Корпоративный порядок и устойчивость предприятия — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №15 (329) » Корпоративный порядок и устойчивость предприятия

Корпоративный порядок и устойчивость предприятия

Корпоративные отношения и конфликты как их разновидность стали неотъемлемыми спутниками экономической жизни в условиях рыночных отношений. Возникает вопрос, насколько точно, всеобъемлюще (комплексно) и соответственно эффективно законодательство устанавливает рамки правомерности (дозволенности) тех или иных форм корпоративного поведения (правила корпоративных игр) и противостоит правонарушениям, а также злоупотреблению правом, или, иными словами, как же законодательство содействует установлению корпоративного порядка, который является одной из основ хозяйственного порядка, провозглашенного в преамбуле Хозяйственного кодекса Украины (ХК)? С ходу на последнюю часть вопроса можно ответить лишь встречным вопросом: что следует подразумевать под корпоративным порядком? На взгляд автора, в основных чертах его содержание можно представить как обеспечивающую баланс интересов урегулированность корпоративных отношений правом и формирование на этой основе соответствующих образцов корпоративного поведения.

При сопоставлении в разрезе правового обеспечения корпоративных интересов двух групп — участников (учредителей, акционеров) и предприятия корпоративного типа — легко обнаружить, что перевес на стороне первых. Данное положение вполне объяснимо. Корпоративное право (законодательство), не имеющее однозначной отраслевой ориентации, цивилисты активно пытаются «склонить» к своей науке. Это подтверждают гражданско-правовые исследования, направленные на укрепление статуса участников (акционеров), и, как следствие, тенденциозное развитие корпоративного законодательства в этом направлении (например, нормы проекта Закона «Об акционерных обществах»). Увеличение прав участников (акционеров), как инвесторов предприятия, соответствует идеям частной собственности и ее всемерной защиты (отсюда «теории собственников акций» и т.п.).

Предприятие нуждается в обеспечении своей организационно-имущественной устойчивости, в том числе в защите как от учредителей (участников, акционеров) в случаях недобросовестного отношения к предприятию, при злоупотреблении правом, так и от органов управления (должностных лиц) в случаях их нелояльного и/или незаботливого отношения как материальных субъектов, имеющих одноименные интересы, при реализации которых форма (личность) предприятия используется (а не учитывается) для более предметного пользования его содержания.

К сожалению, нельзя сказать, что действующее законодательство направлено на обеспечение интересов предприятий в корпоративных отношениях.

В аспекте актуальной проблемы согласования двух новых кодексов — ГК и ХК — проведем краткий обзор влияния некоторых их коллизий и новаций на сферу корпоративных отношений.

Одной из основных, пожалуй, можно назвать организационные формы юридических лиц (по ГК) или предприятий (по ХК). При этом сами понятия «юридическое лицо» и «предприятие» в принципе не являются взаимоисключающими (как это было до вступления в силу нового ГК), хотя новому статусу предприятия как объекта гражданских прав придается почти космическое значение.

Максимальная унификация ГК форм предпринимательских юридических лиц (хозяйственные общества и производственные кооперативы) более выигрышна для коллективных образований, исходя из соображений урегулированности в них внутренних отношений правом. Что касается унитарных предприятий (частные и дочерние предприятия со 100-процентным участием учредителя), то, несмотря на необходимость урегулирования корпоративных отношений и в таких формах концентрации капитала (ведь объединением капитала ее не назовешь), применение правил о порядке создания и функционирования хозяйственных обществ или кооперативов вряд ли будет здесь целесообразно.

Так, учитывая «имущественный ценз» хозяйственных обществ любимых форм (ООО и АО), роскошь прикрыться завесой корпорации будет доступна лишь состоятельным лицам, способным сформировать уставный капитал в размере не ниже минимального (который, судя по законопроектам, имеет тенденцию к заметному увеличению). А желающим занять нишу в небольшом бизнесе придется заниматься предпринимательством в статусе физлица либо создавать общества с «повышенной» ответственностью. Кроме того, процедура управления обществом одного лица (по структуре собственности аналога частного предприятия) будет выглядеть чрезмерно «заурегулированной».

Форма производственных кооперативов с несколько подзабытым принципом «каждому — по труду» также подойдет не каждому гражданину (особенно иностранному) — потенциальному учредителю (инвестору). А юридические лица, как известно, к труду вообще не способны.

