С обретением Украиной независимости постепенно утратили свое былое значение добровольные народные дружины (ДНД). Когда-то, во времена СССР, состоять в ДНД было престижно. Теперь же на улицах сложно встретить дружинника, и лишь изредка можно увидеть выцветшую вывеску с надписью «ДНД» или «Штаб общественных формирований по охране общественного порядка». Тем не менее эта область общественной жизни имеет свое законодательное урегулирование.
16 июня 1999 года Президент Украины подписал Указ «О дополнительных мерах относительно улучшения деятельности органов внутренних дел и общественных формирований по охране общественного порядка». Это была одна из первых попыток восстановить то, что уже успело разрушиться. Данным указом планировалось:
— восстановить работу общественных пунктов охраны порядка, решить вопрос о возвращении или выделении им помещений, обеспечить создание общественных пунктов охраны порядка там, где их нет;
— восстановить деятельность в микрорайонах городов, сельских населенных пунктах, на предприятиях, в учреждениях, при учебных заведениях добровольных народных дружин, отрядов содействия милиции, самозащиты, групп охраны общественного порядка и других формирований.
Спустя год был принят Закон Украины «Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы» (Закон). В соответствии с этим Законом граждане Украины имеют право создавать общественные объединения для участия в охране общественного порядка, содействия органам местного самоуправления, правоохранительным органам, органам исполнительной власти, а также должностным лицам в предотвращении административных правонарушений и преступлений, защите жизни и здоровья граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств, а также в спасении людей и имущества во время стихийного бедствия и других чрезвычайных обстоятельств.
Общественные формирования по охране общественного порядка (общественные формирования) могут создаваться на добровольных началах по месту работы, обучения или проживания граждан в составе не менее 10 лиц на основании общественной самодеятельности как сводные отряды общественных формирований, специализированные отряды (группы) содействия милиции, ассоциации общественных формирований и т.п. Такие формирования не имеют права заниматься предпринимательской или иной деятельностью с целью получения прибыли.
Решение о создании общественных формирований принимается на собраниях (конференциях) граждан. Действуют данные формирования на основе положений или уставов, согласованных с руководством соответствующего территориального органа внутренних дел (ОВД) и зарегистрированных в исполнительном органе соответствующего совета. После регистрации общественное формирование получает статус юридического лица.
В Законе определено, что членами общественных формирований могут быть граждане Украины, достигшие восемнадцатилетнего возраста, изъявившие желание принимать участие в укреплении правопорядка и способные по своим деловым и моральным качествам, состоянию здоровья исполнять на добровольных началах взятые на себя обязательства. Члены общественных формирований могут принимать участие в обеспечении правопорядка по месту регистрации этих объединений лишь после прохождения соответствующей правовой и специальной подготовки в ОВД и получения в органе местного самоуправления удостоверения члена общественного формирования и нарукавной повязки, образцы которых утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 20 декабря 2000 года.
В то же время членами общественных формирований не могут быть лица, нарушающие общественный порядок, у которых не снята или не погашена судимость, ранее осужденные за умышленные преступления, больные хроническим алкоголизмом и наркоманией, признанные в судебном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными.
Основными задачами общественных формирований Закон называет:
— предоставление помощи ОВД в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, предотвращении правонарушений и преступлений;
— информирование ОВД о совершенных или готовящихся преступлениях, местах концентрации преступных группировок;
— содействие ОВД в выявлении и раскрытии преступлений, поиске лиц, их совершивших, защите интересов государства, предприятий, учреждений, организаций, граждан от преступных посягательств;
— участие в обеспечении безопасности дорожного движения;
— предоставление неотложной помощи лицам, потерпевшим от несчастных случаев или правонарушений, а также участие в спасении людей и имущества, поддержании общественного порядка в случае стихийного бедствия и других чрезвычайных обстоятельств.
Для выполнения этих задач общественные формирования и их члены имеют право:
— принимать участие в обеспечении охраны общественного порядка совместно с работниками милиции, а в сельской местности — самостоятельно путем исполнения конкретных поручений руководителя соответствующего ОВД;
— организовывать совместно с работниками милиции мероприятия по прекращению административных правонарушений и преступлений;
— представлять и защищать интересы своих членов в государственных органах и предприятиях, учреждениях, организациях, учебных заведениях;
— взаимодействовать с другими органами общественной самодеятельности, принимающими участие в мероприятиях, направленных на ведение профилактической работы с лицами, предрасположенными к совершению административных правонарушений и преступлений; предоставление помощи в борьбе с преступлениями в сфере экономики, налогового законодательства, а также пьянством, наркоманией, нарушениями правил торговли и в сфере благоустройства территории населенных пунктов; охрану природы и памятников истории и культуры; обеспечение безопасности дорожного движения;
— вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности предложения относительно предотвращения административных правонарушений и преступлений, возникновения причин и условий, содействующих их совершению;
— поддерживать связи с соответствующими общественными организациями других стран с целью обмена опытом работы.
Согласно Закону, координацию деятельности общественных формирований осуществляют местные государственные администрации и органы местного самоуправления, а повседневную (оперативную) деятельность таких формирований организовывают, направляют и контролируют ОВД.
Общественные формирования осуществляют свою деятельность под контролем ОВД путем общего с работниками ОВД патрулирования и выставления постов; участия в обеспечении охраны общественного порядка во время проведения массовых мероприятий; участия в мероприятиях ОВД, направленных на борьбу с отдельными видами правонарушений.
Предусматривает Закон и значительные гарантии для членов общественных формирований. Например, злостное неповиновение члену общественного формирования, а также его оскорбление и другие действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность согласно законодательству, в частности, административную и уголовную.
Как видим, законодательная база деятельности формирований по охране общественного порядка есть, и, откровенно говоря, никаких проблем при создании и деятельности таких формирований просто быть не может, хотя бы потому, что практически все местные органы государственной власти и местного самоуправления обязаны им содействовать. Но почему тогда вечером по пути домой нам не встречаются бравые дружинники, охраняющие общественный порядок?
Несовершенство законодательства не дает возможности нормально обеспечивать общественный порядок органам внутренних дел, но даже и при совершенном законодательстве ОВД были бы не в силах самостоятельно его обеспечивать. Именно поэтому в свое время и существовали добровольные народные дружины, поскольку только при тесном взаимодействии государственных органов с общественностью можно вообще говорить о порядке как таковом.
Во времена Советского Союза добровольные народные дружины зарекомендовали себя исключительно с положительной стороны. При их непосредственном участии было раскрыто значительное количество преступлений, не говоря уже о профилактике преступлений, дать количественную характеристику которой просто невозможно. И, несомненно, они оказывали существенное влияние на снижение общего уровня преступности.
Может быть, наконец, стоит задуматься и предпринять конкретные шаги парламенту, правительству, да и всем гражданам Украины, с целью восстановления деятельности общественных формирований, а попросту говоря, добровольных народных дружин. С их возрождением на Украине станет спокойнее… каждому.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…