Автомобильный таможенный перевозчик — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №48 (466) » Автомобильный таможенный перевозчик

Автомобильный таможенный перевозчик

В соответствии со статьей 182 Таможенного кодекса Украины (ТК) таможенный перевозчик — это предприятие, осуществляющее перевозки между таможенными органами Украины товаров, находящихся под таможенным контролем, без применения при этом иных мер гарантирования доставки товаров в таможенный орган назначения, предусмотренных частью 1 статьи 161 ТК. Подобное предприятие должно иметь лицензию на право осуществления деятельности таможенного перевозчика, выданную специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области таможенного дела.

В соответствии со статьей 161 ТК к товарам, которые находятся под таможенным контролем и перемещаются транзитом, может применяться одна из следующих мер гарантирования доставки этих товаров в таможенный орган назначения:

— предоставление собственником товаров (уполномоченным им лицом) гарантий таможенным органам;

— охрана и сопровождение товаров таможенными органами;

— перевозка товаров таможенным перевозчиком;

— перевозка на условиях Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с использованием книжки МДП 1975 года.

Для определения преимуществ, предоставляемых перевозчику и его клиенту при наличии у перевозчика статуса таможенного перевозчика, кратко рассмотрим и сравним каждый из видов гарантий.

Порядок предоставления собственником товаров (уполномоченным им лицом) гарантий таможенным органам определяется постановлением Кабинета Министров Украины № 700 от 29 июня 1996 года (постановление № 700). В соответствии с пунктом 2 постановления № 700 финансовые гарантии — способ денежного обес­печения исполнения обязательств перевозчика в отношении вывоза товаров, заявленных в момент ввоза на Украину как транзитные. Предоставление финансовых гарантий вводится как мера предупреждения с целью соблюдения перевозчиками условий, маршрутов и направлений транзита, а также для обеспечения внесения предусмотренных законодательством обязательных платежей в случае нарушения перевозчиком взятых им обязательств в отношении доставки товаров в таможню назначения. Таможенным органам могут предоставляться следующие виды финансовых гарантий: гарантия банка, денежный залог, страхование финансовой ответственности перевозчика.

Сумма финансовых гарантий соответствует размеру всех обязательных платежей, определенных для этих товаров законодательством: акцизного сбора, пошлины, НДС, таможенных и других сборов, начисленных в соответствии с порядком, установленным для налогообложения таких товаров в случае ввоза их на Украину с целью свободного использования. Использование в качестве гарантирования доставки транзитных товаров в таможню назначения перевозки товаров таможенным перевозчиком, вместо предоставления таможенным органам указанных гарантий, позволяет клиентам перевозчика не нести дополнительные затраты на получение банковской гарантии (как правило, платная услуга банка), денежного залога (на время изымает из оборота часть денежных средств клиента), страхование финансовой ответственности (платная услуга), что является существенным конкурентным преимуществом таможенного перевозчика.

Порядок охраны и сопровождения товаров таможенными органами определяется в соответствии с Инструкцией об организации и порядке охраны и сопровождения товаров подразделениями таможенной охраны Государственной таможенной службы Украины (ГТСУ), утвержденной приказом ГТСУ № 565 от 20 августа 2003 года (Инструкция). Согласно пункту 1.2 Инструкции, охрана и сопровождение товаров является мерой гарантирования их сохранности и обязательной доставки в таможенный орган назначения и применяется к товарам, находящимся под таможенным контролем и перемещающимся таможенным транзитом, причем этот вид обеспечения применяется на основе добровольного его избрания собственником товаров (уполномоченным им лицом) как альтернатива предоставлению таможенным органам гарантий в отношении доставки этих товаров в таможенный орган назначения на условиях Таможенной конвенции МДП 1975 года. В соответствии с пунктом 1.3 Инструкции охрана и сопровождение не применяются при перевозке товаров таможенным перевозчиком, что предоставляет клиенту ряд преимуществ, например: относительно свободное определение маршрута и графика движения, освобождение от расходов, связанных с сопровождением грузов таможенной охраной (услуга платная).

