Так ли страшен «однорукий бандит»? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №48 (466) » Так ли страшен «однорукий бандит»?

Так ли страшен «однорукий бандит»?

Рубрика Тема номера

В обществе превалирует негативное отношение к игорному бизнесу. Игорный бизнес — это действительно быстрые и относительно легкие деньги, ведь их делают на азарте. «Азарт — это игра с целью получения приза, результат которой определяется случайностью». Но государство в этом бизнесе исполняет совсем «не случайную» функцию — путем установления жестких правил игры оно контролирует игорный бизнес, осуществляет его взаимовыгодное регулирование и зарабаты­вает на нем. Это — прагматический путь всех цивилизованных стран, где понимают, что существует естественная прослойка граждан, физиологически склонных к азарту, которые будут реализовывать эту склонность независимо от того, разрешено это или нет. При этом у государства возникает сложная задача определения оптимальных рамок регулирования, ведь любая прореха в законодательстве будет использована предпринимателями для получения дополнительной прибыли, равно как при слишком жестком регулировании бизнес уйдет «в тень». ­Конечно, субъектам игорного бизнеса выгодна неурегулированность ­рынка, в первую очередь — возможностью работать в условиях освобождения от налогообложения сверхдоходов, которую предоставляет им современное состояние нормативно-правовой регуляции отрасли.

В развитых странах вопрос законодательного регулирования игорного бизнеса относится к числу первоочередных. А, например, во Франции в связи со значительными поступлениями в бюджет от игорных заведений развитие этого бизнеса называют среди приоритетных направлений ­развития экономики страны на следующие пять лет. Однако этот бизнес должен быть четко контролируемым как со стороны государства, так и со стороны предпринимателей, работающих в сфере игорного бизнеса.

Игорный бизнес на Украине все еще пребывает в зачаточном состоянии. Это касается не количества игровых автоматов (которые можно увидеть на каждом углу), а состояния нормативного регулирования данной отрасли хозяйственных правоотношений и отсутствия единого закона. Множество подзаконных нормативных актов содействуют развитию полной анархии на игорном рынке, попытки местных органов власти стабилизировать ситуацию успешно оспариваются в судебном порядке. И это закономерно, ведь часто такие решения местных органов власти фактически ставят игорный бизнес вне закона. Так, например, в Киеве, Чернигове, Черновцах, Львове, Полтаве, Кривом Роге и других городах местные власти приняли или собираются принять решения относительно регулирования деятельности игорного бизнеса. Документами, как правило, запрещено размещать игорные заведения в жилых домах, во временных помещениях, на расстоянии менее 300—500 м от государственных, медицинских, культурных, образовательных заведений. Так как в указанных городах 80 % помещений деловой инфраструктуры находятся в жилых домах, а плотность застройки не позволяет выдерживать пресловутые нормативы, речь может идти о полном уничтожении в них легального игорного бизнеса.

Несмотря на принятие в последнее время нескольких важных нормативных актов, регулирующих указанную сферу правоотношений, в первую очередь — лицензионных условий, множество проблемных вопросов все еще не решено. В первую очередь — это налогообложение игорного бизнеса и обеспечение надлежащего фискального контроля.

О терминологии

Одно-единственное законодательное определение термина «игорный бизнес» дается в Законе Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23 марта 1996 года № 98/96-ВР (Закон о патентовании). Под указанным бизнесом понимают деятельность по обустройству казино, других игорных мест (домов), игровых автоматов с денежным или имущественным выигрышем, проведение лотерей (кроме государственных), розыгрышей с выдачей денежных выигрышей в наличной или имущественной форме. Однако приведенный термин, как сказано в Законе, используется только для его (Закона о патентовании) целей. Таким образом, единого универсального определения нет.

Действующими законами Украины также не определено понятие «азартная игра». Впервые этот термин был закреплен постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка проведения внутреннего финансового мониторинга субъектами хозяйствования, осуществляющими хозяйственную деятельность по организации и содержанию казино, других игорных заведений, и ломбардов» от 20 ноября 2003 № 1800. В соответствии с Порядком азартная игра — это игра, участие в которой дает возможность приобретать деньги, другое имущество или имущественные права, результат которой определяется действиями, полностью или частично зависящими от случайности, условием участия в которой является внесение игроком ставки (в том числе игры в букмекерских конторах, на ипподромах и других видах тотализатора).

Кроме этого, определения азартных игр содержат Лицензионные условия осуществления организации деятельности по проведению азартных игр, утвержденные совместным приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и Министерства финансов Украины от 18 апреля 2006 года № 40/374 и зарегистрированные в Министерстве юстиции Украины 30 мая 2006 года № 622/12496. В соответствии с указанным актом азартная игра — игра, участие в которой дает возможность получить приз (выигрыш), результат которой определяется действиями (событиями), полностью или частично зависящими от случайности, и условием участия в которой является внесение игроком ставки.

