Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №16 (226) » БЕРЕГИТЕ СВОЕ ЛИЦО

БЕРЕГИТЕ СВОЕ ЛИЦО

Рубрика Тема номера
Особое внимание товарному знаку необходимо уделять уже на первых этапах работы предприятия

На нынешнем этапе развития современной рыночной экономики на Украине, в условиях жесткой конкуренции и борьбы за потребителя существенное значение приобретают различные средства индивидуализации товаропроизводителей, производимой ими продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг. Такими средствами индивидуализации, как известно, являются фирменные наименования, наименования места происхождения товаров и знаки для товаров и услуг (или товарные знаки).

Смысл знаков для товаров и услуг заключается в том, что благодаря их наличию без труда можно отличить товары и услуги одних производителей от сходных товаров и услуг других производителей.

Однако на современном этапе рыночного развития функция товарных знаков этим не ограничивается. Товарные знаки сегодня не только способствуют индивидуализации товаров и услуг, но и активно помогают продвижению товаров на рынке. Более того, на сегодняшний день товарные знаки имеют свою стоимость, размеры которой определяются популярностью товара (услуги) и деловой репутацией фирмы-производителя. Поэтому не только украинский, но и международный опыт в сфере предпринимательства показывает, что регистрация товарного знака должна стать одним из первых шагов в деятельности фирмы. Невыполнение этого правила чревато для нее существенным материальным ущербом, а в отдельных случаях — и потерей деловой репутации.

Гораздо легче защитить нарушенное право, чем доказывать, что это право изначально принадлежит тебе, хотя и не подтверждается законом. Тем более, что украинское законодательство устанавливает строгие правила относительно регистрации товарного знака — «кто не успел, тот безнадежно опоздал».

ПЕРВЫЙ ЗНАК — ПЕРВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Применение различных средств индивидуализации товаров и услуг известно с глубокой древности. Например, на сосудах, изготовленных еще в Древней Греции, часто встречались обозначения в виде различных надписей, указывающих, как правило, имя изготовителя. Однако экономическое значение проставление товарного знака (клейма) получило лишь после появления первых цехов и цеховых корпораций, объединяющих свободных производителей однородной продукции. В новых рыночных условиях основным средством продвижения товаров на рынке становится их реклама. Однако проведение эффективной рекламной кампании требовало наличия и применения разнообразных средств индивидуализации производимой продукции, которые являлись бы легко воспринимаемыми и хорошо запоминающимися обозначениями, позволяющими потребителю выбрать из огромной массы однородных товаров изделие определенного производителя. Так появился товарный знак в современном его понимании.

Первым в мире зарегистрированным товарным знаком стал красный треугольник, который английская компания «Басс&Ко» намеревалась ставить на бутылки с элем. Компания, основанная еще в 1777 году пивоваром Уильямом Бассом, использовала этот знак индивидуализации с 1855 года. Представитель фирмы «Басс», как утверждается, провел холодную новогоднюю ночь на ступеньках накануне открытия патентного бюро (1 января 1876 года), чтобы гарантировать себе первоочередность в подаче заявки на товарный знак.

С появлением в XIX веке на ранней стадии развития капитализма правового понятия «товарный знак» одновременно стали уделять внимание и его правовой защите. Уже тогда в законодательства экономически развитых государств были введены нормы сначала уголовной, а потом и гражданско-правовой ответственности за незаконное использование товарного знака.

ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКЕ…

Товарный знак — это своеобразная бестелесная вещь, являющаяся объектом собственности. Статья 1 Закона «О предприятиях на Украине» закрепляет (хотя и слишком ограниченно) место и значение товарных знаков на предприятии: «Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетные (текущие) и другие счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, а также знак для товаров и услуг». К сожалению, пока в украинском законодательстве нет строго определенных положений о том, что фирменные наименования, товарные знаки и другие средства индивидуализации товаропроизводителей входят в состав имущественного комплекса предприятия и учитываются на его балансе в виде нематериальных активов.

Но изменения не «за горами»: принятый парламентом прошлого созыва Гражданский кодекс в статье 173 определяет, что «в состав предприятия как целостного имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая …права на обозначения, которые индивидуализируют предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменные наименования, знаки для товаров и услуг)».

В соответствии со статьей 41 Закона Украины «О собственности», товарный знак отнесен к объектам интеллектуальной собственности. Таким образом, товарный знак — это объект исключительного права юридического (физического) лица при осуществлении им предпринимательской деятельности. Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком. Правомочие распоряжения включает в себя, как известно, возможность отчуждения вещи или, применительно к объектам интеллектуальной собственности, возможность так называемой «уступки» объекта, например, товарного знака, другому лицу.