Перевозка на условиях Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с использованием книжки МДП 1975 года определяется соответствующей Конвенцией. Национальным законодательством для такого рода перево­зок предусмотрен ряд ограничений. Так, в соответствии с абзацем 2 пункта 1.3 Инструкции, если начисленная сумма налогов и сборов (обязательных платежей), подлежащих уплате за товар, в отношении которого законодательством Украины предусмотрено применение мер обеспечения доставки и который должен перемещаться транзитом через таможенную территорию Украины с использованием книжки МДП, превышает сумму гарантийного обеспечения (эквивалент 50 000 долларов США), то процедура перемещения товара через таможенную территорию Украины осуществляется с использованием мер обеспечения доставки, предусмотренных пунктом 1-3 статьи 161 ТК, то есть с предоставлением собственником товаров (уполномоченным им лицом) гарантий таможенным органам, охраной и сопровождением товаров таможенными органами, перевозкой товаров таможенным перевозчиком. При этом последний вид имеет все вышеуказанные преимущества.

Для того чтобы при перевозке товаров такими преимуществами воспользоваться, клиенту таможенного перевозчика, как и самому таможенному перевозчику, не нужно предоставлять таможне дополнительные документы (данные о таможенных перевозчиках содержатся в базе таможни). При оформлении документов в таможне необходимо лишь указать номер лицензии или другие данные, позволяющие идентифицировать таможенного перевозчика (иногда таможня может попросить у клиентов копию лицензии — всегда было достаточно факсовой копии), и внести данные в ГТД о том, что собственником товаров (уполномоченным им лицом) в виде гарантии доставки груза в таможню назначения выбрана перевозка товаров таможенным перевозчиком.

Необходимо отметить, что при буквальном толковании статьи 182 ТК напрашивается вывод, что таможенным перевозчиком может быть только предприятие. В то же время при системном рассмотрении нормативно-правовых актов, в частности, пункта 29 статьи 1 ТК, который определяет предприятие как любое юридическое лицо и как гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, абзацев 4, 13 пункта 1 статьи 1 Закона Украины «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельнос­ти», которая определяет лицензиата как субъекта хозяйствования, получившего лицензию, а субъекта хозяйствования как юридическое лицо (кроме органов государственной власти и местного самоуправления), осуществляющее хозяйственную деятельность, и как физическое лицо — субъекта предпринимательской деятельности, становится ясно, что таможенным перевозчиком может быть и физическое лицо — субъект предпринимательской деятельности.

Точку в вопросе о том, может ли физическое лицо — субъект предпринимательской деятельности получить лицензию таможенного перевозчика, ставят утвержденные совместным приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и Таможенной службы Украины № 34/212 от 25 марта 2004 года Лицензионные условия осуществления посреднической деятельности таможенного перевозчика (Лицензионные условия), прямо указывающие на это в абзаце 1 пункта 1.5. Но до сих пор ни одно физическое лицо — предприниматель не получило такого статуса.

Кроме предусмотренных в пункте 34 постановления КМУ «Об утверждении перечня документов, которые прилагаются к заявлению о выдаче лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности» № 756 от 4 июля 2002 года (постановление № 756) удостоверенной копии квалификационного свидетельства лица, уполномоченного на декларирование (для юридических лиц — не менее двух таких лиц), удостоверенных копий учредительных документов (для юридических лиц), удостоверенной копии договора страхования собственной деятельности в качестве таможенного перевозчика на сумму не менее 2000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (34 000 гривен), согласно Лицензионным условиям, кандидат в таможенные перевозчики также должен:

— в учредительных документах (устав — для юридических лиц, свидетельство о регистрации — для физических лиц) указать вид посреднической деятельности — таможенный перевозчик (пункт 1.6 Лицензионных условий), что для многих повлечет внесение изменений в устав/свидетельство, поскольку это относительно новый вид деятельности для большинства кандидатов;

