Добровольные недействующие дружины — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №35 (349) » Добровольные недействующие дружины

Добровольные недействующие дружины

С обретением Украиной независимости постепенно утратили свое былое значение добровольные народные дружины (ДНД). Когда-то, во времена СССР, состоять в ДНД было престижно. Теперь же на улицах сложно встретить дружинника, и лишь изредка можно увидеть выцветшую вывеску с надписью «ДНД» или «Штаб общественных формирований по охране общественного порядка». Тем не менее эта область общественной жизни имеет свое законодательное урегулирование.

16 июня 1999 года Президент Украины подписал Указ «О дополнительных мерах относительно улучшения деятельности органов внутренних дел и общественных формирований по охране общественного порядка». Это была одна из первых попыток восстановить то, что уже успело разрушиться. Данным указом планировалось:

— восстановить работу общественных пунктов охраны порядка, решить вопрос о возвращении или выделении им помещений, обеспечить создание общественных пунктов охраны порядка там, где их нет;

— восстановить деятельность в микрорайонах городов, сельских населенных пунктах, на предприятиях, в учреждениях, при учебных заведениях добровольных народных дружин, отрядов содействия милиции, самозащиты, групп охраны общественного порядка и других формирований.

Спустя год был принят Закон Украины «Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы» (Закон). В соответствии с этим Законом граждане Украины имеют право создавать общественные объединения для участия в охране общественного порядка, содействия органам местного самоуправления, правоохранительным органам, органам исполнительной власти, а также должностным лицам в предотвращении административных правонарушений и преступлений, защите жизни и здоровья граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств, а также в спасении людей и имущества во время стихийного бедствия и других чрезвычайных обстоятельств.

Как создать общественное формирование по охране общественного порядка

Общественные формирования по охране общественного порядка (общественные формирования) могут создаваться на добровольных началах по месту работы, обучения или проживания граждан в составе не менее 10 лиц на основании общественной самодеятельности как сводные отряды общественных формирований, специализированные отряды (группы) содействия милиции, ассоциации общественных формирований и т.п. Такие формирования не имеют права заниматься предпринимательской или иной деятельностью с целью получения прибыли.

Решение о создании общественных формирований принимается на собраниях (конференциях) граждан. Действуют данные формирования на основе положений или уставов, согласованных с руководством соответствующего территориального органа внутренних дел (ОВД) и зарегистрированных в исполнительном органе соответствующего совета. После регистрации общественное формирование получает статус юридического лица.

В Законе определено, что членами общественных формирований могут быть граждане Украины, достигшие восемнадцатилетнего возраста, изъявившие желание принимать участие в укреплении правопорядка и способные по своим деловым и моральным качествам, состоянию здоровья исполнять на добровольных началах взятые на себя обязательства. Члены общественных формирований могут принимать участие в обеспечении правопорядка по месту регистрации этих объединений лишь после прохождения соответствующей правовой и специальной подготовки в ОВД и получения в органе местного самоуправления удостоверения члена общественного формирования и нарукавной повязки, образцы которых утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 20 декабря 2000 года.

В то же время членами общественных формирований не могут быть лица, нарушающие общественный порядок, у которых не снята или не погашена судимость, ранее осужденные за умышленные преступления, больные хроническим алкоголизмом и наркоманией, признанные в судебном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными.

Правовой статус общественных формирований

Основными задачами общественных формирований Закон называет:

— предоставление помощи ОВД в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, предотвращении правонарушений и преступлений;

— информирование ОВД о совершенных или готовящихся преступлениях, местах концентрации преступных группировок;

— содействие ОВД в выявлении и раскрытии преступлений, поиске лиц, их совершивших, защите интересов государства, предприятий, учреждений, организаций, граждан от преступных посягательств;

— участие в обеспечении безопасности дорожного движения;

— предоставление неотложной помощи лицам, потерпевшим от несчастных случаев или правонарушений, а также участие в спасении людей и имущества, поддержании общественного порядка в случае стихийного бедствия и других чрезвычайных обстоятельств.

