27 июня 2007 года опубликован не вступивший в силу в данный момент Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 5 апреля 2007 года.
Согласно части 1 статьи 22 этого Закона, он вступает в силу через шесть месяцев со дня его опубликования, за исключением частей 1 и 2 статьи 5, которые вступают в силу с 1 января 2008 года.
В силу требований статьи 5 Указа Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» № 817/98 от 23 июля 1998 года контролирующими органами являются: органы государственной налоговой службы, таможенные органы, органы государственного казначейства, государственной контрольно-ревизионной службы (каждый орган в пределах своих полномочий).
Кроме Указа № 817, Законом Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21 декабря 2000 года, который является специальным законом по вопросам налогообложения, предусмотрено, что к контролирующим органам относятся таможенные органы, органы Пенсионного фонда Украины, органы фондов общеобязательного государственного социального страхования, налоговые органы (каждый орган также в пределах своих полномочий).
Как предусмотрено пунктом 4 Переходных положений Конституции Украины, Указ Президента № 817 будет действовать только до вступления в силу Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Таким образом, перечень контролирующих органов будет существовать только в Законе Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами».
Анализ норм Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» позволяет сделать вывод, что его требования будут распространяться не только на контролирующие органы в понимании Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами», но и на иные органы государственного надзора (контроля), такие как: органы государственного пожарного надзора, государственной санитарно-эпидемиологической службы, государственной службы занятости, охраны труда и горного надзора, органы статистики и т.д.
В то же время статьей 2 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» охвачен исчерпывающий перечень тех отношений, на которые действие этого Закона не распространяется.
Принципиально новыми положениями Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» являются требования статьи 5: плановые проверки по осуществлению государственного надзора (контроля).
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что орган государственного надзора (контроля) определяет отнесенной к его ведению сфере критерии, по которым оценивается степень риска осуществления хозяйственной деятельности. С учетом значения принятого риска для жизнедеятельности все субъекты хозяйствования, подлежащие надзору (контролю), относятся к одному из трех степеней риска: высокому, среднему и незначительному.
Поэтому при определении периодичности плановых проверок каждый из контролирующих органов должен исходить из степени риска хозяйственной деятельности. Следовательно, вполне возможно, что субъект хозяйствования может одним контролирующим органом проверяться ежегодно, а другим — один раз в пять лет. (Речь идет только о плановых проверках.)
Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и периодичность проведения плановых проверок, утверждаются по представлению органа государственного надзора (контроля).
В соответствии с Заключительными положениями Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» в случае, если в течение шести месяцев со дня опубликования Закона не будут утверждены критерии распределения субъектов хозяйствования по степеням риска их хозяйственной деятельности, периодичность проведения плановых проверок и перечень вопросов для их осуществления, то такие субъекты хозяйствования считаются субъектами хозяйствования с незначительной степенью риска и подлежат государственному надзору (контролю) не чаще одного раза в пять лет.
Как видим, нормы Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» не только систематизируют и объединяют воедино требования к органам государственного надзора (контроля), но и ужесточают их (в части запрета на продление срока плановой проверки, фиксации процесса проверки при помощи аудио- и видеотехники, сроков проведения плановых проверок и т.д.).
Учитывая, что основная часть споров с контролирующими органами — это споры о понимании законодательства, то, полагаю, их число в судах только возрастет. Взаимоотношения субъекта хозяйствования и контролирующих органов будут во многом зависеть и от того, насколько четко будут внесены изменения в специальные законы, а именно: «О государственной налоговой службе на Украине» от 4 декабря 1990 года, «О ценах и ценообразовании» от 3 декабря 1990 года, «О государственной статистике» от 17 сентября 1992 года, «О государственной контрольно-ревизионной службе на Украине» от 26 января 1993 года, «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», «О пожарной безопасности» от 27 декабря 1993 года и др.
Интересным будет и вопрос применения Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» на практике. Так, например, приказом Государственной налоговой администрации Украины № 327 от 10 августа 2005 года утвержден Порядок оформления результатов невыездных документальных, выездных плановых и внеплановых проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и иного законодательства (Порядок № 327). Так, согласно подпункту 4.1 пункта 4 данного Порядка, акт выездной плановой проверки подписывается на протяжении пяти рабочих дней со дня окончания установленного для проведения проверки срока (для субъектов малого предпринимательства — на протяжении трех рабочих дней, а для субъектов хозяйствования, имеющих филиалы и находящихся на консолидированной уплате, — на протяжении десяти рабочих дней). При этом срок составления акта проверки не засчитывается в срок проведения проверки.
Что же касается норм Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» по поводу подписания акта проверки, то частью 6 статьи 7 предусмотрено, что акт подписывается в последний день проверки, если специальным законом не оговорен срок подписания акта.
Налицо противоречия между требованиями Порядка № 327 и нормами Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». В данном случае особое внимание необходимо обратить на слово «законом», потому что Законом Украины «О государственной налоговой службе на Украине» сроки подписания акта проверки не оговорены, а Порядок № 327 является подзаконным актом. Поэтому, если в специальный налоговый закон не будут внесены изменения в этой части, акт проверки должен подписываться в последний день проверки.
Однажды законодатель уже пытался «перекрыть кислород» налоговикам и другим органам контроля, приняв Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (по усилению правовой защиты граждан и введению механизмов реализации конституционных прав граждан на предпринимательскую деятельность, личную неприкосновенность, безопасность, уважение к достоинству человека, правовую помощь, защиту)» от 12 января 2005 года, которым были внесены изменения в Закон Украины «О государственной налоговой службе на Украине». Так, в новой редакции этого Закона часть 7 статьи 111 предусматривала, что внеплановая выездная проверка может осуществляться только на основании решения суда. Однако эта норма существовала недолго, и, желая внести изменения в Закон Украины «О государственной налоговой службе на Украине», часть 7 статьи 111 дополнили (не изложили в новой редакции) путем внесения изменений Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» от 25 марта 2005 года.
Полагаю, что законодатель действительно хотел изменить вышеназванную норму. Хотел, но фактически не изменил. Впоследствии это породило немало споров между налоговиками и налогоплательщиками.
Остается надеяться, что, вступив в силу, Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» действительно упорядочит и поставит в более жесткие рамки как органы государственного надзора, так и субъектов хозяйствования.
ЩЕРБАКОВА Наталья — юрисконсульт ОАО «ММК им. Ильича», г. Мариуполь
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…