Под влиянием отрицательных эмоций, вызванных законопроектом № 4000-1, практически половина которого была посвящена НДС, Президент Украины 1 марта 2004 года издал Указ «Об отдельных текущих счетах для взимания налога на добавленную стоимость и оборота средств налога». Во исполнение этого Указа Кабинет Министров Украины совместно с Национальным банком Украины 23 марта издал постановление под названием «Некоторые вопросы, связанные с взиманием налога на добавленную стоимость». В этом постановлении содержится Порядок взимания в государственный бюджет НДС и оборота средств налога через отдельные текущие и/или регистрационные счета плательщиков этого налога со специальным режимом их использования (Порядок). Анализу Порядка и проблемам, которые он может за собой повлечь, и будет посвящен изложенный ниже материал.
Что говорит Порядок?
Сначала — краткая характеристика Порядка. Согласно этому акту, отдельные текущие счета для взыскания НДС налогоплательщиков со специальным режимом открываются в учреждениях банков, где открыты их текущие счета. Налогоплательщики, обслуживаемые (согласно законодательству) органами Государственного казначейства, открывают отдельные регистрационные счета по НДС в соответствующих органах Госказначейства. Далее мы будем называть их просто «счета для НДС». Налогоплательщики должны уведомить об открытии счетов для НДС органы государственной налоговой службы по месту своей регистрации и органы Государственной таможенной службы. Как гласит документ, уведомление это должно происходить в установленном законом порядке. Вполне возможно, это будет общий порядок уведомления соответствующих органов об открытии счетов в банке. Уведомление органов налоговой регулирует Порядок подачи налоговым органам Уведомления об открытии (закрытии) счетов в учреждениях банков, утвержденный приказом Государственной налоговой администрации Украины от 1 августа 2001 года. Согласно Порядку, налогоплательщики направляют уведомление в государственный налоговый орган по месту, где они взяты на налоговый учет. Этот документ на протяжении трех рабочих дней со дня открытия счета (включая день открытия) подается налогоплательщиком лично либо направляется по почте по адресу соответствующего государственного налогового органа с уведомлением о вручении.
Мы рассматриваем этот процесс с точки зрения налогоплательщика, а не банка, который также должен отправлять такое уведомление. Итак, примерный порядок действий налогоплательщика представить можно. Он сохранится таким, если не будет разработан отдельный порядок уведомления органов налоговой об открытии счетов.
Как открывать счета?
Госказначейство довольно оперативно отреагировало на Порядок и 30 марта 2004 года издало приказ «Об утверждении Порядка открытия в органах Государственного казначейства отдельных регистрационных счетов и оборота средств через эти счета». По этому Порядку счета для НДС в органах Госказначейства открываются на основании заявления, согласно пункту 6 Порядка открытия счетов в национальной валюте в органах Государственного казначейства Украины, утвержденного приказом Госказначейства от 2 декабря 2002 года. Также для открытия счета требуется свидетельство плательщика НДС. Порядок открытия счетов для НДС в банках, судя по всему, не будет отличаться от общего порядка открытия счетов в национальной валюте.
Еще немного о Порядке
Платежное поручение на перечисление НДС со счета для НДС налогоплательщика на счет для НДС продавца товаров (работ, услуг) подается вместе с платежным поручением на перечисление средств продавцу. Если операция не облагается НДС, в платежном поручении на оплату товаров (работ, услуг) должен быть обозначен конкретный пункт, статья закона, которой установлен отдельный режим налогообложения. В случае если средства перечисляет субъект, не являющийся плательщиком НДС, в платежных поручениях в обязательном порядке обозначается «Без налога на добавленную стоимость неплательщику этого налога».
На счета для НДС зачисляются средства: с любых других счетов налогоплательщика; с отдельного и/или регистрационного счета покупателя товаров (работ, услуг) как оплата НДС, указанного в цене товара (работы, услуги); с текущего счета покупателя, не зарегистрированного как налогоплательщик; из госбюджета в порядке возмещения НДС; а также средства, внесенные наличными. На счета для НДС могут быть зачислены и другие поступления.
