С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон Украины № 408-VII, вносящий изменения в Налоговый кодекс Украины в части регламентации трансфертного ценообразования (Закон о ТЦО). По заявлению чиновников, документ призван ограничить риски минимизации налогообложения за счет завышения или занижения цен по отдельным операциям внутри группы компаний. Впрочем, как будет доказано ниже, этой цели законодатели не достигли, хотя и усложнили жизнь офшорным компаниям и связанным резидентам. Фактически введение норм ТЦО на Украине спровоцировало актуализацию интереса компаний к международному налоговому планированию и поиску легальных схем обхода очевидно несовершенного законодательства.
Законодательство о трансфертном ценообразовании не является инициативой украинских властей. Это мировая практика, которая все больше приобретает черты общеобязательного международного стандарта для внешнеторговых операций. Поэтому по рекомендациям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) правила ТЦО применимы исключительно к внешнеэкономической деятельности. Но на Украине эти нормы также распространяются на связанных резидентов — субъектов хозяйствования (при определенных условиях).
Трансфертное ценообразование — система определения обычной цены товаров и/или услуг в контролируемых операциях. При этом обычная цена — всегда в пределах рыночного диапазона цен, который просчитывается с помощью официальных источников информации (например, Государственное предприятие «Госвнешинформ»). Нормы о ТЦО необходимы для правильного определения налоговых обязательств и минимизации рисков злоупотреблений со стороны компаний одной группы.
Например, представим ситуацию, что есть компания А. — резидент и компания Б. — связанный нерезидент. Между сторонами заключен договор купли-продажи товаров на некую N + прибыль в 10 тыс. долл. США. Но, несмотря на то что цена товаров по договору определена как N + 10 000, налогооблагаемую базу составит не 10 000 (прибыль от операции), а 15 000 — как обычная прибыль от подобной операции. То есть налогоплательщик при осуществлении операций, если цена операции ниже среднерыночной, рассчитывает свои налоговые обязательства, исходя из обычных цен, а не цен, предусмотренных в договоре.
Но не все сделки будут считаться контролируемыми. Так, чтобы сделка была квалифицирована как контролируемая, необходимо, чтобы общая сумма операций за календарный год ≥ 50 млн грн (без учета НДС) на одного контрагента:
— нерезидента — связанного лица (например, группа компаний);
— нерезидента из низконалоговых юрисдикций (налог на ≥ 5 процентных пунктов, ниже, чем на Украине);
— резидента — связанного лица, декларирующего убыток и/или уплачивающего налог (НДС или на прибыль) по заниженным ставкам и/или пользующегося специальным налоговым режимом (сельское хозяйство, рыболовство и т.д.)
Примечательно, что, несмотря на крайний срок подачи отчетности, первоначально запланированный на 1 мая, отчетность практически никто не подал. Это связано с рядом прорех в законе и отсутствием должных методологических рекомендаций налогового органа. Как результат, уже 13 мая в Верховном Совете Украины был принят Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно совершенствования трансфертного ценообразования» № 1260-VII. Данным законом вносятся изменения в Налоговый кодекс Украины с тем, чтобы исправить часть грубых просчетов законодателей.
В частности, переносится срок подачи первого отчета о контролируемых операциях на 1 октября 2014 года (вместо 1 мая 2014 года). При этом компании, которые уже подали отчеты, смогут не подавать их повторно. Также уменьшается штраф за неподачу отчета о контролируемых операциях с 5 % от суммы контролируемых операций (это минимум 2,5 млн грн) до 100 минимальных зарплат (порядка 115 тыс. грн).
В первоначальной редакции законопроекта также предлагалось вычеркнуть НДС из определения ТЦО относительно связанных лиц — резидентов, но в третьем чтении эту инициативу депутаты отклонили. Также не была принята инициатива о том, что нормы ТЦО должны распространяться только на внешнеэкономические операции.
Был и остается существенный пробел относительно использования посредника в цепочке контролируемых операций. Так, в отличие от многих стран (и в том числе Российской Федерации) на Украине не предусмотрено, что если в цепочке операций есть посредник, не принимающий на себя никаких рисков, то все лица признаются связанными. Отсутствие такого положения в украинском законодательстве дает откровенно противоправную, но формально законную схему ухода от контроля в рамках ТЦО путем включения в отношения между связанными лицами посредника.
Это, наряду с другими способами обхода норм ТЦО (например, благодаря нематериальным активам — торговым маркам, программному обеспечению, патентам), позволяет утверждать, что Закон о ТЦО не достигнет целей, ради которых был принят (причем легальных механизмов обхода норм ТЦО еще как минимум два). Как следствие, цель Закона — воспрепятствовать оттоку капитала с Украины и увеличить поступления в бюджет за счет увеличения налогооблагаемой базы компаний одной группы — никак не может быть достигнута. А добропорядочные налогоплательщики лишь получат дополнительную нагрузку и понесут неоправданные издержки.
Работа относительно оптимизации взаимоотношений контрагентов с учетом норм ТЦО является комплексной и требует существенных материальных затрат. Так, например, помимо работы в русле compliance с украинским правом, для правильного структурирования всей работы со связанными компаниями рекомендуется обращать внимание на международные соглашения об избежании двойного налогообложения; «черные», «серые», «белые» списки международных организаций (ОЭСР, ФАТФ); многостороннюю конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым вопросам и правила обмена налоговой информацией в рамках Европейского Союза. Лишь обработав весь спектр текущих и потенциальных вопросов, можно с большой долей вероятности обезопасить свое предприятие от «писем счастья» и других всевозможных рисков. Впрочем, это и называется международным налоговым планированием, которое так недооценивают многие наши соотечественники.
ЧИБИСОВ Дмитрий — юрист ЮФ «Ай Си Эф», г. Киев
Игорь РЕУТОВ,
адвокат, руководитель департамента АФ «Грамацкий и Партнеры»
Необходимо отметить, что введение института трансфертного ценообразования в первую очередь направлено на налоговое выравнивание и увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет. Сокращение же оттока капитала из страны — это вторичный эффект, которого, возможно, и не удастся достичь в полной мере. Квинтэссенцией трансфертного ценообразования является локализация прибыли мультинациональных компаний в месте ведения бизнеса и получения прибыли. Таким образом, основная цель указанного института — крупные международные компании.
Что касается «оптимизаторов», то для них законом предусмотрен легальный способ избежать применения принципов трансфертного ценообразования. В частности, речь идет о возможности диверсифицировать финансовые потоки в пользу нескольких нерезидентов, зарегистрированных в низконалоговых юрисдикциях, таким образом, чтобы годовой объем платежей в пользу одного такого нерезидента не превышал максимальный уровень, установленный законом, — 50 млн грн (без НДС). При этом, учитывая сложности с обменом информацией между налоговым ведомством Украины и соответствующими ведомствами в офшорах, можно предположить, что критерий связанности лиц еще не скоро будет использоваться полноценно для целей трансфертного ценообразования.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…