Такое определение достаточно удачно и позволяет охватить все виды азартных игр, исходя прежде всего из формальных признаков, отличающие азартные игры от других видов деятельности. К ним в первую очередь можно отнести оплату азартной игры (обязательным условием участия в игре является внесение игроком ставки), а также определение победителя игры по принципу полной или частичной случайности.

Отличительной особенностью азартной игры от других видов игр является определение победителя исключительно исходя из принципа случайности. Например, телевизионная игра (викторина), в которой победители получают призы, не является азартной игрой при условии, что для получения приза необходимо проявить соответствующий уровень знаний, умений, навыков. Здесь случайность может играть вспомогательную, второстепенную роль. Случайность не должна быть обязательной, необходимой предпосылкой выигрыша. Еще одним определяющим признаком азартной игры является то, что по ее результату победитель получает приз (выигрыш). Приз или выигрыш может разыгрываться в денежной или имущественной форме, а также в виде имущественных прав.

Следует отметить, что необходимость оп­ределения термина «азартные игры» именно на уровне законодательства о лицензировании была вызвана в первую очередь содержанием пункта 29 статьи 9 Закона, преду­сматривающего обязательность лицензирования деятельности по организации и содержанию тотализаторов, игорных заведений ­вместе с деятельностью по организации и проведению азартных игр. При этом, в отличие от деятельности по организации и проведению азартных игр, органом лицензирования деятельности по организации и содержанию тотализаторов, игорных заведений, согласно постановлению КМУ № 1698 от 14 ноября 2000 года, является Совет Министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации.

Термин «игорное заведение» определен на уровне регионального законодательства. Например, в соответствии с решением Киевского городского совета от 27 марта 2003 года № 345/505, игорное заведение — это отдельное помещение или здание с игорным залом (залами) для посетителей, в которых осуществляются или проводятся азартные игры. Аналогичное определение содержится в уже упомянутом постановлении КМУ от 20 ноября 2003 года № 1800.

Довольно интересным представляется опыт России в регулировании соответствующих вопросов. Так, в статье 364 Налогового кодекса Российской Федерации игорный бизнес толкуется как предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, которая не является реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг. Азартная игра — основанное на риске ­соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между ­собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора). Кроме того, определены такие термины, как «организатор игорного заведения», «участник», «игровой стол», «игровой автомат».

Двойное лицензирование

Оценивая современное состояние законодательства в сфере игорного бизнеса (в частности, организации игр на игровых автоматах), необходимо констатировать, что эта часть правовой системы государства практически полностью состоит из коллизий, противоречий и пробелов.

Юридические лица, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, а также физические лица — субъекты предпринимательской деятельности для осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности обязаны получить специальное разрешение (лицензию). Согласно пункту 29 статьи 9 Закона Украины «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» (Закон о лицензировании), лицензированию подлежат организация и содержание тотализаторов, игорных заведений, выпуск и проведение лотерей, организация деятельности по проведению азартных игр.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2005 года № 1254 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины» органом лицензирования по организации деятельности по проведению азартных игр является Министерство финансов Украины.

Органом лицензирования по организации и содержанию тотализаторов, игорных заведений, согласно Перечню органов лицензирования, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 14 ноября 2000 года № 1698, является Совет Министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государст­венные администрации.

Организация и содержание тотализаторов, игорных заведений как вид хозяйственной деятельности не включает в себя организацию деятельности по проведению азартных игр, поскольку в последнем случае речь идет о собственно проведении азартных игр, а в первом — об организации и содержании отдельных помещений или зданий, в которых проводятся такие игры. Иными словами, они являются отдельными видами хозяйственной деятельности, для осуществления которых необходимо получить лицензии в соответствующих органах лицензирования.

Таким образом, на Украине складывается абсолютно парадоксальная ситуация, когда на один и тот же вид деятельности выдаются два вида лицензий: 1) на создание и содержание игорных заведений и 2) на организацию деятельности по проведению азартных игр. Причем в первом случае лицензию выдают обладминистрации, а во втором — Минфин.

Данная ситуация может привести к тому, что владельцы ранее выданных лицензий на создание и содержание игорных заведений (не без помощи суда) сумеют продолжить свою работу, не приобретая новую дорогую лицензию. А также к тому, что областные администрации (как уже не единожды пыталась сделать Киевская городская администрация, последний раз — 6 ноября с.г.) издадут свои лицензионные условия, и субъекты игорного бизнеса вынуждены будут получать две лицензии.

Учась на чужих ошибках

Заметим, что Россия ушла значительно дальше в сфере регулирования игорного бизнеса. 17 июля 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 2 июля 2005 года № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которому лицензирование игорного бизнеса происходит по трем направлениям: деятельность по производству и реализации специального игрового оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса; деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари в помещениях казино (деятельность казино), в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования; деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов). И это при декларировании концепцией Закона сокращения лицензируемых видов деятельности и упразднения дублирующего порядка регулирования конкретных видов деятельности!