Для выполнения этих задач общественные формирования и их члены имеют право:

— принимать участие в обеспечении охраны общественного порядка совместно с работниками милиции, а в сельской местности — самостоятельно путем исполнения конкретных поручений руководителя соответствующего ОВД;

— организовывать совместно с работниками милиции мероприятия по прекращению административных правонарушений и преступлений;

— представлять и защищать интересы своих членов в государственных органах и предприятиях, учреждениях, организациях, учебных заведениях;

— взаимодействовать с другими органами общественной самодеятельности, принимающими участие в мероприятиях, направленных на ведение профилактической работы с лицами, предрасположенными к совершению административных правонарушений и преступлений; предоставление помощи в борьбе с преступлениями в сфере экономики, налогового законодательства, а также пьянством, наркоманией, нарушениями правил торговли и в сфере благоустройства территории населенных пунктов; охрану природы и памятников истории и культуры; обеспечение безопасности дорожного движения;

— вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности предложения относительно предотвращения административных правонарушений и преступлений, возникновения причин и условий, содействующих их совершению;

— поддерживать связи с соответствующими общественными организациями других стран с целью обмена опытом работы.

Согласно Закону, координацию деятельности общественных формирований осуществляют местные государственные администрации и органы местного самоуправления, а повседневную (оперативную) деятельность таких формирований организовывают, направляют и контролируют ОВД.

Общественные формирования осуществляют свою деятельность под контролем ОВД путем общего с работниками ОВД патрулирования и выставления постов; участия в обеспечении охраны общественного порядка во время проведения массовых мероприятий; участия в мероприятиях ОВД, направленных на борьбу с отдельными видами правонарушений.

Предусматривает Закон и значительные гарантии для членов общественных формирований. Например, злостное неповиновение члену общественного формирования, а также его оскорбление и другие действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность согласно законодательству, в частности, административную и уголовную.

Почему не действуют общественные формирования?

Как видим, законодательная база деятельности формирований по охране общественного порядка есть, и, откровенно говоря, никаких проблем при создании и деятельности таких формирований просто быть не может, хотя бы потому, что практически все местные органы государственной власти и местного самоуправления обязаны им содействовать. Но почему тогда вечером по пути домой нам не встречаются бравые дружинники, охраняющие общественный порядок?

Несовершенство законодательства не дает возможности нормально обеспечивать общественный порядок органам внутренних дел, но даже и при совершенном законодательстве ОВД были бы не в силах самостоятельно его обеспечивать. Именно поэтому в свое время и существовали добровольные народные дружины, поскольку только при тесном взаимодействии государственных органов с общественностью можно вообще говорить о порядке как таковом.

Во времена Советского Союза добровольные народные дружины зарекомендовали себя исключительно с положительной стороны. При их непосредственном участии было раскрыто значительное количество преступлений, не говоря уже о профилактике преступлений, дать количественную характеристику которой просто невозможно. И, несомненно, они оказывали существенное влияние на снижение общего уровня преступности.

Может быть, наконец, стоит задуматься и предпринять конкретные шаги парламенту, правительству, да и всем гражданам Украины, с целью восстановления деятельности общественных формирований, а попросту говоря, добровольных народных дружин. С их возрождением на Украине станет спокойнее… каждому.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Чужие среди своих, свои среди чужих

Господа кредиторы, по реестру становись!

Государственная практика

Добровольные недействующие дружины

Деловая практика

Регистрация торговых марок на имя дистрибьюторов

Жизнь замечательных людей

Генерал-лейтенант от юриспруденции

Законодательная практика

Фонд госимущества Украины в роли арендодателя

Комментарии и аналитика

Проблемы строительной «самоволки»

Компенсация ущерба, причиненного преступлением

Неделя права

В России вводится институт присяжных

Дефицит юристов приводит к нарушению прав граждан

Дело НСПУ направлено на новое рассмотрение

О реестре запретов отчуждения объектов недвижимости

«Алкотрейд» vs «Оболонь»?

Судебная практика

Единый налог: платим меньше?

Стоимость товара определит таможня

Нефть с признаками индивидуализации?

Судебные решения

Услуги по ремонту военных кораблей иностранных государств - за пределами территории Украины

Датой импорта является не дата оформления ГТД, а дата пересечения границы

Право, подлежащее применению при рассмотрении споров о причинении ущерба

Определение оснований для возвращения излишне взысканной таможенной пошлины

Тема номера

...подразумеваем «налоговый закон»?

Перспективы Таможенного кодекса

Трибуна

Какой быть украинской адвокатуре

Частная практика

Как много значат слова

Юридический форум

Мифы и реальность юридического образования

корпоративный конфликт

МФС: практика противостояния

Інші новини

PRAVO.UA