Нормы об обществах одного лица породили другую проблему, о которой уже ведутся дискуссии ученых. Это выход из общества одного лица как легитимная форма необременительного расставания с обществом. При возможном адекватном законодательном корректировании статус обществ одного лица превратится в «правило исключений», альтернативой которому должно стать специальное урегулирование порядка создания, функционирования и прекращения унитарных предприятий. Кроме того, в рамках хозяйственных обществ неуютно таким формам, как объединения предприятий (концерны, ассоциации и т.п.), которым целесообразно предоставить индивидуальное правовое обеспечение (что, кстати, и сделано в главе 12 ХК).

В свою очередь, хочу поддержать мнение о сомнительной эффективности и адекватности новаций ГК в отношении совместного использования чистых активов и уставного капитала в качестве критерия капитализации и даже условия деятельности общества (статьи 144, 155 ГК). (См. Єфименко А. Корпоративні норми нового Цивільного кодексу // Юридичний журнал. – 2003. — № 4. — С.41—43.)

Новаторский аспект ХК кажется более прогрессивным. Так, статьей 81 урегулирован порядок обращения акций в ЗАО, позволяющий поставить заслон фантазии судей в выборе различных аналогий. Статья 126 ХК устанавливает особенности отношений контроля-подчинения между предприятиями, признавая факт существования экономической зависимости между юридически самостоятельными субъектами.

Кроме того, следует отметить, что вопросы повышения уровня ответственности участников за недобросовестное поведение, в том числе злоупотребление правом и контролем, а также за нелояльное и незаботливое отношение должностных лиц к предприятию, кроме вышеуказанной статьи 126 ХК, так и остались за кадром кодексов.

Предвижу возражения о том, что особенности указанных отношений будут отражены в специальных законах (об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью). Однако, по-моему, унифицированные гарантии интересов предприятия в корпоративных отношениях изначально следовало закрепить в соответствующих нормах кодексов и Закона «О хозяйственных обществах» относительно принципов и правил корпоративного поведения участников таких отношений.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Судейские мантии от VDОne

Судьи не довольны работой ГСА

Деловая практика

Нежелательно, но надо…

Cобрание для одного акционера

Законодательная практика

Корпоративный порядок и устойчивость предприятия

Комментарии и аналитика

Сказ о том, как доход народа делили

Вопросы штрафных санкций в процедуре банкротства: практические аспекты

Неделя права

Корпоративное управление завтра

Свято место судьи пусто не бывает. Долго

Джентльменский набор судьи

Укрпатент сменил адрес

Печатная сила

Борьба за место под солнцем

Новости делового мира

Порядок списания средств с банковских счетов

На страховой рынок Украины придут филиалы иностранных компаний

Банки, будьте бдительны!

Новости законотворчества

Одобрен Закон о местных выборах

Контроль за спиртом

Коллективные споры и договоры

ВСЮ «состарили»

Новости из-за рубежа

IBM расширила свой иск против компании SCO Group

Суд отказал Lindows в защите

Новости профессии

Наши юристы в Постоянной палате третейского суда

Генпрокуроры стран — участниц СНГ расширяют сотрудничество

В Высшем совете юстиции — новые лица

Ассоциация юристов Украины приглашает на волонтерскую практику

Новости юридических фирм

Выпуск еврооблигаций потребовал юридической поддержки

Beiten Burkhardt, добро пожаловать на Украину!

The Silecki firm вступила в Европейскую Бизнес Ассоциацию

Репортаж

День юрфака КГУ: 169 лет работы на благо отечественной юриспруденции

Судебная практика

Обжалование — не для всех!?

Перерасчет подоходного налога соответствует Инструкции «О подоходном налоге с граждан»

Инструкция «О подоходном налоге с граждан» противоречит требованиям Конституции Украины

К судебным издержкам относятся суммы, уплаченные только адвокатам, а не любым представителям

Тема номера

Апелляция изменится

Подача иска — рубль, обжалование — ?

Трибуна

Украинские кодексы на хуторе близ Европейского Союза

Частная практика

Я в директоры пойду, пусть меня научат!

Юридический форум

Минимизировать налоги законно — это реально

Без соседа к соседу не ходить?

Экология в праве

UJBL о валютном регулировании

Інші новини

PRAVO.UA