8 сентября с.г. Верховный Совет Украины принял Закон “О Фонде государственного имущества Украины”. Таким образом, наконец на законодательном уровне было урегулировано положение центрального органа исполнительной власти со специальным статусом – Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ).
Следует отметить, что сегодня юридический статус ФГИУ регламентируется подзаконным актом – постановлением Верховного Совета Украины “О Временном положении о Фонде государственного имущества Украины” 1992 года. Причем в преамбуле данного постановления, в соответствии с его названием, было указано, что Верховный Совет Украины постановил профильным комиссиям парламента, Кабинету Министров Украины и Фонду государственного имущества Украины до 1 октября 1992 года подготовить и внести на рассмотрение Верховного Совета Украины проект законодательного акта о Фонде госимущества Украины. Но, как видим, с тех пор законопроект о ФГИУ так и не был реализован. Вплоть до настоящего времени.
Понятие ФГИУ
В принятом Законе о ФГИУ четко установлено, что Фонд госимущества является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, который осуществляет определенные законом полномочия собственника госимущества и реализует государственную политику в сфере управления и приватизации госимущества, выполняет другие задачи и функции, определенные Законом о ФГИУ. Таким образом, понятие ФГИУ приведено в соответствие с Указом Президента Украины “Об изменениях в системе центральных органов исполнительной власти Украины” от 13 марта 1999 года № 248/99, согласно которому Фонд госимущества вошел в перечень центральных органов исполнительной власти. Напомним, что постановление о ФГИУ неопределенно определяет ФГИУ как государственный орган. Это неудивительно, ведь постановление было принято в 1992 году, а Указ Президента, относящий ФГИУ к центральным органам исполнительной власти, – в 1999 году.
В общих положениях Закона о ФГИУ установлено, что Фонд подотчетен и подконтролен Верховному Совету Украины. На наш взгляд, указанная формула не охватывает всей совокупности взаимоотношений между ФГИУ и Президентом Украины. Ведь председатель ФГИУ, в соответствии с Конституцией Украины, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Украины, что является формой контроля Президента за его деятельностью. Таким образом, данное положение Закона о ФГИУ следовало бы изложить в таком виде: “Фонд государственного имущества Украины подотчетен Верховному Совету Украины и подконтролен Президенту Украины и Верховному Совету Украины”.
Полномочия ФГИУ
По сравнению с постановлением в Законе о ФГИУ полно и конкретно изложены основные полномочия ФГИУ, которые, кроме того, разделены по основным направлениям деятельности Фонда.
Так, среди полномочий Фонда госимущества в сфере государственной экономической политики и государственного управления следует особо выделить функции контроля за деятельностью региональных отделений ФГИУ, представление соответствующим центральным органам исполнительной власти предложений к проектам общегосударственных программ и Государственному бюджету Украины, а также участие в подготовке совместных проектов относительно финансирования международными организациями структурных преобразований в экономике государства, приватизации и послеприватизационной поддержки предприятий.
А среди функций ФГИУ в сфере приватизации госимущества Законом, в отличие от Постановления о ФГИУ, установлены проведение корпоратизации государственных предприятий в случае принятия соответствующего решения КМУ, создание конкурсных комиссий по продаже госимущества, принятие совместно с органами Антимонопольного комитета Украины мер по предотвращению монополизации товарных рынков в процессе приватизации и аренды госимущества, а также с момента принятия решения о приватизации и до проведения первого общего собрания акционеров – утверждение уставов открытых акционерных обществ.
Среди функций ФГИУ в сфере аренды и концессии государственного имущества следует выделить функцию по ведению реестра договоров концессии госимущества.
Закон о ФГИУ также устанавливает целый ряд функций Фонда в сфере управления объектами государственной собственности. К ним относятся формирование и ведение Единого реестра объектов государственной собственности, а также проведение открытых конкурсов относительно определения уполномоченных лиц, которым передаются функции по управлению корпоративными правами государства.
