Знание своего клиента, что многими юрфирмами рассматривается как конкурентное преимущество, не ограничивается знанием одних лишь бизнес-процессов и особенностей индустрии. Для успешного сотрудничества важно учитывать возможные национальные и культурные отличия, поскольку сопровождение дел иностранных клиентов занимает существенную долю (иногда даже преобладающую) в структуре юридических фирм, практикующих в Украине. Но если несколько лет назад разница между украинскими и иностранными клиентами была очевидной, то сейчас юристы больше акцентируют внимание на масштабе и специфике бизнеса клиентов, подчеркивая, что подходы крупного украинского бизнеса практически ничем не отличаются от требований и ожиданий иностранных компаний — западные стандарты качества юридических услуг, принесенные в Украину глобальными корпорациями и международными юрфирмами, успешно акцептированы как ведущими локальными юридическими компаниями, так и крупным национальным бизнесом. «Клиенты, как украинские, так и иностранные, бывают очень разными. У каждой группы клиентов есть свои подходы к выбору юридического советника и оценке его работы, например, у корпоративных и банковских клиентов запросы, как правило, очень различаются между собой, но запросы от банковских клиентов схожи вне зависимости от национальности», — рассказал Игорь Олехов, партнер МЮФ Baker McKenzie.
Юлия Черных, советник ЮК ARBITRADE, отмечает отличия в подходах к сотрудничеству юристов крупных (как украинских, так и иностранных) компаний и компаний среднего/небольшого размера: с первыми сложнее договориться, но проще работать, а вторые достаточно быстро принимают решение о сотрудничестве, но иногда сами не до конца понимают, чего ожидают от своего юрсоветника. И абсолютно все контролируют сейчас расходы на юридических советников.
При этом юристы сходятся во мнении, что каждому человеку, с которым приходится работать как с клиентом, как правило, присущи свои национальные особенности, более или менее сглаженные корпоративными стандартами компаний, которые они представляют. И знание этих особенностей в значительной мере упрощает работу.
Как показывают данные, полученные при проведении исследования «50 ведущих юридических фирм Украины 2017 года», клиентский портфель юрфирм, практикующих в Украине, достаточно хорошо сбалансирован. Наибольшая доля клиентов-нерезидентов (включая дочерние предприятия и представительства иностранных компаний) ожидаемо зафиксирована в сегменте крупнейших украинских юрфирм и офисов международных юрфирм — в среднем 56,55 %. Максимальное значение при этом превышает 80 %. Что интересно, доля клиентов физлиц-нерезидентов в этой группе оказалась ниже, нежели в юрфирмах небольшого и среднего размера, намного активнее работающих с физлицами. В то же время более чем о 90 % клиентов-нерезидентов заявили ряд небольших юрфирм с бутиковой специализацией. Наиболее ориентированными на обслуживание украинского бизнеса оказались региональные юрфирмы — доля клиентов юрлиц-резидентов в этой группе — в среднем 55,44 %, впрочем, есть примеры региональных юрфирм, чей клиентский портфель на 60 % и больше состоит из нерезидентов.
Юридические фирмы | Клиенты, среднее значение, % | |||
---|---|---|---|---|
Юридические лица — резиденты | Юридические лица — нерезиденты (включая дочерние предприятия и представительства иностранных компаний) | Физические лица — резиденты | Физические лица — нерезиденты | |
Офисы международных юрфирм и крупные (свыше 35 юристов) юридические фирмы | 36,46 | 56,55 | 4,44 | 2,55 |
Юридические фирмы среднего размера (15–35 юристов) | 46,02 | 36,13 | 13,64 | 4,21 |
Небольшие юридические фирмы (до 15 юристов) | 41,84 | 41,05 | 12,52 | 4,57 |
Региональные юридические фирмы | 55,44 | 30,44 | 10,94 | 3,16 |
Национальные особенности неистребимы
Юлия ЧЕРНЫХ, советник ЮК ARBITRADE (Украина), преподаватель Университета Осло (Норвегия)
— Чем иностранные клиенты отличаются от украинских?
