Только правда о земельных сервитутах — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №23 (389) » Только правда о земельных сервитутах

Только правда о земельных сервитутах

Данная статья описывает некоторые разночтения и прямые несоответствия в законодательстве Украины, регулирующем установление и осуществление земельного сервитута.

Итак, часть 1 статьи 98 Земельного кодекса (ЗК) Украины определяет земельный сервитут как «право собственника или землепользователя земельного участка на ограниченное платное или бесплатное пользование чужим земельным участком (участками)». Часть 2 статьи 100 ЗК Украины гласит: «Земельный сервитут устанавливается по договоренности между собственниками соседних земельных участков на основании договора или по решению суда». Эта статья не согласована со статьями 98 и 99 ЗК Украины, где определено, что землепользователи также наделены правом требовать установления земельного сервитута. В то же время часть 2 статьи 402 Гражданского кодекса (ГК) Украины указывает на то, что «земельный сервитут может быть установлен договором между лицом, требующим его установления, и собственником (владельцем) земельного участка». Так кто же имеет право предоставить сервитут: собственник/владелец или исключительно собственник? Ситуацию усугубляет еще и норма, закрепленная частью 6 статьи 10 Закона Украины «О телекоммуникациях», согласно которой «лица, в соответствии с этим Законом, получившие лицензию на осуществление деятельности в сфере телекоммуникаций, имеют право требовать от собственников земельных участков или землепользователей установления сервитутов к категориям земель, определенных ЗК Украины, для прокладывания под землей телекоммуникационных сетей и/или устранения их повреждений».

Дело в том, что если рассматривать предоставление сервитута в качестве акта распоряжения, то очевидно, что на это уполномочен собственник земельного участка, поскольку только он наделен правом распоряжаться таковым. Арендаторы и лица, которым земля предоставлена в постоянное пользование, имеют право лишь пользоваться и владеть ею (статьи 92-93 ЗК Украины).

В Российской Федерации данная проблема не возникает, поскольку часть 1 статьи 23 ЗК РФ отсылает непосредственно к гражданскому законодательству: «Частный сервитут (в отличие от публичного, основанием для возникновения которого является правовой акт Российской Федерации, нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации или нормативно-правовой акт органа местного самоуправления) устанавливается в соответствии с гражданским законодательством». А Гражданский кодекс РФ однозначен: «Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество» (часть 3 статьи 274).

Также в нашем законодательстве остается открытым вопрос толкования термина «соседние земельные участки». Уже упомянутая часть 2 статьи 100 ЗК Украины говорит об установлении сервитута лишь между собственниками соседних земельных участков. В то же время часть 2 статьи 401 ГК Украины гласит: «Сервитут может принадлежать иному, конкретно определенному лицу (личный сервитут)».

Второй подход представляется более разумным и целесообразным. Рассмотрим ситуацию, когда необходимо установить сервитут для прокладывания и эксплуатации линий связи или трубопроводов. Данные сооружения, как правило, имеют значительную длину и проходят по многим земельным участкам, у каждого из которых свой собственник и/или землепользователь. В этой ситуации норму части 2 статьи 100 ЗК Украины stricto sensu выполнить попросту невозможно. Тут слово — за практикой применения данных статей. А вот она как раз конкретных ответов на поставленные вопросы пока не дает. Отсюда — и значительное количество споров.

Очевидно, что законодателю необходимо четко очертить объем прав, предоставляемых землепользователю, имеющему земельные участки на праве постоянного пользования.

Исчерпывающие ответы на поставленные в данной статье вопросы может дать лишь принятие Закона Украины «О сервитутах». Ряд подобных законопроектов существует, однако на скорое их рассмотрение парламентом надеяться, увы, не приходится.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Реформа военных судов: взгляд изнутри

Деловая практика

«Эксклюзивное» обеспечение

Законодательная практика

Сертификат облигации не друг

Комментарии и аналитика

Решение суда как образец для подражания

Неделя права

Новые назначения в ВАСУ

Комиссией стало больше

Медиация на практике

Что же случилось со счетами?

Районный суд «позеленел»

Реестр событий

«Семь пятниц» министра юстиции

«Криворожсталь»: лучше плохой мир, чем хорошая война

С песней шагаем в… суд! Пока районный

В Одессе появился Дворец

Репортаж

АЮУ: кто из новеньких?

Судебная практика

Обжалование неправомерного отказа в регистрации недвижимости

Только правда о земельных сервитутах

«Платиновая» лицензия для банков

Судебные решения

Высший хозяйственный суд Украины. Обзорное письмо от 6 мая 2005 года № 01-8/784

Налогообложение операций с давальческим сырьем в ВЭД

Установление порядка пользования земельным участком

Тема номера

Актуальные проблемы землепользования

Аренда земли: учимся не ошибаться

Трибуна

«Замораторенные» требования кредиторов

Частная практика

Спорное третейское правосудие

...а остальное все дребедень!

Юридический форум

Практика применения требует налоговых разъяснений

Інші новини

PRAVO.UA