Реформа военных судов: взгляд изнутри — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №23 (389) » Реформа военных судов: взгляд изнутри

Реформа военных судов: взгляд изнутри

Первые достижения судебной реформы были воплощены в 2002 году в Законе Украины «О судоустройстве Украины». Этим Законом закреплена деятельность военных судов, отнесенных к общим судам, осуществляющим правосудие в Вооруженных Силах Украины и других воинских формированиях. Тем не менее в процессе дальнейшего реформирования судебной системы остро встал вопрос существования военных судов. И хотя рациональность исключения военных судов из сис­темы судоустройства нашей страны вызывает немало дискуссий, на данный момент уже ликвидированы семь военных судов. В то же время некоторые продолжают отстаивать мнение, что такая реформа не согласована с потребностями государства.

О специфике деятельности военных судов и их значении в системе судоустройства мы попросили рассказать председателя Совета судей военных судов Украины, судью Военной судебной коллегии Верховного Суда Украины Валерия ЖИТКОВА.

— Валерий Васильевич, расскажите, пожалуйста, о деятельности военных судов.

— Существование военных судов закреплено Законом «О судо­устройстве Украины». Конституционный Суд Украины, рассмотрев этот Закон на предмет соответствия Конституции Украины, не признал неконституционным сохранение военных судов. И я глубоко убежден в их необходимости. Вооруженные Силы и другие воинские формирования — это специфический «орган» государства, и их деятельность регламентирована специальным законодательством. Правильно разобраться в возникающих правоотношениях могут только специально подготовленные как в юридическом, так и в военном отношении судьи.

В настоящее время на Украине действуют 17 гарнизонных и 4 апелляционных военных суда. В них работают хорошо подготовленные судьи, в целом, успешно справляющиеся со своей работой. Военные суды оказывают существенную помощь командованию в правовоспитательной деятельности, проводя более 50 % судебных процессов в расположении воинских частей в присутствии личного состава. Несмотря на значительное сокращение численности Вооруженных Сил, количество рассмотренных военными судами дел возросло в четыре раза. Это свидетельствует о доверии военнослужащих к военным судам. Судебные дела в военных судах рассматриваются достаточно оперативно, в установленные процессуальным законом сроки, и качественно.

Необходимость военных судов подтверждает и опыт участия ограниченных контингентов Вооруженных Сил Украины в составе миротворческих сил за рубежом. В процессе их деятельности допус­каются нарушения прав и свобод военнослужащих, условий контракта. Однако отсутствие в составе этих контингентов военных судей не позволяет своевременно реагировать на подобные инциденты и в установленном законом порядке принимать меры по восстановлению нарушенных прав, а по возвращении военнослужащих на Украину такая возможность утрачивается ввиду истечения сроков давности обращения в суд.

Кроме того, необходимо обратить внимание на безопасность государства. В стране существуют мобилизационные планы на особые случаи, согласно которым при возникновении особых условий военные суды обязаны перемещаться ­вместе с войсками, обеспечивать мобилизационную готовность. Отсутствие военных судов существенно усложнит решение этих вопросов.

— Как вы относитесь к тому, что военные суды все-таки ликвидируют?

— Полная ликвидация военных судов была бы большой ошибкой. Если мне не изменяет память, военные суды были ликвидированы во Франции, однако, спустя некоторое время они были вновь созданы.

В прошлом году военными судами было рассмотрено более 30 тыс. дел. При их ликвидации такая нагрузка перенесется на уже перегруженные районные суды. В связи с этим качество рассмотрения дел значительно ухудшится.

Сокращать количество военных судов необходимо пропорционально уменьшению численности Вооруженных Сил. Но нельзя их ликвидировать полностью. Заблуждением является также то, что ликвидация военных судов ничего не будет стоить государству. Обеспечение социальных гарантий судьям и работникам судов в связи с их увольнением, создание в районных судах секретных частей, что повлечет увеличение штатной численности работников аппарата, создание библиотек нормативно-правовых актов потребует значительных дополнительных бюджетных ассигнований, что не учитывается нашими оппонентами.

— Чем же обусловливается необходимость ликвидации военных судов?

— Авторы такого предложения ссылаются на то, что существование военных судов противоречит Конституции Украины и практике Европейского Суда по правам человека. Также они утверждают, что военные судьи зависят от военного командования и рассматривают дела, не связанные с военной службой, такие как разводы военнослужащих и т.д. Могу заверить, что это мнение ошибочное.

Согласно статье 125 Конституции Украины, система судов общей юрисдикции, в состав которой входят и военные суды, строится на принципах территориальности и специализации. Следует отметить, что конституционный принцип территориальности не следует путать с понятием административно-территориального устройства. Поэтому расположение военных судов только в воинских гарнизонах не нарушает ничьих прав.

