Больше года назад (5 января 2017-го) в рамках проводимой в Украине судебной реформы вступили в силу Законы Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» от 2 июня 2016 года № 1403-VIII (Закон № 1403-VIII) и «Об исполнительном производстве» от 2 июня 2016 года № 1404-VIII (Закон № 1404-VIII), которые предоставили действительно реформаторскую для Украины возможность ввести институт частных исполнителей.
Статистика показывает
Факторы, которые привели к этому решению, общеизвестны. И ключевой из них — тотальная неэффективность существовавшей до этого системы Государственной исполнительной службы Украины (ГИС). Если привести статистические данные деятельности за 2015—2017 годы уже реформированной службы ГИС, то мы увидим, что показатель фактического исполнения практически не менялся за эти годы и составлял 18–20 % от общего количества дел на начало соответствующего года. А если взять процент фактического исполнения, исходя из сумм, а не количества дел, подлежащих взысканию, то коэффициент будет и вовсе меньше 3 %. Соответственно в этот период каждый раз в конце года порядка 2,5 млн дел (составляющих более 90 % всего портфеля ГИС) оставались неисполненными.
Такую ситуацию и должны были изменить частные исполнители.
Первые дела «частникам» были переданы в начале октября 2017 года. По данным Министерства юстиции Украины, к концу 2017 года ситуация выглядела следующим образом: остаток исполнительных документов на начало отчетного периода — 0; 3424 исполнительных документа (на сумму 716,20 млн грн) поступили в отчетном периоде; в 61 деле (на сумму 38,84 млн грн) отказано в открытии исполнительного производства; 3363 исполнительных документа (на сумму 677,36 млн грн) подлежат принудительному исполнению; 269 исполнительных производств (на сумму 57,64 млн грн) завершены; остаток исполнительных документов на конец отчетного периода составляет 3094 дела (на сумму 609,59 млн грн); 23 исполнительных производства (на сумму 11,64 млн грн) приостановлены (или завершены?); в течение последнего месяца отчетного периода поступило 1306 документов (на сумму 290,85 млн грн).
Указанные показатели уже были использованы в нескольких опубликованных материалах и трактовались там как доказательство успеха реформы. Но если по этим данным вычислить показатель фактического завершения производств, то получим не столь утешительную цифру — 9 % по количеству (и 14 % по сумме портфеля). Напомним, что у государственных исполнителей аналогичный показатель составляет 18 % по количеству (около 3 % по сумме). При этом показатели частных исполнителей учитывались за четыре последних месяца 2017 года с действующим лимитом в 6 млн грн на одно дело.
Что касается структуры портфеля частных исполнителей, то порядка 60 % переданных им дел составляет так называемый розничный беззалоговый портфель, где по сути идет постепенное ежемесячное взыскание с заработной платы должника (около 20 %) либо пенсии. То есть формально практически весь объем данной части портфеля попадает в разряд «неисполненных» производств, однако по ним идет ежемесячное погашение долга (примерно в 70 % дел), и фактически исполнитель выполнил возложенные на него функции, а взыскатель полностью доволен процессом.
22 % портфеля частных исполнителей в Украине — это повторно поданные материалы, то есть те, которые уже направлялись на взыскание в государственную исполнительную службу, но не были исполнены. И лишь 18 % по состоянию на 1 января 2018 года составляли новые дела.
Исходя из приведенных цифр, получаем 43 % действительно исполненных производств за четыре месяца 2017 года. Данный показатель по сути является рекордным за всю историю Украины. При этом в 2018 году лимит на сумму каждого отдельного дела в работе частных исполнителей увеличивается до 20 млн грн, а к концу года вообще исчезает. Таким образом, учитывая множество факторов и уже полученные результаты, могу утверждать, что показатель фактического исполнения производств у частного исполнителя по результатам 2018 года составит не менее 30 % от общей суммы производств, находящихся в работе, и более 40 % условно исполненных (по которым есть фактическое движение средств).
Возврата не будет
Вместе с тем по-прежнему существует целый ряд юридических и административных рисков, оказывающих отрицательное влияние на профессию.
1. Чрезмерные привилегии для должника в исполнительном производстве. Эта проблема становится глобальным негативным фактором для Украины как государства. В мире нет ни одной страны, где экономический рост шел бы рука об руку с крайней зарегулированностью прав кредиторов. По сути в нашем государстве до сих пор, несмотря на ряд позитивных реформ, права кредиторов значительно уступают правам и возможностям должника, что, конечно, используется непорядочными субъектами в своих интересах.
2. Вопрос о взыскании основного вознаграждения. Как известно, вознаграждение частных исполнителей взыскивается независимо от решения об отзыве производства взыскателем и оформляется в отдельное производство. К сожалению, данный нюанс уже приводит к злоупотреблениям со стороны недобросовестных кредиторов и должников. Необходимо детально разъяснять все этапы действий частных исполнителей для всех сторон процесса во избежание дополнительных имиджевых и операционных рисков профессии.
3. Ведение исполнительного производства государственным и частным исполнителями. В данном направлении ведется серьезная работа, и мы надеемся, что урегулирование в разделении подобных дел произойдет уже в 2018 году.
4. Налогообложение деятельности частного исполнителя. Этот вопрос особенно актуален для практикующих частных исполнителей в связи с отсутствием разъяснений фискальных органов по подобным операциям. Фактически частный исполнитель вынужден перестраховываться и нести дополнительную фискальную нагрузку, что абсолютно неприемлемо для здоровой бизнес-среды.
Работа над решением обозначенных проблем в деятельности частных исполнителей уже ведется. Преодолев возникшие препятствия, мы можем свести юридические риски к нулю. В любом случае вокруг новой профессии частного исполнителя существует достаточно неоднозначный информационный фон. Но при всех возникающих противоречиях вопрос о возвращении к старой системе или необходимости этой реформы не ставится, что является главным критерием успеха воплощения института частных исполнителей в Украине в жизнь.
БОРОВИК Андрей — аналитик, г. Киев
Пока не конкуренты
Андрей НИКОНЕНКО, юрист АО «Коннов и Созановский»
На ближайшее время прогноз относительно работы частных исполнителей достаточно прост: подавляющее большинство должников с деятельностью частных исполнителей пока что не столкнется. Связано это с мизерным количеством частных исполнителей по сравнению с количеством государственных. Сейчас в Украине меньше 200 частных исполнителей, и их число не слишком увеличивается. Более того, 26 марта 2018 года был поставлен антирекорд: на квалификационный экзамен для частных исполнителей пришли восемь человек, из них экзамен сдали три кандидата (при наличии 25 мест для экзаменуемых).
Можно предположить, что причина небольшого количества частных исполнителей заключается в сознательной политике Минюста, который опасается, что в случае допуска к деятельности частного исполнителя сразу большого количества юристов Минюсту и Ассоциации частных исполнителей не удастся избежать большого количества жалоб на них.
В то же время, несмотря на небольшое количество частных исполнителей, стоит ожидать, что ими будет исполняться непропорционально большая часть исполнительных документов в денежном выражении.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…