Ужесточенная борьба с коррупцией с недавних пор стала одним из основных направлений внутренней политики нашего государства. Антикоррупционное законодательство менялось едва ли не каждый год, продолжая совершенствоваться. Колоссальная законодательная работа повлекла за собой соответствующий спрос с правоохранительных органов, превратившийся в погоню за показателями. Стахановскими темпами сотрудники органов прокуратуры бросились составлять административные протоколы о коррупционных правонарушениях. В число главных «не чистых на руку» чиновников попали и госслужащие, которые, помимо основной работы, занимаются научной, преподавательской или другой творческой деятельностью.
Вручение админпротокола о коррупционном правонарушении буквально повергло в шок сотрудника одного из специализированных госучреждений. Теряясь в догадках, в чем причина, с первой прочтенной страницей стало понятно — инициативный сотрудник органов прокуратуры счел незаконным занятие госслужащим преподавательской деятельностью. Узкопрофильный специалист высочайшего класса, каких на Украине единицы, заключил договор о проведении нескольких лекций студентам специализированного учебного заведения за сумму 80 гривен в час. На момент вручения протокола было проведено всего четыре лекции. Преподавание велось в рабочее время с разрешения руководителя госучреждения без удержания заработной платы. Таким образом, ценой вопроса стали 320 гривен, полученных за лекции, и 125 гривен зарплаты, начисленных во время отсутствия на основной работе. Несколько сотен честно заработанных гривен стоили человеку подорванного здоровья, полгода допросов и одного года судебной тяжбы. В конечном итоге производство по делу было закрыто ввиду отсутствия в действиях госслужащего состава административного преступления.
Позиция прокуратуры заключалась в том, что специализированные учебные заведения, не имеющие лицензии Минобразования, не являются учебными заведениями, а соответственно, проведение в них лекций не считается преподавательской деятельностью. Кроме того, проведение оговоренного договором количества лекций, по мнению правоохранителей, было не чем иным, как совместительством. Соответственно, нарушения в этой сфере влекут за собой санкции, предусмотренные статьей 1724 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП), — это штраф и конфискация полученного дохода, за которыми следует увольнение. «Баснословная» же прибыль стала неправомерной выгодой, полученной с использованием служебного положения, как это предусмотрено статьей 1722 КУоАП. То обстоятельство, что преподавательская деятельность была предусмотрена должностной инструкцией и являлась даже не правом, а обязанностью служащего, было оставлено без внимания. «Потенциальный коррупционер» был вынужден предстать перед судом и доказывать свою очевидную невиновность.
Статьей 1724 КУоАП детализируется ответственность за совершение коррупционных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции». Лицам, обозначенным в пункте 1 части 1 статьи 4 (в частности госслужащим), запрещается заниматься иной оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики в спорте), если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины (а это соответствует диспозиции части 1 статьи 1724 КУоАП).
Как следует из статьи 1 Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», неотъемлемым признаком коррупции является «использование лицом предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды…».
Очевидно, что по своей сути преподавательская, научная, творческая деятельность, независимо от того, совершается она в рабочее или в нерабочее время, не является коррупционной, поскольку при ее осуществлении не используется служебное положение. Во многих случаях преподавательская деятельность даже не может считаться совместительством. Положение об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций, утвержденное приказом Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства финансов Украины от 28 июня 1993 года, содержит дополнение — Перечень работ, которые не являются совместительством. Согласно пункту 7 этого Перечня, совместительством не считается работа по договорам ведущих научных, научно-педагогических и практических работников с целью краткосрочного обучения кадров на предприятиях и в организациях. Выполнение большинства работ допускается в рабочее время с разрешения руководителя государственного предприятия, учреждения, организации без удержания заработной платы.
В трудовых отношениях между учебным заведением и преподающим госслужащим речь идет о реализации конституционных прав гражданина на труд и на свободу научного творчества. Эти взаимоотношения предусматривают надлежащее юридическое оформление, а также вознаграждение, законность которого не подлежит сомнению, поскольку госслужащий декларирует свои доходы.
Примечательно, что в законодательстве Украины отсутствует определение того же понятия «преподавательская деятельность». Вследствие этого пробела многие сотрудники правоохранительных органов и трактуют преподавательскую деятельность по-своему. Согласно части 1 статьи 18 Закона Украины «Об образовании», учебные заведения создаются органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, гражданами в соответствии с социально-экономическими, национальными, культурно-образовательными потребностями в них при наличии необходимой материально-технической, научно-методической базы, педагогических кадров. При этом в соответствии со специальным законодательством Украины статус учебного заведения может иметь та организация, которая получила соответствующий сертификат, выданный профильной службой. К примеру, авиационным учебным заведениям достаточно иметь сертификат, выданный Госавиаслужбой. Поэтому где бы госслужащий ни преподавал, это не меняет сути выполняемой им работы, которая не является нарушением и проявлением коррупции.
Благо на Украине еще остались честные суды, которые судят, опираясь на законы и здравое мышление. Герою нашей истории пришлось пройти обе судебные инстанции, дважды выходя победителем. Производство по делу было закрыто ввиду отсутствия в действиях состава административного преступления предусмотренного статьями 1722 и 1724. Можно только себе представить, сколько времени и средств было потрачено самим государством (зарплаты сотрудникам органов прокуратуры, судов, логистика, даже банально бумага). Ценой же вопроса были-то пару сотен гривен. Сотрудник прокуратуры, составивший протокол, естественно, наказан не будет. Такова система. Остается лишь задуматься – а сможет ли само государство потянуть такую борьбу с коррупцией?
ПРОСЯНЮК Ольга — партнер, руководитель судебного департамента АФ «АКТИО», г. Киев
Законодательством Украины не установлено каких-либо ограничений или запретов относительно осуществления преподавательской деятельности в зависимости от места проведения занятий — будь то учебные заведения или нет. Под преподавательской деятельностью следует понимать научную дефиницию, согласно которой это процесс передачи знаний от одного субъекта (преподавателя) другому (ученику), формирование умений и навыков в разных направлениях образования, развитие интеллектуальных и творческих способностей, физических качеств соответственно задаткам и запросам лица. В результате преподавательской деятельности ученики (в широком понимании слова) получают профессию, повышают производственную квалификацию, осуществляют специальную практическую подготовку и переподготовку.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…