В июне 2003 года вопрос о деятельности и судопроизводстве военных судов европейских государств был предметом специального рассмотрения Постоянного комитета Совета Европы по правам человека. В принятом по итогам обсуждения меморандуме была проанализирована практика Европейского Суда по правам человека и сделан вывод, что наличие в государствах — участниках Конвенции военных судов само по себе не противоречит обязательствам этих государств. В частности, отмечено, что укомплектованный военнослужащими военный суд является «независимым и беспристрастным судом», если участвующим в рассмотрении дела судьям обес­печивается наличие гарантий против давления на суд извне, а судопроизводство осуществляется в одинаковом для всех судов порядке.

Все эти требования на Украине соблюдены. Военные суды входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Украины. Подбором и перемещением кадров для военных судов занимается Государственная судебная администрация, Совет судей Украины, Высший совет юстиции Украины; присвоение воинских званий осуществляется Президентом Украины по представлению Председателя Верховного Суда Украины; финансовое обеспечение работы судов проводится за счет средств, выделяемых отдельной строкой в Государственном бюджете. При осуществлении правосудия судьи руководствуются теми же процессуальными законами, что и судьи общей юрисдикции, судьи военных судов не могут привлекаться к исполнению других воинских обязанностей, кроме осуществ­ления правосудия. Какое-либо влияние командного состава Вооруженных Сил Украины на формирование военных ­судов и корпуса военных судей, на правосудие, в отличие от судебной системы США, Англии, недопустимо. Таким образом, есть основания утверждать, что военные суды являются независимыми и беспристрастными судами.

— Какова судьба судей ликвидированных военных судов?

— В прошлом году было ликвидировано 7 военных судов. Под сокращение попало около 30 судей, подавляющее большинство — молодые судьи. Часть из них ушли в отставку, часть — переведены на вакантные должности в другие военные суды, а более половины судей пришлось трудоустраивать в общих судах и увольнять с военной службы. Это болезненный процесс, влекущий за собой не только перемену привычного ритма жизни, но и специфики работы. Этих судей мы длительное время готовили для работы в военных судах. Для этого они должны были иметь офицерское звание и хорошее знание военной службы. Только при таких условиях они могут профессионально и качественно рассматривать уголовные дела и жалобы военнослужащих. Теперь же военным судьям, только начавшим свою судебную практику, предстоит переучиваться, так как в процессе работы им придется использовать такие нормы права, никогда не применявшиеся в работе военных судов (земельное, трудовое, семейное, наследственное право) и т.д.

— Насколько актуален вопрос уставных отношений для военных судей?

— Такой проблемы не было и нет. Никто не может указать судье, какое решение принять по конкретному уголовному или гражданскому делу. Аспект же соблюдения воинской дисциплины проявляется только в вопросах организационной деятельности суда. Причем требования воинской дисциплины ничем не отличаются от требований трудовой дисциплины, существующих в любом суде общей юрисдикции.

— Как вы считаете, ликвидация военных судов — уже решенный вопрос?

— Вопрос ликвидации судов еще не решен. Сейчас он рассматривается в Совете национальной безопасности и обороны Украины. Создана рабочая группа, которая будет обобщать всю информацию на данную тему. Но в настоящее время однозначного решения, будут ли полностью ликвидированы военные суды, — нет.

(Беседовала Марианна БОНДАРЕНКО, «Юридическая практика»)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Реформа военных судов: взгляд изнутри

Деловая практика

«Эксклюзивное» обеспечение

Законодательная практика

Сертификат облигации не друг

Комментарии и аналитика

Решение суда как образец для подражания

Неделя права

Новые назначения в ВАСУ

Комиссией стало больше

Медиация на практике

Что же случилось со счетами?

Районный суд «позеленел»

Реестр событий

«Семь пятниц» министра юстиции

«Криворожсталь»: лучше плохой мир, чем хорошая война

С песней шагаем в… суд! Пока районный

В Одессе появился Дворец

Репортаж

АЮУ: кто из новеньких?

Судебная практика

Обжалование неправомерного отказа в регистрации недвижимости

Только правда о земельных сервитутах

«Платиновая» лицензия для банков

Судебные решения

Высший хозяйственный суд Украины. Обзорное письмо от 6 мая 2005 года № 01-8/784

Налогообложение операций с давальческим сырьем в ВЭД

Установление порядка пользования земельным участком

Тема номера

Актуальные проблемы землепользования

Аренда земли: учимся не ошибаться

Трибуна

«Замораторенные» требования кредиторов

Частная практика

Спорное третейское правосудие

...а остальное все дребедень!

Юридический форум

Практика применения требует налоговых разъяснений

Інші новини

PRAVO.UA