Средства со счетов для НДС используются плательщиком НДС для перечисления сумм налога на счет для НДС другого налогоплательщика; погашения обязательств по уплате НДС перед госбюджетом; перечисления сумм НДС на счета органов Гостаможслужбы для осуществления таможенного оформления товаров. Также счета для НДС могут использоваться с целью погашения налоговых обязательств перед государственным и местными бюджетами, обязательств по уплате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование и просроченной задолженности перед государством по кредитам, привлеченным государством или под государственные гарантии, в случае отсутствия задолженности перед госбюджетом по НДС. Это отсутствие должно быть подтверждено соответствующим органом государственной налоговой службы в течение пяти дней после обращения налогоплательщика.
Перейдем к следующим положениям Порядка, в частности к пунктам 7, 8 и 10. Пункт 7 гласит, что в случае недостаточности (отсутствия) средств на счете для НДС для осуществления расчетов с бюджетом или другим налогоплательщиком, плательщик налога может пополнить эти счета с других счетов или наличными.
Ужасный пункт 8 и менее злой пункт 10
Пункт 8 Порядка гласит, что во время осуществления любых расчетов с кредиторами в неденежной форме, включая товарообменные (бартерные) операции, вексельную форму расчетов, зачеты, погашения взаимной задолженности и т.п., налогоплательщик перечисляет на протяжении отчетного периода надлежащую сумму с собственного текущего или регистрационного счета на отдельный текущий и/или регистрационный счет. В платежном поручении в графе «Назначение платежа» налогоплательщик делает запись «Сумма налога на добавленную стоимость за расчеты в неденежной форме». Это положение Порядка может повлечь за собой большое отвлечение средств с основных счетов плательщика НДС. Операции с применением такой формы расчета будет просто невыгодно использовать.
В пункте 10 Порядка указано, что средства, которые поступят на счета плательщиков НДС после 1 мая 2004 года за проданные товары (работы, услуги) до указанной даты, в части сумм НДС подлежат перечислению на счета для НДС согласно Порядку. То есть у плательщика НДС, в принципе, есть выход: все задолженности до введения в действие счетов для НДС оформить векселями, через акт приема-передачи векселя, и сделать этот вексель векселем по предъявлению. Это вполне законный способ уйти от перечисления средств, о которых говорит пункт 10 Порядка, на счета для НДС. И пункт 8 в данном случае тоже не сможет повлиять, поскольку он рассчитан на операции, которые будут осуществляться после 1 мая 2004 года. Так что у плательщиков НДС есть еще немногим более половины месяца, чтобы найти выход из сложившейся ситуации.
Счета для НДС и поручительство
Определенную возможность законно обойти счета для НДС дает параграф 3 главы 49 Гражданского кодекса Украины «Поручительство». Согласно части 1 статьи 553 ГК, по договору поручительства поручитель поручается перед кредитором должника за исполнение последним своего обязательства. Схема довольно проста. Поручитель рассчитывается по обязательству должника. При этом НДС нет, поскольку поручитель исполняет обязательство свое, а не должника. То есть нет расчета за товары (работы, услуги). Должник же вследствие невыполнения своего обязательства рассчитывается перед поручителем. И снова-таки нет НДС, поскольку плата осуществляется не за товары (работы, услуги). Налоговая не будет возражать, иначе ей потребуются очень весомые аргументы. Ведь если налоговая придерется к тому, что такое исполнение обязательства является платой за товары (работы, услуги), выйдет, что и поручитель, и должник смогут записать эту плату в валовые расходы. Налоговая вряд ли захочет копаться в расчетах и рисковать. Однако выбор такой схемы зависит от желания сторон. Между ними должно царить полное доверие.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…