5 октября с.г. вступили в силу положения части 1 статьи 4 Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности». Напомним, что данной нормой предусмотрено, что исключительно законами, которые регулируют отношения, связанные с получением документов разрешительного характера, устанавливается необходимость получения такого документа. При этом, согласно части 2 статьи 11 «Заключительных положений» указанного Закона, законы и другие нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу этим Законом, действуют в части, которая не противоречит ему. Иными словами, сегодня разрешительные документы, прямо не предусмотренные законами Украины, являются нелегитимными.
Всего на данный момент таких документов существует несколько сотен, причем в законах содержатся ссылки только на 186 из них, да и то ни один из указанных в законах не соответствует в полной мере требованиям части 1 статьи 4 «разрешительного закона». Кроме того, факт упоминания того или иного разрешительного документа в законодательном акте совсем не означает требование к субъекту хозяйствования получить этот документ в обязательном порядке. То есть, кроме самого факта нормативного закрепления, важной составляющей является и конкретный стиль закрепления. Также нерешенной остается проблема выдачи разрешений на местах: как известно, органы местного самоуправления санкционируют большое количество разрешений, руководствуясь положениями Закона Украины «О местном самоуправлении», который теперь вступает в противоречие с Законом Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности». Все вышеперечисленные проблемы могут привести к серьезным сбоям в работе административной системы Украины, ведь отдельные виды разрешений вообще могут перестать выдаваться, возможна несогласованность в работе различных разрешительных органов, следовательно, увеличится и количество судебных дел, связанных с выдачей разрешений при занятии хозяйственной деятельностью.
По результатам самого скромного подсчета, центральные органы исполнительной власти, в соответствии со своей компетенцией, должны разработать изменения в порядок выдачи свыше 90 разрешительных документов, а ведь их следует еще и законодательно закрепить. При этом наибольший объем работы предстоит выполнить Минприроды и Минагрополитики.
В связи с изложенными несоответствиями и неточностями Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства подготовил письмо «О вступлении в силу части 1 статьи 4 Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» с целью урегулирования спорных моментов. Так, при рассмотрении вопросов, связанных с получением документов разрешительного характера, уполномоченным органам, их должностным лицам и администраторам следует обращать внимание на следующие нормы. Если законом закреплена необходимость получения документа разрешительного характера, но не установлен уполномоченный орган, то администратор обязан передать документы для рассмотрения соответствующими местными разрешительными органами, определенными подзаконными нормативно-правовыми актами.
Когда возникает вопрос о платном или бесплатном получении разрешения, то разрешительный орган должен выдать соответствующий документ бесплатно. Также, если не установлен срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения, то местный разрешительный орган обязан принять решение в пределах своей компетенции в течение 5 рабочих дней с дня получения от администратора заявления и соответствующих документов.
Что касается выдачи документов разрешительного характера центральными органами исполнительной власти, то, если законом, регулирующим правоотношения, связанные с получением определенного вида документа, не установлена платность или бесплатность выдачи разрешения, а также исчерпывающее перечисление оснований для отказа и аннулирования такого, то этот орган должен выдать разрешение бесплатно и не имеет права отказать в его выдаче.
Разрешительным органам следует в своей работе также учесть норму, предусмотренную частью 4 статьи 10 Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности». В соответствии с ней, в случае использования указанным органом нормативно-правовых актов, принятых с нарушением требований части 1 статьи 4 указанного Закона, субъект хозяйствования, законные права которого были нарушены вследствие таких действий, имеет право обратиться в суд с иском о защите (восстановлении) своих прав и компенсации причиненного вреда. Так, могут быть признаны неправомерными действия разрешительных и контролирующих органов и их должностных лиц, связанные с использованием статьи 164 Кодекса Украины об административных правонарушениях в части привлечения к административной ответственности за осуществление хозяйственной деятельности без получения разрешения или другого документа разрешительного характера, если таковое непредусмотрено законом.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…