Земельные участки государственной или коммунальной собственности или права на них (аренда, суперфиций, эмфитевзис), в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества государственной или коммунальной собственности, подлежат продаже отдельными лотами на конкурентных началах (земельных торгах), кроме случаев, предусмотренных частью 2 статьи 134 ЗК.
Земельные участки площадью 100 га, переданные предприятию на основании договора аренды, являются участками сельскохозяйственного назначения, а поэтому необходимым условием для их передачи в аренду должно быть проведение земельных торгов, по результатам которых заключается договор аренды
3 июня 2014 года Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины, рассмотрев заявление частного предприятия «Г» (ЧП «Г») о пересмотре Верховным Судом Украины постановления Высшего хозяйственного суда Украины от 13 ноября 2013 года по делу по иску прокурора Бережанского района Тернопольской области в интересах государства в лице Мечищевского сельского совета к ЧП «Г», третье лицо — управление Госкомзема в Бережанском районе, о признании недействительным договора аренды и обязательстве совершить действия, установила следующее.
В августе 2012 года прокурор Бережанского района Тернопольской области обратился в Хозяйственный суд Тернопольской области по иску в интересах государства в лице Мечищевского сельского совета к ЧП «Г», третье лицо — управление Госкомзема в Бережанском районе, о признании недействительным договора аренды, обязательстве возвратить земельный участок в земли запаса Мечищевского сельского совета Бережанского района Тернопольской области.
Исковые требования обоснованы тем, что при проведении проверки прокуратурой Бережанского района выявлены нарушения, а именно: вопреки требованиям части 2 статьи 124 Земельного кодекса (ЗК) Украины и решению сессии Тернопольского областного совета «Об утверждении временного порядка проведения конкурсов на получение на конкурсной основе права аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства на территории Тернопольской области в 2011 году» от 1 июня 2011 года № 1186 Мечищевским сельским советом был передан ЧП «Г» на условиях аренды земельный участок площадью 100 га, расположенный на территории Мечищевского сельского совета в пределах населенного пункта, без проведения земельных торгов, без проекта землеустройства на этот земельный участок. В связи с этим прокурор просил суд признать договор аренды от 25 июня 2011 года № * недействительным и возвратить земельный участок в земли запаса Мечищевского сельского совета.
Возражая против иска, ответчик указал, что на момент заключения спорного договора законодательно было предусмотрено проведение земельных торгов в форме аукциона, порядок проведения которого не был регламентирован. Вместе с тем ответчик считал незаконной отмену распоряжения Бережанской районной администрации от 25 июня 2011 года № **, которым переданы в аренду земельные участки сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства.
Решением Хозяйственного суда Тернопольской области от 19 октября 2012 года исковые требования удовлетворены.
Решение обосновано тем, что, согласно части 2 статьи 124 ЗК Украины, передача в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, осуществляется по результатам проведения земельных торгов, кроме случаев, установленных частями 2, 3 статьи 134 настоящего Кодекса.
Постановлением Львовского апелляционного хозяйственного суда от 11 февраля 2013 года решение Хозяйственного суда Тернопольской области от 19 октября 2012 года оставлено без изменений.
Постановлением Высшего хозяйственного суда Украины от 13 ноября 2013 года постановление Львовского апелляционного хозяйственного суда от 11 февраля 2013 года оставлено без изменений.
В основу постановления суда кассационной инстанции положены выводы о том, что предоставление спорного земельного участка в аренду не относится к случаям, предусмотренным частями 2 и 3 статьи 134 ЗК Украины, а поэтому необходимым условием для передачи в аренду в такой ситуации является проведение земельных торгов, по результатам которых орган исполнительной власти или местного самоуправления принимает соответствующее решение.
ЧП «Г» в порядке статьи 11119 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК) Украины подало заявление о пересмотре Верховным Судом Украины постановления Высшего хозяйственного суда Украины от 13 ноября 2013 года на основании неодинакового применения судом кассационной инстанции положений статьи 124 ЗК Украины, в результате чего приняты различные по содержанию судебные решения в подобных правоотношениях.
В обоснование неодинаковости применения судом кассационной инстанции норм материального права заявителем предоставлены копии постановлений Высшего хозяйственного суда Украины от 4 апреля 2012 года по делу № 5023/7398/11, от 20 ноября 2012 года по делу № 5009/2217/12, от 22 октября 2013 года по делу № 5017/3704/2012, в которых выражена следующая правовая позиция: установление обстоятельств относительно отмены администрацией собственного распоряжения, на основании которого уже заключен договор аренды земельного участка, не является достаточным основанием для признания такого договора недействительным при отсутствии установления обстоятельств признания этого распоряжения недействительным (незаконным) в судебном порядке.
Заслушав доклад судьи-докладчика, пояснения представителей сторон, исследовав изложенные в заявлении доводы, Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины считает, что заявление не подлежит удовлетворению на таких основаниях.
Судами установлено, что 10 июня 2011 года Мечищевским сельским советом принято решение № *** «О согласовании передачи в аренду земель запаса сельского совета» (решение № ***).
На основании вышеуказанного решения 25 июня 2011 года между Мечищевским сельским советом (арендодателем) и ЧП «Г» (арендатором) заключен договор аренды земли № *, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 100 га, расположенный в административных границах Мечищевского сельского совета Бережанского района Тернопольской области, для ведения товарного сельскохозяйственного производства.