Система органов ФГИУ
Одним из достоинств Закона о ФГИУ следует признать закрепление в нем, в отличие от постановления о ФГИУ, системы органов Фонда госимущества, которую составляют центральный аппарат Фонда, его региональные отделения, Фонд имущества Автономной Республики Крым и представительства ФГИУ. Кроме того, установлено, что региональные отделения и представительства действуют на основании положений, утвержденных КМУ, а Фонд имущества АРК и представительства Фонда имущества АРК в районах и городах Крыма действуют на основании положений, утвержденных Фондом госимущества по согласованию с Советом министров АРК.
Руководство ФГИУ
Если постановление о ФГИУ ограничивается определением порядка назначения на должность и освобождения от обязанностей председателя ФГИУ (Президентом по согласованию с парламентом), принятый Закон указывает срок полномочий назначенного руководителя ФГИУ – 5 лет, а также ограничивает количество назначений на должность председателя ФГИУ двумя сроками подряд. Кроме того, Закон о ФГИУ закрепляет перечень оснований увольнения председателя ФГИУ (например, признание Верховным Советом Украины по результатам ежегодного отчета об исполнении Государственной программы приватизации работы Фонда неудовлетворительной) и полномочия председателя ФГИУ (утверждение структуры ФГИУ, подписание нормативно-правовых актов ФГИУ, заключение от имени ФГИУ соответствующих договоров и т.д.)
Одним из нововведений Закона о ФГИУ следует назвать порядок назначения первого заместителя и заместителей председателя Фонда – Президентом Украины по представлению председателя Фонда госимущества. Постановлением же о ФГИУ устанавливается правило, согласно которому заместители председателя ФГИУ назначаются и освобождаются от обязанностей Верховным Советом Украины по представлению руководителя Фонда госимущества.
Также в Законе о ФГИУ содержится еще одна важная новелла относительно органа для обсуждения важнейших направлений деятельности Фонда госимущества. Если, согласно постановлению о ФГИУ, в такой орган – правление – входили исключительно представители руководства ФГИУ (председатель ФГИУ и его заместители, а также руководящие работники Фонда), то теперь в состав уже коллегии войдут еще и по одному представителю от Комитета Верховного Совета Украины, к компетенции которого относятся вопросы приватизации, специальной контрольной комиссии Верховного Совета Украины по вопросам приватизации, а также руководители центральных органов исполнительной власти по их согласию. Причем персональный состав правления ФГИУ утверждается Верховным Советом, а персональный состав коллегии будет утверждаться Кабинетом Министров Украины по представлению председателя Фонда госимущества.
К слову, исходя из положений Закона о ФГИУ, не совсем понятен статус межведомственной коллегии ФГИУ, поскольку в нем не указано, какими документами решения такого органа будут проводиться в жизнь. А в постановлении о ФГИУ, напротив, прямо указывается, что такими документами являются приказы ФГИУ.
Материальное и социальное обеспечение работников ФГИУ
Существенным достижением Закона о ФГИУ следует назвать регламентацию в нем условий оплаты работы, материально-бытовое и социальное обеспечение работников ФГИУ.
Прежде всего в Законе о ФГИУ устанавливается правило, согласно которому на работников органов Фонда госимущества распространяется действие Закона Украины “О государственной службе”. Таким образом, они являются государственными служащими и имеют соответствующие служебные полномочия.
Оплата работы, материально-бытовое обеспечение, транспортное и медицинское обслуживание, предоставление социальных гарантий работникам Фонда осуществляются на условиях и в порядке, предусмотренных для руководящих работников центральных органов исполнительной власти. К примеру, председателю Фонда названные гарантии определяются на уровне министров, первому заместителю председателя ФГИУ – на уровне первых заместителей министров, а заместителям председателя ФГИУ – на уровне заместителей министров и т.д.
Среди благ, которыми Закон о ФГИУ наделяет работников Фонда госимущества, следует подчеркнуть установление должностных окладов таких работников на 30 % выше соответствующих окладов государственных служащих.
Также работники Фонда госимущества и его региональных отделений и представительств, Фонда имущества АРК обеспечиваются, согласно Закону о ФГИУ, служебными жилыми помещениями либо жилыми помещениями ведомственного жилого фонда или жилого фонда местных советов. На таких работников распространяется действие Закона Украины “О государственной защите работников суда и правоохранительных органов”.
В общем, Закон о ФГИУ можно назвать шагом вперед в формировании юридической базы, которая бы определяла юридический статус Фонда государственного имущества Украины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…