Иными словами, товарный знак выполняет функцию товара, точнее, сам становится товаром, к сделкам с которым применимы практически все нормы гражданского права, регулирующие оборот движимого имущества.

ПРАВОВАЯ ОХРАНА

Необходимым условием предоставления правовой охраны товарному знаку на Украине является его регистрация. Украина не относится к тем странам, где правовая охрана товарному знаку предоставляется с момента его использования. Фактически же товарный знак будет охраняться от незаконного использования уже с момента подачи заявки в Патентное ведомство, при условии, конечно, что ранее не была подана заявка на аналогичный товарный знак.

Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» наряду с правовыми нормами, закрепленными в Уголовном кодексе Украины, Законе Украины «О собственности», Кодексе Украины об административных правонарушениях, Законе Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», а также ряде международных соглашений и конвенций, образуют единую нормативно-правовую систему, регулирующую правоотношения, связанные с использованием средств индивидуализации товаропроизводителей.

В соответствии со статьей 25 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» владелец товарного знака, чьи права нарушены, вправе обратиться в Антимонопольный комитет с ходатайством об изъятии товаров с нанесенным на них товарным знаком как у производителя, так и у продавца. Помимо изъятия товара, антимонопольный орган вправе наложить штраф на виновных лиц в размере 3 % от выручки за предшествующий год либо, если невозможно узнать размер выручки, до 5000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан — для хозяйствующих субъектов, и до 2000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан — для нехозяйствующих субъектов.

Пострадавшее лицо может обратиться и в суд. В гражданском или арбитражном судопроизводстве размер причиненного ущерба либо размер иска определяет истец. Возмещение может включать не только материальный ущерб (прямой ущерб, неполученная прибыль и т. п.), но и моральный. Сумма иска не ограничивается максимальным размером, однако только суд выносит окончательное решение о сумме возмещения. В ряде случаев в определении размера причиненного вреда от незаконного использования товарного знака суд может обращаться за помощью к независимой экспертизе.

В правовой защите товарных знаков самым проблематичным является вопрос установления факта нарушения. В настоящее время закон не регулирует взаимоотношения владельцев товаров со сходными наименованиями, порядок разрешения споров между ними и критерии вины в их действиях. Естественно, это существенно затрудняет разрешение спора по закону, а не по «интуиции».

В новом Уголовном кодексе Украины уголовно-правовой защите товарного знака отведена отдельная статья. По сравнению со старым УК, существенно смягчена ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, в то же время понижены планки, определяющие размер причиненного вреда.

Помимо достаточно традиционных гражданско-правовых и уголовных санкций за неправомерное использование чужого товарного знака, в статье 20 Закона закреплены такие специфические санкции, как удаление с товара, его упаковки незаконно использованного знака или обозначения, или уничтожение изготовленных изображений знака или обозначения.

Однако охрана имущественных интересов собственников товарных знаков уже давно перешагнула национальные границы. Уважение к чужой собственности и деловой репутации — категория общемирового значения. В области охраны промышленной собственности Украина является участницей не только Парижской конвенции, но и целого ряда других соглашений: Мадридского соглашения о международной регистрации знаков (1993 год), Найробского договора об охране олимпийской символики (1981 год), Страсбургского договора о Международной патентной классификации (1971 год), Ниццского соглашения о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (1957 год) и др., что позволяет собственникам товарных знаков получить не только национальную, но и международно-правовую защиту в случае нарушения их прав.

ВЕРНИТЕ НАГРАБЛЕННОЕ!

Однако даже если предприятие является собственником товарного знака, это вовсе не означает, что закон предоставит последнему полноценную правовую защиту. Приведем пример из недавнего опыта Российской Федерации. Этот пример тем более интересен, что и на Украине при инициативе заинтересованных лиц такая ситуация вполне возможна.

Вплоть до 1991 года, когда произошел распад СССР, на территории Союза действовало Положение о товарных знаках, принятое в 1962 году. Откровенно говоря, в то время в этом документе не было никакой необходимости, поскольку подобные отношения были отрегулированы на административном уровне. Приватизация, прошедшая под лозунгом «Это мне, и это снова мне», не оставила времени на определение истинного собственника огромного количества «бесхозных», но великолепно раскрученных товарных знаков, и они «последовали» за приватизируемым предприятием. Помог этому и Закон, в соответствии с которым собственником товарного знака становится тот, кто первый подал на него заявку и зарегистрировал его. Как сейчас стало понятно, процесс приватизации — «захвата» советских брэндов прошел при отсутствии здравого смысла. В результате объекты бывшей «интеллектуальной собственности СССР» стали предметом ожесточенных споров между теми, кто успел заполучить право на товарный знак, и теми, кто мечтает это право оспорить.

