Органы государственной таможенной службы иногда отказывают субъектам предпринимательской деятельности в таможенном оформлении товара (груза). При этом в большинстве случаев субъекты предпринимательской деятельности твердо уверены в своей правоте и считают, что именно таможенные органы нарушили законодательство.
Однако одной лишь уверенности субъекта предпринимательской деятельности в том, что органы государственной таможенной службы нарушили закон, для выигрыша дела в суде недостаточно. Ниже описан один случай, в котором одно предприятие, будучи уверено в своей правоте, тем не менее, проиграло судебный спор органам таможни.
В августе 2002 года это предприятие обратилось в Хозяйственный суд Херсонской области с иском к Херсонской таможне о признании недействительным талона отказа в таможенном оформлении. В исковом заявлении предприятие указывало, что Херсонская таможня безосновательно отказала в таможенном оформлении полиэтилена высокого давления по цене 100 долларов США.
Решением Хозяйственного суда Херсонской области, оставленным без изменения постановлением Одесского апелляционного хозяйственного суда, иск был удовлетворен: признан недействительным талон отказа в таможенном оформлении. Судебные акты мотивировались тем, что Херсонской таможней в установленном законом порядке не доказаны основания увеличения таможенной стоимости платежей за товар, поступивший в адрес предприятия по контракту, а потому талон отказа в таможенном оформлении выдан Херсонской таможней с превышением полномочий.
Херсонская таможня не согласилась с указанными решениями хозяйственных судов. В кассационной жалобе, с которой она обратилась в Высший хозяйственный суд Украины, таможня указывала, что предыдущими судебными инстанциями были нарушены статья 16 Закона Украины «О Едином таможенном тарифе» и пункт 6 Порядка определения таможенной стоимости товаров и других предметов в случае перемещения их через таможенную границу Украины (Порядок), утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 5 октября 1998 года № 1598 (этот порядок действовал на момент возникновения спорных правоотношений).
Высший хозяйственный суд Украины удовлетворил кассационную жалобу Херсонской таможни, а в удовлетворении исковых требований предприятия отказал, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 16 Закона Украины «О Едином таможенном тарифе» при явном несоответствии таможенной стоимости товаров и других предметов стоимости, определяющейся в соответствии с положениями указанной статьи, или в случае невозможности проверки ее исчисления таможенные органы Украины определяют таможенную стоимость последовательно на основе цены на идентичные товары и другие предметы, действующей в ведущих странах — экспортерах указанных товаров и других предметов.
Согласно пункту 3 Порядка, в случае, в частности, явного несоответствия заявленной таможенной стоимости товаров аналогичной стоимости, содержащейся в базе данных ценовой информации Гостаможслужбы, таможенная стоимость определяется на основании цен на идентичные товары, действующих в ведущих странах — экспортерах этих товаров, с учетом соответствующих требований. База данных ценовой информации Гостаможслужбы о ценах на идентичные и подобные товары в ведущих странах-экспортерах, в соответствии с пунктом 5 Порядка, формируется на основе данных таможенных документов, сведений из прайс-листов, каталогов торговых фирм и других справочников.
Пункт 6 Порядка указывает, что данные, касающиеся определения таможенной стоимости товаров, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
О занижении предприятием таможенной стоимости товаров, по мнению Высшего хозяйственного суда Украины, свидетельствуют ряд документов, в частности справка Херсонской торгово-промышленной палаты о стоимости полиэтилена высокого давления хорватских производителей. Согласно этой справке, стоимость указанного товара в январе 2002 года на условиях EXW составила 521,45 доллара США, а в июле 2002 года — 862,64 доллара США.
Таким образом, выдавая талон отказа в таможенном оформлении товаров предприятия, Херсонская таможня обоснованно реализовала предоставленное ей право определять таможенную стоимость товаров на основании цен на идентичные товары, действующие в ведущих странах-экспортерах, поскольку имело место явное несоответствие заявленной таможенной стоимости товаров таможенной стоимости товаров, содержащейся в базе данных ценовой информации Гостаможслужбы.
Сегодня на смену указанному Порядку пришел другой — Порядок декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 28 августа 2003 года № 1375, положения которого во многом аналогичны или близки положениям прежнего. Не стоит забывать и о том, что статья 16 Закона Украины «О Едином таможенном тарифе» продолжает действовать.
Следовательно, и сегодня, при наличии сомнений относительно сведений о заявленной таможенной стоимости товаров, таможенные органы имеют право определять таможенную стоимость товаров самостоятельно на основании цены на идентичные или подобные (аналогичные) товары в порядке, установленном законодательством.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…