Какие акты могут отменить органы местного самоуправления — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №27 (810) » Какие акты могут отменить органы местного самоуправления

Какие акты могут отменить органы местного самоуправления

Ненормативные правовые акты органов местного самоуправления являются актами одноразового применения, они исчерпывают свое действие фактом их исполнения, а потому не могут быть отменены или изменены органом местного самоуправления после их исполнения

4 июня 2013 года коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины, рассмотрев в порядке письменного производства дело по иску гр-на И. к Дачненскому сельскому совету Беляевского района Одесской области (сельсовет) об отмене решения, установила следующее.

В июле 2007 года гр-н И. обратился в суд с иском, в котором просил отменить решение сельсовета от 26 июня 2007 года № * «Об отмене решений сессии Дачненского сельского совета от 13 февраля 2007 года № ** «О предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность гр-ну И. для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок)» и от 5 июля 2001 года № *** «О предоставлении земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов и хозяйственных зданий в с. Дачное» в части выделения земельного участка площадью 0,15 га по адресу: **** гр-ну И.» (решения № *, № **, № **** соответственно).

В обоснование исковых требований гр-н И. сослался на то, что решение № * является незаконным, поскольку оно противоречит требованиям статьи 416 Гражданского кодекса Украины, содержащей исчерпывающий перечень случаев прекращения права пользования земельным участком для застройки, и принято в нарушение установленного законом порядка.

Суды установили, что сельсовет решением № *** на основании заявления гр-на И. предоставил ему из земель запаса в частную собственность земельный участок площадью 0,15 га по адресу: ****.

Решением № ** сельсовет предоставил гр-ну И. разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) общей площадью 0,216 га за счет земель запаса жилой и общественной застройки сельсовета, расположенных в пределах с. Дачное.

Однако по протесту прокурора решением № * сельсовет отменил свои решения № ** и № *** в части предоставления гр-ну И. земельного участка.

Беляевский районный суд Одесской области постановлением от 30 мая 2008 года исковые требования гр-на И. удовлетворил.

Одесский апелляционный административный суд постановлением от 26 января 2011 года, оставленным без изменений определением Высшего административного суда Украины от 20 сентября 2012 года, постановление суда первой инстанции отменил и в удовлетворении исковых требований отказал.

В заявлении о пересмотре судебного решения Верховным Судом Украины на основании, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 237 Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины, представитель истца, ссылаясь на неодинаковое применение судом кассационной инстанции статьи 21 Закона Украины «О прокуратуре» от 5 ноября 1991 года № 1789-XII в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений, и статей 26, 59 Закона Украины «О местном самоуправлении на Украине» от 21 мая 1997 года № 280/97-ВР в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений, просит определение Высшего административного суда Украины от 20 сентября 2012 года отменить, исковые требования удовлетворить.

Коллегия судей считает, что заявление о пересмотре оспариваемого решения Высшего административного суда Украины подлежит частичному удовлетворению на таких основаниях.

Высший административный суд Ук­раины, допуская дело к производству Верховного Суда Украины, исходил из того, что в прилагаемом к заявлению определении Высшего административного суда Украины от 23 октября 2012 года по-другому, чем в рассматриваемом деле, применены нормы материального права.

По делу, решение по которому предоставлено для сравнения, суд кассационной инстанции исходил из того, что решение органа местного самоуправления, в результате предписаний которого возникли правоотношения, связанные с реализацией определенных субъективных прав и охраняемых законом интересов, и субъекты этих правоотношений возражают против их изменения или прекращения, является ненормативным правовым актом одноразового применения, исчерпавшим свое действие фактом исполнения, а потому оно не может быть в дальнейшем отменено органом местного самоуправления, который его принял.

По рассматриваемому делу Высший административный суд Украины пришел к выводу, что, отменяя по протесту прокурора свои решения о предоставлении земельного участка гр-ну И., сельсовет действовал в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

Анализ изложенных судебных решений суда кассационной инстанции дает основания считать, что этот суд неодинаково применил положения статьи 21 Закона Украины «О прокуратуре» и статей 26, 59 Закона Украины «О местном самоуправлении на Украине».

Решая вопрос об устранении разногласий в применении судом кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, коллегия судей исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 26 Закона Украины «О местном самоуправлении на Украине» вопросы относительно отмены актов органов исполнительной власти, не соответствующих Конституции или законам Украины, другим актам законодательства, решениям совета, принятым в пределах его полномочий, решаются исключительно на пленарных заседаниях сельского, поселкового, городского совета.

В соответствии с частью 10 статьи 59 указанного Закона акты органов и должностных лиц местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законам Украины признаются незаконными в судебном порядке.

Согласно требованиям статьи 21 Закона Украины «О прокуратуре», протест на акт, противоречащий закону, направляет прокурор, его заместитель в орган, который его издал, или в вышестоящий орган.

В протесте прокурор поднимает вопрос об отмене акта либо приведении его в соответствие с законом.

Протест прокурора приостанавливает действие опротестованного акта и подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок после его поступления.

Системный анализ изложенных положений законов Украины дает основания считать, что за органами местного управления законодатель закрепил право на изменение и отмену собственных решений. Такое право следует из конституционного полномочия органов местного самоуправления решать вопросы местного значения путем принятия решений, обязательных к исполнению на соответствующей территории, поскольку они являются субъектами правотворчества, предусматривающего право формирования предписаний, их изменения или отмены.

В то же время в статье 3 Конституции Украины закреплен принцип, по которому права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства, ответственного перед человеком за свою деятельность.

Этот принцип нашел свое отражение в статье 74 Закона Украины «О местном самоуправлении на Украине», согласно которой органы местного самоуправления ответственны за свою деятельность перед юридическими и физическими лицами.

Таким образом, органы местного самоуправления не могут отменять свои предыдущие решения, вносить в них изменения, если в соответствии с предписаниями этих решений возникли правоотношения, связанные с реализацией определенных субъективных прав и охраняемых законом интересов, и субъекты этих правоотношений возражают против их изменения или прекращения.

Ненормативные правовые акты органов местного самоуправления являются актами одноразового применения, они исчерпывают свое действие фактом их исполнения, а потому не могут быть отменены или изменены органом местного самоуправления после их исполнения.

По рассматриваемому делу суды установили, что сельсовет решением № *** предоставил истцу земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных зданий, а решением № ** — разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность истцу.

Поскольку указанные решения являются ненормативными правовыми актами одноразового применения, которые исчерпали свое действие фактом их исполнения, они не могут быть в дальнейшем отменены органом местного самоуправления.

С учетом изложенных обстоятельств определение Высшего административного суда Украины от 20 сентября 2012 года не согласуется с требованиями действующего законодательства и подлежит отмене.

Однако, установив ошибочность выводов суда кассационной инстанции, изложенных в обжалуемом определении, коллегия судей лишена возможности принять новое судебное решение, о чем говорится в заявлении, поскольку, согласно части 2 статьи 243 КАС Украины, Верховный Суд Украины не наделен полномочиями относительно отмены или изменения решений судов первой и апелляционной инстанций по делу, которое пересматривается на основании, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 237 настоящего Кодекса.

Поскольку по результатам рассмотрения кассационной жалобы такие полномочия в соответствии с требованиями статьи 223 КАС Украины имеет суд кассационной инстанции, дело после отмены обжалуемого определения следует направить на новое рассмотрение в этот суд.

Руководствуясь статьями 241—243 Кодекса административного судопроизводства Украины, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины постановила:

— заявление представителя истца гр-на И. — гр-на К. — удовлетворить частично;

— определение Высшего административного суда Украины от 20 сентября 2012 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд кассационной инстанции.

Постановление является окончательным и не может быть обжаловано, кроме случая, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 237 Кодекса административного судопроизводства Украины.

 

(Постановление Верховного Суда  Укра­ины от 4 июня 2013 года. Дело № 21-64а13. Председательствующий — Кривенко В.В. Судьи — Гусак Н.Б., Коротких А.А., Кривенда О.В., Панталиенко П.В., Прокопенко А.Б., Терлецкий А.А.)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ. ПИСЬМО РЕДАКТОРУ:

Избранный в профиль

Акцент

Системный бой

В фокусе: Налоги

Временные приятности

Уйти в подход

В фокусе: УПК

Тайна, покрытая браком

Близкий Восток

Государство и юристы

Цифровое видение

Модельная внешность

Государство и юристы

Новости законотворчества

КМУ подаст в парламент законопроект о наружной рекламе

Президент подписал закон, призванный упростить ведение бизнеса

Установлен порядок определения зарплат для исчисления пенсий госслужащего

Книжная полка

Процессуальный аргумент

Неделя права

Новости из-за рубежа

Полиция будет сотрудничать с частными сыщиками

Неделя права

Заграница нам покажет

Учебный прогресс

Неделя права

Новости из-за рубежа

Долговые обязательства для мигрантов

Неделя права

Хозяйственное представление

Подключение электроника

Новости из зала суда

Судебная практика

Подан иск к В. Ющенко относительно газовых контрактов

Суд подтвердил правомерность взыскания в пользу ГП «ИСС» 1,7 млн гривен

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮК Jurimex начала сотрудничество с ДП «Микроп Украина»

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» выступает советником UMH GROUP

ЮК «Ващенко, Бугай и Партнеры» защитила интересы компании «Хомер Софтвер Хаус»

МЮФ DLA Piper рассказала об особенностях сделок M & A на Украине

ЮФ «Гвоздий и Оберкович» открыла офис в Одессе

Отрасли практики

Наталия Кузнецова включена в рекомендательный список арбитров МКАС при ТПП Украины

Возможности дела

Превентивные примеры

Механизм воздействия

Рабочий график

Объединение следует

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

Учли систематичность нарушения

Передача общежития

Жалобы не помеха

Самое важное

Занялись Конституцией

Управление с движением

Письмо-продолжение

Конкурсный отбор

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен

Какие акты могут отменить органы местного самоуправления

Судебная практика

Поручное средство

Недетское дело

Объявление без войны

Судебная практика

Судебные решения

Должностное лицо юридического лица частного права может быть субъектом преступления, предусмотренного статьей 366 УК Украины

Тема номера

Поучительный ООН

Разграничение свободы

Свобода от слова

Национальная экстрадиция

Состоялся VIII Форум юридических фирм стран СНГ

Повышение скорости

Частная практика

Общественные заботы

Інші новини

PRAVO.UA