В связи с указанными событиями Роспатент долго кусал локти, и в итоге к середине 2000 года разработал целый пакет законодательных актов, направленных, во-первых, на улучшение отношений по использованию интеллектуальной собственности, а во-вторых, призванных исправить «недоразумение» с регистрацией товарных знаков бывших государственных предприятий. Согласно подготовленному документу, предполагалось аннулировать регистрацию товарных знаков, используемых госпредприятиями до 1 января 1992 года и передать их в собственность государства.

В случае успешной реализации этого проекта государство вернуло бы себе более 200 наименований, когда-то относившихся к «интеллектуальной собственности СССР» (в их числе такие известные марки, как «Прима», «Столичная», «Мишка косолапый», «Юбилейное», а также другие популярные наименования табачных, водочных и кондитерских изделий). Дальнейшая судьба национализированных товарных знаков понятна: производителям придется потратиться, а государство наконец получит ощутимую материальную благодарность за те деньги, которые частные компании успешно зарабатывают сегодня на торговых марках, раскрученных в эпоху СССР.

К счастью, желание Роспатента (и других заинтересованных лиц) получить деньги на пустом месте не реализовалось благодаря действующему законодательству: во-первых, Закон не имеет обратной силы, а во-вторых, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Конечно, подобные ситуации не стоит исключать, несмотря на всю их «безрассудность». Но все же встречаются они крайне редко. А вот ситуация, при которой товарный знак какого-либо предприятия, будучи уже достаточно известным, но все еще не зарегистрированным, перекупает более «веселое и находчивое» предприятие, встречается гораздо чаще. Широко распространен в мировой практике случай, когда компания «Coca Cola», достигнув определенной известности, но используя свой товарный знак без государственной регистрации, впоследствии была вынуждена перекупать его у своего более рационального сотрудника. Пришлось заплатить немалые деньги. Не повторяйте чужих ошибок!

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Государственная практика

КАКИЕ ЦЕЛИ ОПРАВДЫВАЮТ ТАКИЕ СРЕДСТВА?

Законодательная практика

ЯМЩИК, НЕ ГОНИ ЛОШАДЕЙ

Зарубежная практика

СКАЗКИ ВЕНСКОГО ЛЕСА

Неделя права

ТЕРЯЕМ МИНИСТРОВ — ПОЛУЧАЕМ ГОССЕКРЕТАРЕЙ

Новости из-за рубежа

«ДОКТОР СМЕРТЬ» ОПРАВДАН

ПАРЛАМЕНТ ЮГОСЛАВИИ ОДОБРИЛ ЗАКОН О СОТРУДНИЧЕСТВЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТРИБУНАЛОМ

В США ПЕРЕСМАТРИВАЮТ ЗАКОН О ВЫБОРАХ

РУССКОГО ШПИОНА ПОВТОРНО ОСУДИЛИ В ПОЛЬШЕ

РОССИЯ ВЕДЕТ ПЕРЕГОВОРЫ О БУДУЩЕМ КАЛИНИНГРАДА

Новости профессии

ГДЕ ОБЖАЛОВАТЬ БУДЕТЕ?

ИНВЕСТИРУЙТЕ, ГОСПОДА!

МОЛОДЫМ ВЕЗДЕ У НАС ДОРОГА!

СОЗДАН МЕЖДУНАРОДНЫЙ УГОЛОВНЫЙ СУД

СОБЛЮДАЮТСЯ ЛИ ПРАВА ЗАКЛЮЧЕННЫХ?

Первая полоса

ГУБИТ ЛЮДЕЙ НЕ ПИВО...

Прецеденты

ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА

ЛИШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ

ЛИШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ

Судебная практика

ПРИСЯЖНЫЕ: КТО ОНИ?

ПРАВОСУДИЕ В ЗАКОНЕ

Тема номера

ЗНАКИ ДЛЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ

ЧТО ТАКОЕ ВИДЕОГРАММА... И КАК С НЕЙ БОРОТЬСЯ

БЕРЕГИТЕ СВОЕ ЛИЦО

Юридический форум

БЕСПРИЗОРНОЕ СУДЕЙСТВО

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: