своей сути является все же не досудебной, а судебной (план такой санации будет утверждаться хозяйственным судом), сформулировано более корректно — «санация до открытия производства по делу о банкротстве».
Новым законом о банкротстве также предусмотрено (пункт 10 статьи 6), что Высший хозяйственный суд Украины (ВХСУ) утвердит Положение о порядке проведения санации до открытия производства по делу о банкротстве. Из абзаца 3 пункта 5 статьи 6 следует, что действие Положения будет распространяться и на госпредприятия. Что нового принесет это Положение, пока еще можно лишь гадать — ВХСУ, вероятно, выполнит нетипичную для себя нормотворческую задачу ближе к дате вступления Нового закона о банкротстве в силу (18 января 2013 года).
МОСКАЛЕНКО Инна — юрист ЮК «Сетра», адвокат, г. Киев
Сергей ЯВОРСКИЙ,
юрист LCF Law Group
Говоря о банкротстве государственных предприятий (с долей государства в уставном капитале не менее 25 %), необходимо отметить основную преференцию, установленную законодательством для них. Речь идет о моратории на продажу имущества государственных предприятий в процессе их банкротства (Закон № 2864-III), что ставит под сомнение конституционный принцип равенства всех субъектов права перед законом.
В своем решении от 10 июня 2003 года № 11-рп/2003 Конституционный Суд Украины (КСУ) разъяснил, что решения судов о принудительном отчуждении имущества предприятий, принятые до и после принятия Закона № 2864‑III, им не отменяются и остаются в силе, а их выполнение приостанавливается до усовершенствования механизма принудительной реализации имущества. Кроме того, КСУ отметил, что действие моратория не распространяется на отчуждение движимого и иного имущества предприятий, которое обеспечивает ведение их производственной деятельности, а также на продажу средств производства, не обеспечивающих производственную деятельность должника в процедуре санации.
Указанный закон признан соответствующим Конституции, среди прочего, статья 13 относительно равенства всех субъектов права собственности перед законом и статья 42 — в части конкуренции субъектов государственной и негосударственной форм собственности.
Однако баланс прав и обязательств неплатежеспособных субъектов хозяйствования, в том числе государственных, должен установиться со вступлением в силу в январе 2013 года изменений в Закон № 2864-III, отменяющих запрет на продажу имущества государственных предприятий в процессе банкротства.
Анна ПОДДУБНАЯ,
адвокат АФ «Династия»
К сожалению, самой большой проблемой банкротства госпредприятия является невозможность стопроцентного погашения долгов, когда перед предприятием вырисовывается явная перспектива банкротства, долги уже настолько велики, что практически нереально найти необходимую сумму или санатора, который был бы в состоянии ее полностью погасить. К тому же, часто рыночная стоимость предприятия не соответствует размеру задолженности, что исключает возможность ее погашения по причине нецелесообразности.
Случается, когда, исчерпав все возможные, предусмотренные законодательством пути защиты своих прав, предприятие-кредитор обращается за помощью к юристам, но оказывается, что реестр кредиторов уже давно утвержден и, к тому же, прошли все сроки подачи требований. Кредиторам в таком случае не помогает никто — ни исполнительная служба, ни органы государственной власти, и они оказываются «за бортом». Кроме того, государство никогда не берет на себя долю ответственности, хотя в законе четко прописано, что за долги отвечает собственник.
Второй проблемой можно назвать до сих пор не выработанный механизм отслеживания и пресечения так называемого фиктивного банкротства, которое особенно ярко проявляется в отношении предприятий-монополистов и стратегически важных предприятий.
В последнее время государство ужесточило свой контроль за случаями банкротства госпредприятий, потому что достаточно часто таким образом реализуются схемы так называемой параллельной приватизации — приватизации путем доведения предприятий до банкротства, отчуждения наиболее ликвидных активов и прочего.
Сегодня же проблема управления государственной собственностью наложилась на процесс приватизации. Некоторые руководители предприятий стали работать не в интересах предприятия, а в своих собственных. И именно здесь, как никогда, нужна сильная рука государства для наведения порядка, поскольку перспективы бездеятельности могут быть очень печальными.
Елена ХИТРОВА,
ассоциированный партнер ЮФ ILF
Учитывая особенности нынешней процедуры банкротства, участь стать банкротом государственные предприятия обходит стороной.
Во-первых, согласно статье 5 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», процедура санации и ликвидации не может быть применена к государственным предприятиям, которые не подлежат приватизации. В отношении таких предприятий дело о банкротстве может годами «зависать» на стадии распоряжения имуществом. И выход из такой ситуации может быть только один — прекращать дело о банкротстве, ссылаясь на пункт 1 статьи 801 Хозяйственного процессуального кодекса Украины. Поскольку ждать, когда должника все-таки исключат из списка предприятий, которые не подлежат приватизации, можно вечность.
Во-вторых, с 2001 года действует введенный законодателем мораторий на принудительную продажу имущества предприятий, доля государства в которых составляет более 25 %, в том числе в рамках ликвидационной процедуры в деле о банкротстве. Следовательно, продать имущество государственного предприятия должника в ходе ликвидации невозможно. Лазейкой в такой ситуации остается план санации, который может предусматривать различные мероприятия, в том числе отчуждение части имущества государственного предприятия.
Егор ШТОКАЛОВ,
юрист ЮК «Алексеев, Боярчуков и Партнеры»
Согласно императивным положениям части 5 статьи 5 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» и части 3 статьи 214 Хозяйственного кодекса Украины, процедура банкротства применяется к юридическим лицам — предприятиям, которые являются объектами права государственной собственности, не подлежащими приватизации, в части санации или ликвидации после исключения их в установленном порядке из перечня таких объектов.
Решающей точкой отправления возможности или невозможности проведения санации или ликвидации государственного предприятия является Перечень объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации, утвержденный Законом Украины «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации» от 7 июля 1999 года № 847-XIV.
Таким образом, кредитору, готовящемуся обратиться в суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве относительно государственного предприятия, рекомендуется предварительно оценить шансы удовлетворения своих кредиторских требований в процедуре распоряжения имуществом или путем заключения мирового соглашения (новация обязательства).
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…