Иногда должники — юридические лица, в отношении которых открыто исполнительное производство по взысканию долга, чтобы уклониться от исполнения судебного решения, применяют трюк в виде принятия решения о ликвидации предприятия, после чего в соответствии с Законом Украины «Об исполнительном производстве» (Закон) государственная исполнительная служба заканчивает исполнительное производство и передает оригинал исполнительного документа председателю ликвидационной комиссии должника. Получить принудительное исполнение решения после этого становится невозможным.
Незаконность указанных действий исполнительной службы и постановления об окончании исполнительного производства раскрывается ниже.
Пунктом 3 части 1 статьи 49 Закона установлено такое основание для окончания исполнительного производства, как ликвидация юридического лица — стороны, если исполнение обязанностей или требований в исполнительном производстве не допускает правопреемства.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 67 Закона в случае ликвидации должника — юридического лица исполнительный документ направляется ликвидационной комиссии (ликвидатору) для решения вопроса о дальнейшем порядке исполнения решения в установленном законом порядке. При поступлении исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору) арест с имущества должника снимается по постановлению государственного исполнителя, утвержденному начальником отдела, которому он непосредственно подчинен. Если исполнительный документ направлен ликвидационной комиссии (ликвидатору), исполнительное производство подлежит окончанию в порядке, установленном настоящим Законом.
Пользуясь этими нормами, собрание участников должника принимает решение о ликвидации предприятия и создании ликвидационной комиссии, о котором сообщает государственному регистратору. Регистратор вносит в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей запись о решении о прекращении юридического лица и дату этого решения.
Председатель ликвидационной комиссии должника подает заявление в отдел государственной исполнительной службы (ОГИС), которым открыто исполнительное производство, об окончании исполнительного производства, к заявлению прилагает копию протокола решения участников о ликвидации и выписку из реестра о наличии записи о пребывании в состоянии прекращения юрлица.
Несмотря на то что предприятие продолжает деятельность как юридическое лицо, которым управляет председатель ликвидационной комиссии, ОГИС выносит постановление об окончании исполнительного производства и снятии арестов с имущества должника и передает исполнительный документ самому же должнику. Принудительное исполнение решения после этого невозможно.
Применение пункта 3 части 1 статьи 49 и частей 2, 3 статьи 67 Закона в отрыве от других норм законодательства, регулирующего прекращение юридических лиц, и окончание со ссылкой на них исполнительного производства являются незаконными на таких основаниях.
В соответствии с частью 2 статьи 104 ГК Украины юридическое лицо является прекращенным со дня внесения в единый государственный реестр записи о его прекращении.
Статьи 110–112 ГК Украины, регулирующие порядок осуществления ликвидации юридического лица по решению собственника, не предусматривают моратория на исполнение судебных решений или удовлетворения требований кредиторов.
Нормы Хозяйственного кодекса Украины не предусматривают окончания исполнения судебного решения во время процедуры прекращения юридического лица и при добровольной ликвидации в частности.
Поэтому исполнительное производство окончанию не подлежит, и исполнительные действия должны осуществляться до наступления обстоятельства, установленного в пункте 3 части 1 статьи 49 Закона, а именно — ликвидации юридического лица с внесением в единый государственный реестр записи о его прекращении.
Следовательно, при наличии в государственном реестре сведений о пребывании должника в процедуре прекращения предпринимательской деятельности и отсутствии информации о ликвидации этого юридического лица основания для закрытия исполнительного производства отсутствуют, а постановление ОГИС об окончании исполнительного производства является незаконным.
Правовую позицию относительно незаконности постановлений ОГИС об окончании исполнительного производства по решению участников должника до внесения в реестр записи о ликвидации юридического лица выразил Высший хозяйственный суд Украины в постановлениях от 6 февраля 2012 года № 61/37, от 5 сентября 2012 года № 2/229, от 6 июня 2013 года № 34/17-3358-2011, от 6 июня 2013 года № 10/17-3202-2011.
ПИСАРЕНКО Александр — адвокат, МБА, руководитель «Юридического бюро Писаренко», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…