В начале апреля Конституционный Суд Украины огласил решение по делу по конституционному представлению Высшего совета юстиции (ВСЮ) об официальном толковании положений абзацев 2 и 3 пункта 1 части 1 статьи 150 Конституции Украины.
В представлении отмечалось, что статьей 128 Конституции Президенту предоставлено право на первое назначение на должность профессионального судьи, а Верховному Совету — на избрание других судей бессрочно. Часть 5 статьи 126 Основного Закона предусматривает, что судья увольняется с должности органом, его избравшим или назначившим. В то же время Конституцией установлен специальный порядок назначения судей на должности и увольнения их с должностей. Он заключается в том, что для принятия соответствующего акта в отношении судьи Президентом или парламентом необходимо, чтобы ВСЮ внес представление о назначении или увольнении судьи с должности (пункт 1 части 1 статьи 131 Конституции).
Некоторые судьи, не соглашаясь с указами Президента об увольнении их с должностей, в частности, за нарушение присяги, обжалуют их в суды общей юрисдикции. Сложившаяся ситуация, по мнению автора конституционного представления, обусловила практическую необходимость в официальном толковании указанных положений Основного Закона. В частности, необходимо разъяснить, что акты Президента и Верховного Совета о назначении профессиональных судей на должности и увольнении их с должностей являются лишь предметом конституционно-правовой проверки Конституционным Судом Украины, или они могут быть обжалованы и в суды общей юрисдикции. По убеждению ВСЮ, реализуя право на судебную защиту, граждане могут обжаловать в судах общей юрисдикции не акты главы государства или парламента, а решения ВСЮ, ставшие основанием для их принятия. Отмена в судебном порядке решения ВСЮ влечет и отмену оснований для увольнения судьи с должности или назначения на должность.
В свою очередь Конституционный Суд, выслушав судью-докладчика Людмилу Малинникову и исследовав материалы дела, принял решение о том, что указанные положения статьи 150 Конституции в аспекте затронутого в конституционном представлении вопроса необходимо понимать следующими образом: к полномочиям КСУ отнесено, в частности, решение вопросов о конституционности правовых актов Верховного Совета и Президента, к которым принадлежат как нормативно-правовые, так и индивидуально-правовые акты. Акты же Президента и парламента о назначении профессиональных судей на должности и увольнении их с должностей рассматриваются Конституционным Судом по обращению субъектов права на конституционное представление о проверке конституционности этих правовых актов по их юридическому содержанию и установленной Конституцией процедуре их рассмотрения, принятия или вступления в силу.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…