«Яркой новеллой» в сфере игорного бизнеса является установление лицензирования деятельности по производству и реализации специального игрового оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса. Обоснование лицензирования производства и реализации игорного оборудования активно поддерживается крупными представителями игорного бизнеса ввиду масштабного производства контрафактной продукции (игорного оборудования).

Вместе с тем следует отметить, что введение режима лицензирования для борьбы с контрафактом является необоснованным методом решения вопроса в сфере юрис­пруденции. В сфере экономики — с рынка будут вынуждены уйти мелкие предприниматели. Поэтому целесообразнее усилить юридическую ответственность лиц, незаконно использующих чужие товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, несмот­ря на то, что в части защиты нарушенных авторских и смежных, изобретательских и патентных прав производителя / законного правообладателя действующее законодательство предоставляет любые не запрещенные законом способы, вплоть до технических средств защиты.

Более того, непонятна цель, преследуемая законодателем при объединении в одной лицензии двух обособленных друг от друга и не всегда соотносящихся друг с другом видов деятельности — «производства» и «реализации» игорного оборудования, поскольку реализацией подобной продукции могут заниматься не только производители, но и операторы, дилеры, иные предприниматели, сфера деятельности которых не связана с производством. Из-за отсутствия в настоящее время положения о лицензировании производства и реализации игорного оборудования и ввиду неопределенности данных понятий, к «реализации» следует применять статьи 39 Налогового кодекса РФ, в которой сформулировано легальное определение данного термина: передача на возмездной основе, в том числе обмен товарами (работами или услугами), права собственности на товары, результатов работ, выполненных одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов работ, выполненных одним лицом для другого, оказание услуг — на безвозмездной основе.

Таким образом, обязывая соискателей лицензий соответствовать лицензионным требованиям производства игорного оборудования, законодатель де-юре запрещает предпринимателям без лицензии на производство игорного оборудования осуществлять любые сделки с отчуждением игорного оборудования (аренда, лизинг и т.п.), что кардинально подрывает рынок игорного бизнеса изнутри.

Плюс патентование

Одним из видов презумптивного налогообложения является приобретение торгового патента, предусмотренное Законом о патентовании. Этот Закон, в частности, определяет порядок патентования деятельности по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса, осуществляемого субъектами предпринимательской деятельности.

Торговый патент — это государственное свидетельство, удостоверяющее право субъекта предпринимательской деятельности или его структурного (обособленного) подразделения заниматься указанными в Законе о патентовании видами предпринимательской деятельности. Учитывая трудности в налогооб­ложении доходов от игорного бизнеса и невозможность внедрения механизма учета теневых доходов, полученных от игорного бизнеса, данным Законом установлен порядок патентования операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса, осуществляемых субъектами предпринимательской деятельности или их структурными (обособленными) подразделениями.

Патентование игорного бизнеса имеет определенные особенности. Так, казино, другие игорные места (помещения) должны занимать отдельные помещения или здания и иметь игорный зал для посетителей (кроме игровых автоматов и биль­ярдных столов). Не разрешается предоставлять услуги за пределами отведенных для этого помещений или зданий, а также в помещениях, не имеющих игорного зала для посетителей. В случае если субъект предпринимательской деятельности имеет структурные (обособленные) подразделения, торговый патент приобретается отдельно для каждого структурного (обособленного) подразделения (игорного места) (пункт 2 статьи 5 Закона о патентовании).

Торговый патент на осуществление операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса должен быть выдан на каждое отдельное игорное место (игровой автомат, игровой стол). В этом и состоит основное отличие патентования этого вида деятельности от патентования других. Торговый патент на проведение операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса не дает права на осуществление видов деятельности, не указанных в таком патенте (пункт 4 статьи 5 Закона о патентовании).

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Семь раз проверь, один подпиши... Указ

В ВККС кадровые изменения

Деловая практика

Предприниматели вздохнули свободно?

Правила «неестественного» отбора

Законодательная практика

Проверка? Сначала в суд

Неделя права

Адвокаты потянулись на юг

Сменить оператора, не меняя номер

Правительство не настаивает на украинском

Мировая в водочном споре

Иски будут публиковать в Интернет?

Реестр событий

Сначала объединение, а потом?..

И даже двух городов мало…

Двойную кассацию упразднят?

Недремлющее око Президента

Тема номера

Так ли страшен «однорукий бандит»?

Определение размера штрафных санкций

Частная практика

Не роскошь, а средство оптимизации труда

Юрисконсульт

Автомобильный таможенный перевозчик

Нотариальное «недоверие» юрлицам

Дела о трансграничном банкротстве

Об основах договорного права

О соотношении трудовых и гражданских обязательств

Інші новини

PRAVO.UA