Заняться буллингом — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №11 » Заняться буллингом

Заняться буллингом

Чтобы все участники образовательного процесса понимали, как предотвратить буллинг и противостоять ему, необходимо проводить различные обучающие мероприятия для детей, их родителей и педагогов

Недавно СМИ и социальные сети всколыхнуло судебное решение Бориспольского горрайонного суда Киевской области, который впервые в истории Украины высказал правовую позицию по делу о буллинге (постановление Бориспольского горрайонного суда Киевской области отфевраля 2019 года по делу  359/933/19). В данном случае речь шла о насилии несовершеннолетнего над другим несовершеннолетним, выразившемся в опубликовании непристойных фотографий в Instagram.

Возникшие дискуссии показали, что буллинг, как правило, воспринимается общественностью исключительно как агрессия одного ребенка или группы детей относительно другого ребенка, сопровождающаяся физическим или психологическим насилием, иначе говоря, школьные или подростковые конфликты с одноклассниками, сверстниками и т.д. Действительно, случаи детского насилия являются наиболее осуждаемыми и освещаемыми в прессе, в первую очередь в связи с тем, что дети, не всегда в полной мере понимая значение и осознавая последствия своих действий, способны причинить тяжелые физические и психологические травмы жертве насилия. Однако сторонами буллинга могут выступать не только дети.

Буллинг в теории

Основными нормативноправовыми актами, регулирующими вопросы противодействия буллингу, являются Конституция Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП), Законы Украины «Об образовании», «О дошкольном образовании», «Об общем среднем образовании», «О внешкольном образовании», «О профессиональнотехничническом образовании», «О высшем образовании».

Наиболее полно и последовательно вопросы, связанные с буллингом, раскрыты в Законе Украины «Об образовании» (Закон  2145-VIII).

Так, в соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 1 Закона  2145-VIII буллинг — деяния (действия или бездействие) участников образовательного процесса, которые заключаются в психологическом, физическом, экономическом, сексуальном насилии, в том числе с применением средств электронных коммуникаций, совершаемые относительно малолетнего или несовершеннолетнего лица и/или таким лицом относительно других участников образовательного процесса, вследствие чего может быть причинен вред психологическому или физическому здоровью потерпевшего.

Участниками образовательного процесса, в соответствии со статьей 52 Закона  2145-VIII, являются лица, получающие образование, педагогические, научнопедагогические и научные работники, родители лиц, получающих образование, физические лица, осуществляющие образовательную деятельность, другие лица, указанные в специальных законах и привлеченные к образовательному процессу.

Одним из типичных признаков буллинга является наличие сторон — это обидчик (буллер), потерпевший (жертва буллинга), наблюдатель (при наличии).

К типичным признакам буллинга также относятся следующие: систематичность (повторяемость) деяния, действия или бездействие обидчика, вследствие чего возникает причинение психологического и/или физического вреда, унижение, страх, тревога, подчинение потерпевшего интересам обидчика и/или возникновение социальной изоляции потерпевшего.

Буллинг на практике

Практическое изучение вопроса показывает, что, несмотря на достаточно широкий перечень лиц, указанных в статье 52 Закона  2145-VIII, чаще всего буллерами выступают малолетние/несовершеннолетние лица, педагогические работники и сотрудники учреждений образования. В складывающейся десятилетиями системе образования большинство случаев буллинга со стороны воспитателей, учителей и других работников учреждений образования считались обычным «воспитательным» процессом, который стал частью современной системы благодаря поощрению, молчаливому согласию или равнодушию родителей жертв буллинга. К сожалению, результатом такого воспитания могла оказаться психологическая травма.

Законодательное закрепление понятия буллинга — одна из составляющих практической реализации положений инклюзивного образования, под которым понимается система образовательных услуг, гарантированных государством, базирующаяся на принципах недискриминации, учета разносторонности человека, эффективного привлечения и включения в образовательный процесс всех его участников.

Ответственность за буллинг предусмотрена статьей 1734 КУоАП в виде наложения штрафа, общественных работ или исправительных работ с отчислением от заработка. Необходимо обратить внимание на то, что под буллингом в КУоАП понимаются деяния участников образовательного процесса, заключающиеся в психологическом, физическом, экономическом, сексуальном насилии, в том числе с применением средств электронных коммуникаций, совершаемые относительно малолетнего или несовершеннолетнего лица или таким лицом относительно других участников образовательного процесса, вследствие чего мог быть или был причинен вред психическому или физическому здоровью потерпевшего. При этом, в отличие от Уголовного кодекса Украины, статьей 11 которого прямо определено, что деяние может выражаться в виде действия или бездействия, КУоАП Украины не дает понятия деяния, что, если учитывать положения части 1 статьи 9 КУоАП Украины, может, при определенных обстоятельствах, дать возможность участнику образовательного процесса избежать ответственности за деяния, на которые распространяется понятие «буллинг» в соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 1 Закона  2145-VIII, но которые выражены в форме бездействия.

Предотвратить буллинг

Таким образом, чтобы проявления издевательств в образовательных учреждениях перестали носить системный характер и прекратились вообще, а все участники образовательного процесса понимали, как предотвратить буллинг и противостоять ему, необходимо проводить различные обучающие мероприятия — в первую очередь для детей, их родителей и педагогов. Для максимально полной защиты прав жертв буллинга также необходимо усовершенствовать положения части 1 статьи 1734 КУоАП Украины.

СЕМЕНОВА Марина научный сотрудник отдела общих проблем функционирования и реализации инновационной политики НИИ правового обеспечения инновационного развития НАПрН Украины, управляющий партнер ЧП «Юридическая фирма «Семенова и Партнеры», гХарьков

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA