В настоящее время одной из основных проблем при регистрации вещных прав на недвижимое имущество является отсутствие единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их ограничений. Это существенно усложняет приобретение таких прав и, в результате, делает инвестиционный климат Украины непривлекательным. В то же время возможность получения достоверной информации о правовом статусе недвижимого имущества позволяет избежать заключения незаконных сделок с такими объектами. Так что о важности создания единой системы спорить не приходится.
Ныне и до создания единой системы органов регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений, а также формирования Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений регистрация объектов недвижимости осуществляется коммунальными предприятиями БТИ, учет прав на землю осуществляет Госкомзем.
И на последнем заседании Кабинета Министров Украины было принято решение передать ведение единой системы государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничения Министерству юстиции Украины.
Напомним, что правовой основой для создания на Украине единой системы регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений является Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений». Согласно этому Закону, не Министерство юстиции Украины, а Государственный комитет по земельным ресурсам должен обеспечить регистрацию таких прав путем формирования соответствующего реестра в составе государственного земельного кадастра. Однако борьба между Минюстом и Госкомземом по поводу того, кто будет держателем Государственного реестра, а соответственно, будет контролировать финансовые потоки, связанные с его администрированием, как до, так и после принятия Закона, не прекращается. Впрочем, вся история становления системы регистрации прав на недвижимость на Украине характеризуется постоянной борьбой между различными ведомствами за право выступать держателями соответствующего реестра.
Администратором Государственного реестра прав, очевидно, будет государственное предприятие «Информационный центр» Министерства юстиции Украины, которое было основано приказом Минюста в 1997 году. Целью его деятельности является техническое, технологическое обеспечение создания и сопровождения программного обеспечения ведения автоматизированных систем Единых и Государственных реестров и иных электронных баз данных. Отметим, что сегодня Информационный центр ведет 16 различных реестров. При этом Министерство юстиции определяет тарифы за внесение сведений в реестры и предоставление соответствующей информации, за пользование этой информацией и иные услуги, которые предоставляются администратором реестров физическим и юридическим лицам.
В завершение укажем следующее. Законодательное закрепление Госкомзема держателем Государственного реестра прав дает возможность сделать вывод о том, что одного решения Кабинета Министров Украины недостаточно. Соответствующие изменения должны быть внесены в Закон, и Минюст должен быть закреплен держателем Государственного реестра прав именно на уровне Закона. Хотелось бы также отметить, что на формирование единой системы в рамках финансирования проекта выдачи госактов на право собственности на землю в сельской местности и развитие системы кадастра Мировой Банк предоставил Украине кредит довольно существенных размеров. Так что данный вопрос также должен быть согласован с этой организацией.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…