— Недостаточно разделять клиентов на украинских и иностранных, градацию также нужно проводить по масштабу их бизнеса: крупные украинские компании сейчас мало отличаются от иностранных клиентов. Общее наблюдение — иностранные и крупные украинские компании скрупулезнее отбирают юридических советников (следует готовиться ко множеству вопросов и уточнений относительно компетенций), дольше и предметней договариваются, но работать с ними проще, вопросы организационного характера уже не будут возникать. Объем работы при этом предельно ясен, согласован и в большинстве случаев детально прописан в контракте. Мелкие и средние украинские компании быстрее и проще принимают решение о сотрудничестве, но иногда сами не до конца понимают, чего они ожидают от своего юрсоветника, их запросы часто эволюционируют в ходе работы над
проектом.
— Есть ли отличия в вопросах гонорарной политики?
— В нынешнее время деньги считают все. В том числе иностранные клиенты. Но запросы, с которыми обращаются иностранные и крупные украинские компании, как правило, сложно оценить в фиксированной сумме, и такие клиенты более склонны к применению почасовых ставок, с возможными необязывающими ориентирами общей стоимости. Мелкие и средние украинские компании предпочитают иметь дело с фиксированной ценой, а при использовании почасовки — с четким ограничением максимальной суммы гонорара.
— Можно ли сказать, что крупный бизнес стирает национальные отличия?
— Глобализация и бизнес-этика безусловно оказывают свое влияние, но национальные особенности неистребимы. Когда я только начинала заниматься арбитражем, в Стокгольмской торговой палате проводились семинары, посвященные культурным различиям арбитражных представителей — тогда эта тема казалась мне несколько надуманной, а сами различия — несущественными. Но я все больше убеждаюсь, что общество и среда, в которой мы сформировались, идут шлейфом за нами и никуда не исчезают, как бы мы того ни хотели.
— Учитываются ли национальные и культурные отличия клиентов в переговорах и дальнейшем сотрудничестве?
— Мы не особо обращаем внимание на национальные особенности клиентов, но все же это следует учитывать. Например, итальянские клиенты во многом напоминают славянских — в том, что они готовы сделать и чего ожидают сами. Другой пример — скандинавы, которые демонстрируют доброжелательность и открытость в переговорах, но при этом имеют свое, очень жесткое мнение по каждому вопросу. Но они облачают все в достаточно мягкую форму, что создает иллюзию невнятных переговорщиков, совершенно не соответствующую действительности.
Основы коммуникации
Игорь ОЛЕХОВ, партнер МЮФ Baker McKenzie
Говорить в общем о различиях между украинскими и иностранными клиентами не совсем технически корректно, поскольку и украинские клиенты, и иностранные бывают очень разными. У каждой группы клиентов свои подходы к выбору юридического советника и оценке его работы, например, у корпоративных и банковских клиентов запросы, как правило, значительно различаются, но запросы от банковских клиентов схожи вне зависимости от национальности. Более того, международные компании и глобальные бизнесы (включая компании в Украине), как правило, работают по международным стандартам, поэтому требования у них фактически такие же, как у квалифицированных иностранных клиентов.
Правильнее говорить, что скорее есть различия в «калибре» людей, с которыми приходится работать как с клиентами, различия наблюдаются и с точки зрения юридической подготовленности человека, и с точки зрения культурных ценностей и подходов к бизнесу. В то же время при работе с международными компаниями и банками можно столкнуться с ситуацией, когда именно корпоративная культура международной компании или банка определяет поведение людей, а их национальная принадлежность — не более чем одна из характеристик.
Приходилось работать с различными типами иностранных клиентов, среди которых были американцы, немцы, французы, турки, китайцы, греки, казахи, австрийцы, болгары, русские, австралийцы, бразильцы, израильтяне, южноафриканцы и другие клиенты. У каждого клиента, как правило, свои национальные особенности, и знание этих особенностей в значительной мере упрощает работу и помогает найти критические точки, которые каждый клиент оценивает как ключевые в работе юриста. Со временем такой опыт дает возможность налаживать эффективные связи с клиентом, получать проекты по несколько раз и даже рекомендации от коллег клиента из его же страны. По моему мнению, знание многогранности культур и историй народов или даже целых регионов, а также опыт общения с представителями многих стран очень помогает в работе с иностранными клиентами в бизнес-среде.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…