Ситуации, когда покупатели в силу каких-либо причин возвращают продавцу купленный у него товар или требуют устранения недостатков такого товара, сегодня уже не редкость — многие граждане нашей страны в той или иной мере знакомы с положениями норм Закона Украины «О защите прав потребителей».
Как показывает практика, чем дешевле товар, тем легче его вернуть продавцу (поменять на другой или забрать деньги) или требовать устранения его недостатков. И наоборот, чем товар дороже, тем неохотнее продавец производит его обмен (замену), возвращает деньги или устраняет недостатки.
А вот если товар дорогой, то маловероятно, что покупателю удастся вернуть его продавцу без каких-либо сложностей. Ситуация, когда продавец отказывается принять у покупателя дорогой товар для обмена или возврата денег, в зависимости от настроя покупателя, может закончиться либо ничем, либо обращением в Общество по защите прав потребителей, либо даже судом.
Если покупателем является юридическое лицо или физическое лицо — предприниматель, то второй вариант исключается, так как Закон Украины «О защите прав потребителей» в качестве потребителей определяет лишь физических лиц, приобретающих, заказывающих, использующих или имеющих намерение приобрести или заказать продукцию для личных потребностей, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью или исполнением обязанностей наемного работника. В таком случае остается лишь суд.
В данной публикации речь пойдет о том, как юридическое лицо, не добившись от продавца дорогого товара (автомобиля) надлежащего исполнения гарантийных обязательств (устранения недостатков), добилось в суде расторжения соответствующего договора купли-продажи с дальнейшими позитивными для себя последствиями, в частности, возвратом денежных средств, потраченных на его покупку.
Так, предприятие-покупатель обратилось в Хозяйственный суд Днепропетровской области с исковым заявлением, в котором просило расторгнуть договор купли-продажи, заключенный с предприятием-продавцом, в соответствии с которым оно приобрело автомобиль, взыскать с предприятия-продавца 131 533 грн стоимости автомобиля, 3667,37 грн затрат на государственную регистрацию автомобиля и 167046,91 грн неустойки за просрочку устранения недостатков.
В качестве обоснования исковых требований предприятие-покупатель, ссылаясь на статьи 651, 678 и 709 Гражданского кодекса Украины (ГК), указывало, что: предприятие-продавец надлежащим образом в установленный 14-дневный срок не осуществило ремонт автомобиля; работы по устранению недостатков выполнило некачественно; такой недостаток, как посторонний стук в коробке переключения передач вообще не устранило.
Решениями хозяйственных судов первой и второй инстанций предприятию-покупателю в удовлетворении исковых требований было отказано. Однако постановлением Высшего хозяйственного суда Украины от 27 июля 2006 года эти решения были отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в местный хозяйственный суд.
При новом рассмотрении Хозяйственный суд Днепропетровской области решением от 17 апреля 2007 года исковые требования предприятия-покупателя удовлетворил в полном объеме. Суд исходил из того, что ненадлежащие действия предприятия-продавца по гарантийному устранению заводских дефектов автомобиля привели к тому, что предприятие-покупатель вынуждено было обращаться в сервисную службу и к президенту автомобильной компании, а также к другим сервисным центрам автомобильной компании, в связи с чем было лишено возможности пользоваться по назначению купленным автомобилем на протяжении семи месяцев, что, в соответствии со статьей 651 ГК, является основанием для расторжения договора купли-продажи автомобиля, взыскания стоимости автомобиля и затрат на его государственную регистрацию. При взыскании неустойки суд сослался на статью 709 ГК, указав при этом, что предприятием-продавцом не предоставлены доказательства того, что предприятие-покупатель умышленно или по неосторожности содействовало увеличению размера неустойки.
Постановлением Днепропетровского апелляционного хозяйственного суда от 26 июня 2007 года решение Хозяйственного суда Днепропетровской области от 17 апреля 2007 года было отменено, а в удовлетворении исковых требований предприятия-покупателя отказано.
Постановление мотивировано тем, что ссылка предприятия-покупателя на нарушение предприятием-продавцом гарантийных условий является безосновательной, поскольку они прекратили свое действие в связи с их нарушением со стороны предприятия-покупателя, обратившегося к предприятию-продавцу для осуществления первого технического осмотра автомобиля при пробеге не 2000 км, а 2700 км.
Однако Высший хозяйственный суд Украины с мнением хозяйственного суда апелляционной инстанции не согласился, указав при этом, что согласно памятке для покупателей этого автомобиля, периодичность технического обслуживания автомобиля составляет 10 000 км, а первая замена масла и масляного фильтра при пробеге в 2000 км не является техническим обслуживанием. Ненадлежащее выполнение покупателем-продавцом договорных обязательств, установленное решением хозяйственного суда первой инстанции, не опровергнуто апелляционным хозяйственным судом, исходя из чего решение местного хозяйственного суда в части расторжения договора купли-продажи автомобиля, возврата стоимости автомобиля и затрат на осуществление его государственной регистрации является законным и обоснованным.
Между тем хозяйственный суд кассационной инстанции посчитал неустойку, взысканную с предприятия-продавца в пользу предприятия-покупателя, значительно завышенной и на основании статьи 551 ГК и статьи 83 Хозяйственного процессуального кодекса Украины уменьшил ее размер до 30 000 грн.
Таким образом, постановлением Высшего хозяйственного суда Украины от 4 октября 2007 года постановление Днепропетровского апелляционного хозяйственного суда от 26 июня 2007 года было отменено полностью, а решение Хозяйственного суда Днепропетровской области от 17 апреля 2007 года изменено: исковые требования предприятия-покупателя о взыскании неустойки были удовлетворены в размере 30 000 грн, а во взыскании остальной части неустойки отказано; в остальной части указанное решение оставлено без изменений.
Определением Верховного Суда Украины от 28 ноября 2007 года в открытии кассационного производства по пересмотру постановления Высшего хозяйственного суда Украины от 4 октября 2007 года отказано.
Данный пример показывает, что даже в нашей стране с помощью суда можно обязать продавцов, продавших некачественный товар и/или отказывающихся устранить недостатки такого товара в установленный срок, несмотря на высокую стоимость товара, вернуть покупателю потраченные на него деньги.
КУЛАШЕВ Денис — юрист, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…