Прокурором Бережанского района Тернопольской области 4 ноября 2011 года вынесен протест № **** на решение № ***, из которого следует, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что указанный в решении земельный участок предоставлен сельским советом без проведения земельных торгов (конкурса), в связи с чем прокурор потребовал это решение отменить.
Во исполнение протеста Мечищевским сельским советом принято решение от 11 ноября 2011 года № *****, которым отменено решение № ****.
Судом также установлено, что, согласно распоряжению председателя районной государственной администрации Бережанского района Тернопольской области «О передаче в аренду земель запаса и резервного фонда» от 25 июня 2011 года № ** с учетом, в частности, решения № ***, ЧП «Г» переданы в аренду земельные участки из земель запаса и резервного фонда на срок до момента проведения конкурса на получение на конкурсной основе права аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства.
Прокурором Бережанского района Тернопольской области 5 октября 2011 года вынесен протест на распоряжение председателя Бережанской районной государственной администрации «О передаче в аренду земель запаса и резервного фонда» от 25 июня 2011 года № **, из которого следует, что в результате проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что в соответствии с этим распоряжением без проведения конкурса рекомендовано председателям Жовневского, Божиковского и Мечищевского сельских советов заключить договоры аренды на земельные участки и провести их регистрацию, хотя арендодателем таких земельных участков должна выступать Бережанская районная государственная администрация, а поэтому данное распоряжение противоречит требованиям ЗК Украины, Закона Украины «Об аренде земли» и решению Тернопольского областного совета «Об утверждении временного порядка проведения конкурсов на получение на конкурсной основе права аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства на территории Тернопольской области в 2011 году» от 1 июня 2011 года № 1186, в связи с чем прокурор потребовал отменить упомянутое распоряжение.
Во исполнение протеста распоряжением председателя Бережанской районной государственной администрации от 24 октября 2011 года № ****** признано утратившим силу распоряжение председателя Бережанской районной государственной администрации «О передаче в аренду земель запаса и резервного фонда» от 25 июня 2011 года № **.
В соответствии со статьей 74 Закона Украины «О местном самоуправлении» органы местного самоуправления ответственны за свою деятельность перед юридическими и физическими лицами.
С учетом обстоятельств дела и положений законодательных актов органы местного самоуправления не могут отменять свои предыдущие решения, вносить в них изменения, если в соответствии с предписаниями этих решений возникли правоотношения, связанные с реализацией определенных субъективных прав и охраняемых законом интересов, и субъекты этих правоотношений возражают против их изменения или прекращения.
Ненормативные правовые акты местного самоуправления являются актами одноразового применения, они исчерпывают свое действие фактом их исполнения, а потому не могут быть упразднены или изменены органом местного самоуправления после их исполнения.
В соответствии со статьей 3 ЗК Украины (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные отношения регулируются Конституцией Украины, настоящим Кодексом, а также принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.
Согласно части 3 статьи 122 ЗК Украины, районные государственные администрации на их территории передают земельные участки из земель государственной собственности в собственность или в пользование в пределах сел, поселков, городов районного значения для всех нужд и за пределами населенных пунктов, в частности, для сельскохозяйственного использования.
Нормами статьи 124 ЗК Украины предусмотрено, что передача в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, осуществляется по результатам проведения земельных торгов, кроме случаев, установленных частями 2, 3 статьи 134 настоящего Кодекса.
Статьей 134 ЗК Украины установлено, что земельные участки государственной или коммунальной собственности или права на них (аренда, суперфиций, эмфитевзис), в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества государственной или коммунальной собственности, подлежат продаже отдельными лотами на конкурентных началах (земельных торгах), кроме случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Судами установлено, что земельные участки площадью 100 га, переданные ЧП «Г» на основании договора аренды № *, являются участками сельскохозяйственного назначения, а поэтому необходимым условием для их передачи в аренду должно быть проведение земельных торгов, по результатам которых заключается договор аренды.
Несоблюдение этой процедуры является нарушением органом местного самоуправления хозяйственной компетенции во время заключения договора аренды земли.
С учетом вышеизложенного, вывод Высшего хозяйственного суда Украины по делу основывается на правильном применении норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 11126 ХПК Украины, Верховный Суд Украины отказывает в удовлетворении заявления, если обстоятельства, послужившие основанием для пересмотра дела, не подтвердились.
При таких обстоятельствах Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины отказывает в удовлетворении заявления о пересмотре постановления Высшего хозяйственного суда Украины от 13 ноября 2013 года.
Руководствуясь статьями 11123–11126 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины постановила:
— отказать в удовлетворении заявления ЧП «Г» о пересмотре Верховным Судом Украины постановления Высшего хозяйственного суда Украины от 13 ноября 2013 года.
Постановление является окончательным и может быть обжаловано только на основании, установленном пунктом 2 части 1 статьи 11116 Хозяйственного процессуального кодекса Украины.
(Постановление Верховного Суда Украины от 3 июня 2014 года. Дело № 3-22гс14. Председательствующий — Барбара В.П. Судьи — Балюк Н.И., Бердник И.С., Гуль В.С., Емец А.А., Жайворонок Т.Е., Колесник П.И., Потыльчак А.И., Фесенко Л.И., Шицкий И.Б.)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…