Чтобы понять, почему иностранные банки блокируют трансакции, закрывают счета, отказываются их открывать, задают вопросы и просят дополнительные документы, нужно знать, как работает банковский комплаенс. Именно этот отдел следит за тем, чтобы деятельность банков вместе с бизнесом клиентов не противоречила действующему законодательству и международным стандартам. Если эта функция не выполняется должным образом, на банки налагаются юридические санкции, и они несут финансовые и репутационные потери.
Банки в среднем тратят на комплаенс 5 % своего годового дохода. Эта цифра с каждым годом растет. Но расходы из-за несоблюдения комплаенса, даже неумышленного, могут быть намного выше. В январе 2017 года Deutsche Bank был оштрафован на 630 млн долл. США. В мае этого же года — на 41 млн долл. США. Февраль с.г. для BNP Paribas завершился штрафом в размере 10 млн евро. Годом ранее BSI Bank потерял лицензию в Сингапуре.
Кроме штрафов и риска потери лицензии страдает репутация банка, что во многих случаях гораздо болезненнее: банк теряет важных для него клиентов и не получает новых. Поэтому функция комплаенса очень важна, и ее нужно учитывать при открытии счета и в его дальнейшем функционировании.
Банковский комплаенс действует во многих направлениях: это предотвращение возникновения конфликта интересов, соблюдение политики в отношении подарков, обеспечение режима информационного контроля «китайская стена». Но самая объемная его функция — контроль за тем, чтобы в деятельности клиентов банка не было признаков так называемого money laundering — отмывания средств, полученных незаконным путем, и финансирования терроризма.
В этой сфере существует большой объем нормативного регулирования, и основной его пласт составляют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Эта межправительственная организация занимается разработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (AML/CTF), а также осуществляет оценку соответствия национальных законодательств этим стандартам. Основной инструмент FATF в реализации мандата — 40 рекомендаций в сфере AML/CTF, которые пересматриваются в среднем один раз в пять лет. Таким образом, FATF является «директивным органом», задача которого — создание необходимой политической воли для проведения национальных законодательных реформ в этих областях, а также разработка ноу-хау для управления рисками и их минимизации в сфере отмывания денег в бизнес-среде.
В рекомендациях FATF содержится широкий, но неисчерпывающий перечень мер, которые государства внедряют в свое внутреннее законодательство. Банки же приводят свои внутренние инструкции и положения о политике АML/CTF в соответствие с законодательными требованиями. Сегодня рекомендации FATF, а также Вольфсбергские принципы и Четвертая «антиотмывочная» директива ЕС устанавливают правила игры с представителями бизнеса в банковском секторе. Зная содержание этих правил, можно понять, чем руководствуется банковский комплаенс при принятии решений и как избежать сложностей в работе с ним.
Комплаенс-проверке подвергаются все представители бизнеса, заинтересованные в открытии счета в банке, а также существующие клиенты банка, которые проходят мониторинг с разной периодичностью. Такая комплаенс-проверка называется KYC («знай своего клиента»). Финансовые регуляторы вместе с банками делят KYC на четыре ключевые стадии.
Прескрининг потенциального клиента
Юристы комплаенс-отдела выносят предварительное решение о принятии клиента на обслуживание, руководствуясь внутренней политикой банка. В политике содержатся положения о категориях клиентов, которых банк готов обслуживать и которых не принимает. Готовность или нежелание работать с тем или иным клиентом определяются такими критериями, как вид бизнеса клиента, страна его происхождения, страна регистрации компании, страна происхождения его контрагентов, финансовые показатели.
Прескрининг позволяет и даже обязывает делить клиентов на высоко- или низкорисковых. Это важная стадия, поскольку от категории риска зависит, обязан ли клиент проходить последующие три стадии комплаенса, либо процесс открытия счета будет проведен быстро и безболезненно.
К сожалению, пока Украина как юрисдикция признана международными стандартами AML страной с высоким риском. Клиент с украинским бенефициаром лишь ввиду страны его резидентства подлежит полному комплаенс-контролю.
Раскрытие информации
По завершении первой стадии прескрининга потенциальный клиент в соответствии с рекомендациями FATF обязан раскрыть информацию о себе. От «клиента с низким риском», как правило, достаточно получить лишь паспорт бенефициара и выписку из реестра о компании.
«Клиент с высоким риском» должен предоставить информацию и подтверждающие документы о бенефициаре и стране его происхождения, источнике средств, структуре и виде деятельности компании, наличии разрешительных лицензий, о лицах, контролирующих 25 % и более корпоративных прав в компании, о контрагентах, с которыми клиент работает, стране их регистрации и обслуживающих банках, а также отчетность компании, рекомендации банков, в которых у клиента открыты счета, подтверждение уплаты налогов.
Следует подчеркнуть, что AML/CTF стандарты четко разделяют понятия «лицо, осуществляющее контроль над компанией» и «собственник активов». Вполне возможна ситуация, когда собственником компании является одно лицо, а денежные средства в деятельность этой компании вносятся другим лицом. Именно это другое лицо, с точки зрения риска возможности отмывания денег, интересует отдел комплаенса. Практика банков сейчас такова, что финансовые вливания, например, в виде займов, банками не проводятся. Если же банк готов пропустить подобную трансакцию, он в любом случае запросит подробную информацию о владельце активов и источнике их происхождения.
Периодический мониторинг
FATF и финансовые регуляторы обязуют комплаенс-отделы банков проводить мониторинг трансакции и бизнес-структуры клиентов с высоким риском. Контроль за трансакциями в банковском бизнесе известен как red flags. Он почти полностью осуществляется автоматически благодаря «финтек»-программам, которые реагируют на установленные законом факторы/индикаторы рисковых операций.
Ниже представлен неполный перечень AML red flags, потенциально применимых к нерезидентному бизнесу, имеющему украинские корни:
— у клиента регулярные входящие/исходящие платежи в страны/из стран, которые отнесены FATF к странам высокого риска;
— у клиента регулярные входящие/исходящие платежи в страны/из стран, которые имеют связь с торговлей наркотиками, финансированием терроризма;
— часто обналичиваются крупные суммы без обоснованных причин;
— корпоративная бизнес-структура клиента не имеет экономического смысла (большое количество компаний в структуре, большое количество открытых счетов в одном банке, частые внутренние переводы между своими счетами, чрезмерная ликвидность);
— предоставляются гарантии, займы лицам, о которых банку ничего не известно либо которые не имеют бизнес-связи с клиентом, а также третьим лицам на условиях, отличающихся от рыночных;
— предоставляются займы back-to-back без логического объяснения;
— клиенты избегают личных встреч с банкиром и др.
Управление риском
Банк, пытаясь минимизировать свои репутационные, юридические, финансовые, политические и AML-риски как следствие давления со стороны центральных банков и финансовых регуляторов анализирует вышеизложенную информацию и осуществляет ее мониторинг. Именно в результате применения риск-ориентированного подхода некоторые клиенты сталкиваются с замороженными счетами, приостановленными трансакциями либо с требованиями о расторжении отношений с банком.
Работая с банком, клиент должен понимать, что кроме доброжелательного банкира, предлагающего свои услуги, существует отдельный независимый отдел комплаенса, критически оценивающий клиента и его документацию. Он проверит всю предоставленную информацию, и именно его заключение окажет определяющее влияние на решения банка в отношении клиента и его трансакций.
САВВА Вера — юрист ICF Legal Service, г. Киев,
ЧЕРНОВА Марина — юрист ICF Legal Service, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…