— не иметь нарушений таможенного, налогового или валютного законодательства на протяжении двух лет, предшествующих предоставлению заявления о выдаче лицензии; соответственно, до подачи заявления на получение лицензии перевозчик должен уже проработать не менее двух лет;

— иметь в своем штате работников, владеющих знаниями основ таможенного законодательства (подпункт 2.1.2 Лицензионных условий). При этом руководитель субъекта хозяйствования (для юридических лиц) и сам субъект хозяйствования (для физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности) должен иметь высшее образование (в какой сфере, не указано, следовательно — в любой) и опыт работы по предоставлению услуг в сфере международных перевозок не менее трех лет (подпункт 2.1.1 Лицензионных условий), что подтверждается копией диплома об окончании высшего учебного заведения и копией страниц трудовой книжки (выпиской из трудовой книжки, подготовленной отделом кадров), а для физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности копией лицензии на международную перевозку грузов и собственным письменным подтверждением;

— иметь в своем распоряжении принадлежащие ему на праве собственнос­ти или праве пользования транспортные средства (пункт 3.1 Лицензионных условий) и предоставить удостоверенные копии свидетельств о регистрации транспортных средств (для транспортных средств, находящихся в собственности) и свидетельств о регистрации транспортных средств и временных регистрационных талонов к ним (для транспортных средств, находящихся в пользовании);

— предоставить на каждое заявленное транспортное средство удостоверенную копию выданного таможней свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке грузов под таможенным контролем (пункт 3.1 Лицензионных условий), за исключением контейнеровозов (для них такое свидетельство выдается на контейнер (металлическая табличка на самом контейнере), а не на автомобиль, и потому не предоставляется, вместо копий свидетельств необходимо предоставить написанный и подписанный руководителем кандидата оригинал письма с подтверждением того, что перевозчик указанными транспортными средствами осуществляет перевозку контейнеров).

Для получения лицензии документы передаются в ГТСУ, которая после их рассмотрения и проверки, в случае отсутствия замечаний, выдает лицензию. После принятия решения о выдаче лицензии и до ее получения таможенный перевозчик подписывает с ГТСУ договор, предметом которого является предоставление таможенным перевозчиком гарантий доставки товаров, находящихся под таможенным контролем и перевозимых автомобильным транспортом между таможенными органами, в соответствии с которыми таможенный перевозчик берет на себя обязательство гарантировать доставку в таможенный орган назначения товары, находящиеся под таможенным контролем, или безусловную оплату таможенного долга в случае недоставки этих товаров в таможню назначения.

После получения лицензии перевозчик получает статус таможенного перевозчика. Данные о таможенном перевозчике ГТСУ заносятся в базу, после чего перевозчик может осуществлять перевозку товаров уже как таможенный перевозчик.

ТОГОБИЦКИЙ Денис — юрист филиала ООО «Ориент Экспрес», г. Одесса

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Семь раз проверь, один подпиши... Указ

В ВККС кадровые изменения

Деловая практика

Предприниматели вздохнули свободно?

Правила «неестественного» отбора

Законодательная практика

Проверка? Сначала в суд

Неделя права

Адвокаты потянулись на юг

Сменить оператора, не меняя номер

Правительство не настаивает на украинском

Мировая в водочном споре

Иски будут публиковать в Интернет?

Реестр событий

Сначала объединение, а потом?..

И даже двух городов мало…

Двойную кассацию упразднят?

Недремлющее око Президента

Тема номера

Так ли страшен «однорукий бандит»?

Определение размера штрафных санкций

Частная практика

Не роскошь, а средство оптимизации труда

Юрисконсульт

Автомобильный таможенный перевозчик

Нотариальное «недоверие» юрлицам

Дела о трансграничном банкротстве

Об основах договорного права

О соотношении трудовых и гражданских обязательств

Інші новини

PRAVO.UA