В конце февраля 2011 года Кабинет Министров Украины утвердил новые правила захода иностранных судов в украинские речные порты. Изменения призваны упростить порядок судозахода в речные порты для иностранных невоенных судов. Соответствующее постановление было принято на заседании Верховного Совета Украины 29 февраля прошлого года и вступило в силу 7 марта с.г., то есть со дня его официального опубликования.
Спустя более полгода после провозглашения Украиной независимости в августе 1991 года украинские речные порты были закрыты для иностранных невоенных судов, и основная доля речных перевозок выполнялась судами государственных предприятий «Укрречфлот» и «Украинское Дунайское пароходство». Николаевский и Херсонский речные порты не были оборудованы пунктами пропуска через государственную границу Украины и пунктами для прохождения других видов контроля. Понимая очевидные сложности, с которыми могут столкнуться речные порты при работе в «закрытом» режиме (прежде всего, падение интереса потенциальных иностранных инвесторов и недополучение портовых сборов от иностранных судов), уже в феврале 1992 года объединение «Укрречфлот» обратилось в Кабинет Министров Украины с предложением открыть украинские речные порты для иностранных невоенных судов. Инициатива была поддержана и Министерством транспорта Украины. Как результат — уже в марте 1992 года Кабинет Министров принял постановление № 115 «Об открытии речных портов Украины для захода иностранных невоенных судов», которое стало главным документом, регулирующим порядок судозахода в украинские речные порты для судов под иностранным флагом.
Постановлением № 115, среди прочего, предусматривалось создание пунктов пропуска через государственную границу Украины в Херсонском и Николаевском речных портах. В этих же портах были созданы пункты карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Первые изменения в документ были внесены Кабинетом Министров Украины 1 сентября 1997 года, согласно которым в речные порты разрешили заходить только судам, плавающим под флагами стран, с которыми у Украины заключены международные соглашения о судоходстве на внутренних водных путях. Интересно, что первыми странами, подписавшими подобные соглашения с Украиной, стали Германия (14 июля 1992 года) и Беларусь (6 февраля 1998 года).
Примерно через полгода правительство внесло новые изменения, указав, что суда, плавающие под флагами стран, с которыми у Украины не подписаны договоры о судоходстве на внутренних водных путях, могут заходить в речные порты на основании одноразовых разрешений Министерства транспорта Украины. Как следствие, уже в ноябре 1998 года Министерство транспорта утвердило Порядок выдачи таких разрешений. Он предусматривал обязанность судовладельца (или его агента) заблаговременно (не позднее, чем за 10 дней до даты планируемого судозахода) обратиться в Госдепартамент морского и речного транспорта с представлением установленного образца. К представлению нужно было приложить «сведения об отказе национальных судовладельцев от указанной перевозки». Департамент обязали выдавать одноразовые разрешения не позднее, чем за сутки до заявленной даты судозахода.
Такая процедура вызывала много нареканий и вопросов со стороны иностранных судовладельцев и их агентов, особенно ввиду необходимости получения «отказа национального перевозчика от выполнения рейса». К тому же, особой активности в вопросе подписания международных соглашений о судоходстве на внутренних водных путях Украиной проявлено не было. В апреле 2004 года Украина подписала соглашение с правительством Хорватии о судоходстве на внутренних водных путях (ратифицировано 14 декабря 2005 года), а 22 февраля 2006 года — аналогичное соглашение с Молдовой (пока не ратифицировано). В июне 2011 года Кабинет Министров Украины утвердил проект соглашения о порядке и условиях плавания по внутренним водным путям с Российской Федерацией.
Сыграло свою роль и отсутствие национальных правил судоходства на внутренних водных путях. До июля 2004 года на Украине действовали и применялись Правила плавания по внутренним водным путям Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, введенные в действие в 1986 году. Министерство транспорта и связи 16 февраля 2004 года утвердило Правила судоходства на внутренних водных путях Украины, которые были зарегистрированы в Министерстве юстиции только 12 июля 2004 года. Все эти причины сдерживали развитие международного судоходства по внутренним водам (прежде всего, Днепру), чего нельзя сказать о главной европейской речной артерии — Дунае.
Прежде всего, Кабинет Министров Украины расширил категории судов, которые могут беспрепятственно заходить в украинские речные порты. Как и ранее, в эту категорию подпадают любые суда, плавающие под флагом стран, с которыми у Украины заключены международные договоры о судоходстве на внутренних водных путях (на сегодняшний день это Германия, Беларусь и Хорватия). Несомненным шагом вперед стало подписание Украиной (с последующей ратификацией) Европейского соглашения о важнейших внутренних водных путях международного значения (European Agreement on Main Inland Waterways of International Importance (AGN). Это соглашение ратифицировали Австрия, Беларусь, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чехия, Венгрия, Италия, Литва, Люксембург, Молдова, Нидерланды, Румыния, Россия, Словакия и Швейцария. На Украине оно вступило в силу 5 апреля 2010 года.
Кроме того, Кабинет Министров разрешил беспрепятственно посещать украинские речные порты пассажирским, спортивным, парусным судам и яхтам, даже если они плавают под флагами стран, с которыми подобные соглашения не подписаны. Очевидно, это должно поспособствовать развитию речного круизного судоходства и проведению парусных регат на Днепре. Что касается грузовых судов, плавающих под флагами стран, с которыми у Украины не подписаны соглашения о судоходстве на внутренних водах, то здесь по-прежнему требуется получать одноразовые разрешения. Теперь их выдает Государственная инспекция по безопасности на морском и речном транспорте в соответствии с Порядком, утвержденным еще в ноябре 1998 года, где по-прежнему присутствует требование предоставлять «сведения об отказе национальных перевозчиков от конкретной перевозки».
Остается надеяться, что Украина в самое ближайшее время ратифицирует Будапештскую конвенцию о договоре перевозки грузов внутренними водными путями (Budapest Convention on the Contract for the Carriage of Goods by Inland Waterways (CMNI)) и примет Закон о судоходстве на внутренних водных путях Украины, который упростит процедуру выполнения судозаходов в речные порты и позволит увеличить их грузооборот.
КИФАК Александр — председатель правления, адвокат ЮФ «АНК», г. Одесса,
ВОЛКОВ Артем — старший юрист, адвокат ЮФ «АНК», г. Одесса
Артур НИЦЕВИЧ,
партнер ЮФ «Международная юридическая служба»
Со вступлением в силу новых правил выполнения судозаходов в речные порты туристическим судам и яхтам открывается доступ на нашу территорию. Этого революционного прорыва многие профессионалы туристического и судоходного бизнеса ожидали уже давно.
Относительно грузовых судов, то пока непонятно, не будет ли это постановление создавать предпосылки для нарушения положения, закрепленного в статье 131 Кодекса портового мореплавания Украины о том, что внутренние перевозки резервируются за судами под национальным флагом.
Пожалуй, решающее значение будет иметь Порядок выдачи разовых разрешений, который должен быть разработан. Предыдущий, например, предусматривал, что в заявлении судовладельца должно быть указано название судна и судовладельца, название государства, под флагом которого ходит судно, вид и количество груза, порт погрузки и разгрузки, ориентировочная дата прибытия в речной порт Украины. Получалось, что судовладелец (фрахтователь) сначала должен взять на себя обязательства по перевозке, а затем испрашивать разрешения. На спотовом рынке это нереально.
Ратификация же Будапештской конвенции о договоре перевозки грузов внутренними водными путями может потребовать системных изменений в морском праве Украины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…