Проверка? Сначала в суд — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №48 (466) » Проверка? Сначала в суд

Проверка? Сначала в суд

Вопросы регулирования деятельнос­ти налоговых органов, особенно в части проведения проверок налогоплательщиков, всегда остаются актуальными. Курс государства в регламентации данной сферы правоотношений направлен на дальнейшую либерализацию и установление четких правил игры. Причем общей тенденцией является ограничение полномочий налоговых органов осуществлять проверки субъектов хозяйствования. В первую очередь это касается проведения внеплановых выездных проверок. Ведь внеплановая проверка зачастую парализует деятельность предприятия, нарушая привычный ритм работы. И если в начале 90-х налоговая могла нежданно нагрянуть на предприятие практически в любом случае, то в дальнейшем законодатель значительно ограничил перечень оснований, сроки и порядок проведения внеплановых проверок. Однако, по мнению народных депутатов, полномочия налоговых органов все еще требуют дальнейшего ограничения.

В связи с этим в Верховном Совете Украины зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной налоговой службе на Украине» (законопроект), которым предусматривается введение нового порядка проведения проверок субъектов хозяйствования. Сейчас этот законопроект рассматривается в Комитетах Верховного Совета и подготавливается к первому чтению.

Законопроектом предлагается установить порядок и сроки проведения налоговыми органами проверок субъектов хозяйственной деятельности, ввести судебный порядок получения разрешения на проведение внеплановых проверок органами государственной налоговой службы и определить, что продление сроков проведения плановых и внеплановых выездных проверок может происходить только по решению суда. Также законопроектом предлагается сбалансировать, сократить сроки проведения проверок и установить, что примененные к налогоплательщикам финансовые и штрафные санкции взыскиваются в судебном порядке.

Суд все решит

Основным новшеством законопроекта является положение, гласящее, что решение о проведении внеплановой выездной проверки субъекта хозяйствования принимается исключительно по решению суда. То есть при выявлении обстоятельств, являющихся основанием для проверки, налоговые органы обращаются в суд за получением разрешения на проведение внеплановой проверки, и только при положительном судебном решении выдается направление на проведение проверки. Таким образом, по мнению автора законопроекта, удастся избежать предвзятости налоговых органов и оптимизировать количество проверок. Это, в свою очередь, должно способствовать стабилизации экономической ситуации на Украине и улучшению инвестиционного климата. В то же время неурегулированным остается механизм реализации предложенных норм. Прежде всего неясно, какие именно суды должны рассматривать данную категорию дел. Кроме того, в любом случае нагрузка на суд значительно возрастет, что повлечет за собой увеличение штата судов и, соответственно, потребуется дополнительное финансирование, тогда как в записке к законопроекту автор указывает, что его принятие не требует дополнительного финансирования.

Решение о наложении на налогоплательщика санкций также должно приниматься исключительно судом. Предложенная норма является коллизионной относительно статьи 5 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетными и государственными целевыми фондами» (Закон), которой предусмотрено право плательщика оспорить санкцию в вышестоящем органе или в судебном порядке. При исключительно судебном порядке наложения санкций их оспаривание будет возможно лишь в апелляционном порядке. Отметим, что внесение изменений в указанную статью Закона рассматриваемым законопроектом не предусмотрено.

О сроках

Другим важным положением законопроекта предусмотрен новый подход к определению сроков проведения проверок. Предлагается установить, что такие сроки будут исчисляться не в «рабочих днях», а в «календарных», то есть в общий срок будут учитываться также и выходные дни. Фактически сроки будут уменьшены, ведь далеко не все предприятия работают в выходные дни, как утверждает автор законопроекта. Также непонятна логика, согласно которой контролеры будут вынуждены работать также и в выходные дни, с тем чтобы вовремя закончить проверку. Вместо того чтобы оптимизировать сроки проведения внеплановой проверки, предложенные в законопроекте изменения станут в случае их принятия дополнительным фактором, дестабилизирующим и без того напряженные взаимоотношения налогоплательщиков и контролирующих органов. Кроме того, продление сроков проведения как плановых, так и внеплановых проверок, согласно законопроекту, будет отнесено к компетенции судов, что лишь увеличит нагрузку на данную инстанцию.

О полномочиях

Что касается перечня оснований, при наличии которых налоговые органы могут проводить внеплановые проверки субъектов хозяйствования, то законопроектом предлагается исключить такие основания, как подача декларации с отрицательным значением по налогу на добавленную стоимость, составляющим более 100 тыс. грн. Но при этом не учтены положения статьи 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», которой предусмот­рена обязательность такого вида проверок. Учитывая ситуацию с возвратом НДС на Украине, дальнейшая либерализация в данном направлении является не совсем логичной.

Также предлагается исключить положение, разрешающее налоговым органам проводить внеплановые проверки субъектов хозяйствования на основании Законов Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий». Очевидно, что авторы считают, что такие основания противоречат принципам контроля и только суд может принять решение о разрешении проверки по данной категории дел. Но в то же время не следует забывать, что рынок спирта является одним из наиболее регулируемых, и либерализация в данной отрасли противоречит национальным интересам.

Логичным продолжением указанных изменений является предложение о внесении изменений в направление на проверку, являющееся тем документом, на основании которого и будет проводиться такая проверка. Кроме указания в реквизитах решения суда, которым разрешается такая проверка, также предлагается указывать наименование предприятия или фамилию, имя, отчество частного предпринимателя, его идентификационный код и юридический адрес. Если объектом проверки является обособленное подразделение предприятия, то в направление следует вносить указание о том, что проверка будет проводиться исключительно в таком подразделении.

Таким образом, предложенные законопроектом изменения в целом соответствуют общим принципам развития системы контролирующих органов на Украине. Но в то же время предложенные изменения выходят за рамки Закона «О государственной налоговой службе на Украине» и предусматривают внесение комплексных изменений в нормативные акты, регламентирующие проведение проверок налогоплательщиков.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Семь раз проверь, один подпиши... Указ

В ВККС кадровые изменения

Деловая практика

Предприниматели вздохнули свободно?

Правила «неестественного» отбора

Законодательная практика

Проверка? Сначала в суд

Неделя права

Адвокаты потянулись на юг

Сменить оператора, не меняя номер

Правительство не настаивает на украинском

Мировая в водочном споре

Иски будут публиковать в Интернет?

Реестр событий

Сначала объединение, а потом?..

И даже двух городов мало…

Двойную кассацию упразднят?

Недремлющее око Президента

Тема номера

Так ли страшен «однорукий бандит»?

Определение размера штрафных санкций

Частная практика

Не роскошь, а средство оптимизации труда

Юрисконсульт

Автомобильный таможенный перевозчик

Нотариальное «недоверие» юрлицам

Дела о трансграничном банкротстве

Об основах договорного права

О соотношении трудовых и гражданских обязательств

Інші новини

PRAVO.UA