Фармацевтический рынок Украины — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Новая фармация

Рубрика Тема номера
Важнейшим фактором построения эффективной системы 
обеспечения качества лекарственных средств на уровне государства является нормативное регулирование различных аспектов 
ее создания и функционирования

Фармацевтическая отрасль — один из самых быстрорастущих и высокодоходных секторов мировой экономики. Ее развитие имеет стратегически важное значение для нашей страны, поскольку она является одним из элементов обеспечения национальной безопасности и производителем продукции высокой социальной значимостиПо данным рейтингового агентства «КредитРейтинг», фармацевтический рынок Украины сегодня второй по объему среди стран СНГ (после России). Его структура продаж состоит в основном из готовых лекарственных средств (84 % от общего объема продаж в 2017 году), изделий медицинского назначения, косметики и диетических добавок.

Характерной особенностью фармацевтического рынка Украины является высокая зависимость от импортных поставок сырья и материалов, что влияет как на структуру себестоимости, так и на уровень отпускных цен.

Следует отметить, что на украинском рынке в натуральном выражении преобладают препараты отечественных фармпроизводителей. Сырье и материалы представлены преимущественно вспомогательными веществами. Большая часть готовых лекарственных средств украинского производителя находятся в низком и среднем ценовом сегменте. Поэтому неудивительно, что по финансовым показателям пальма первенства принадлежит импортным препаратам.

Вопрос структурирования

Фармацевтическая отрасль Украины включает в себя производство лекарственных средств и изделий медицинского назначения, специализированное хранение и распределение (дистрибуцию) с помощью отлаженной сети сбыта, оптовую и розничную торговлю.

Главным органом в системе центральных органов исполнительной власти, осуществляющим нормативноправовое и техническое регулирование в сфере создания, стандартизации, производства, контроля качества и реализации лекарственных средств, является Министерство здравоохранения (Минздрав) Украины. Его деятельность направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.

Также к компетентным органам относятся:

Государственный экспертный центр (ГЭЦ) Министерства здравоохранения Украины, который выполняет экспертизу регистрационных материалов (досье) на лекарственные средства во время процедуры регистрации, осуществляет надзор за безопасностью лекарственных средств (фармаконадзор);

Государственная служба Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками (Гослекслужба), которая реализует государственную политику по контролю качества лекарственных средств и медицинских изделий, проводит работу по подтверждению (сертификации) соответствия производителей лекарственных средств требованиям правил Надлежащей производственной практики (GMP — Good Manufacturing Practice).

Все взаимодействия, возникающие в сфере обращения лекарственных средств, подлежат государственному регулированию. Оно осуществляется путем применения определенных административноправовых средств, в частности:

государственной регистрации лекарственных средств;

лицензирования деятельности в сфере обращения лекарственных средств;

аттестации и сертификации специалистов, занятых в сфере обращения лекарственных средств;

государственного контроля производства, изготовления, качества, эффективности, безопасности лекарственных средств.

Производственная документация

Порядок изготовления, применения и обращения лекарственных средств на территории Украины регламентируется Законом Украины «О лекарственных средствах» отапреля 1996 года. Регулирование в сфере обеспечения качества лекарственных средств осуществляется с помощью 175 нормативных документов, принятых Кабинетом Министров Украины и Министерством здравоохранения Украины, в числе которых особое место занимает комплекс из 28 стандартов и инструкций, регламентирующих деятельность на этапах фармацевтической разработки, доклинических и клинических исследований, производства, дистрибуции и хранения лекарственных средств. Основные требования к лекарственным средствам, фармакопейные статьи, а также методики контроля качества лекарственных средств зафиксированы в Государственной фармакопее Украины.

Следует отметить, что все лекарственные средства должны производиться в соответствии с GMP. Это правила, которые устанавливают требования к организации производства и контроля качества лекарственных средств для медицинского и ветеринарного применения. Они были разработаны в 60-х годах прошлого века как один из элементов комплекса системы повышения безопасности лекарственных средств.

Производство лекарственных средств в Украине осуществляется физическими или юридическими лицами на основании лицензии, выдаваемой в порядке, установленном законодательством. В приложении к лицензии обязательно указывается перечень форм лекарственных средств, разрешенных к производству лицензиатом, а также особые условия осуществления деятельности.

Основанием для выдачи лицензии на производство лекарственных средств является наличие у производителя соответствующей материальнотехнической базы, квалифицированного персонала (или квалификации у отдельного гражданина в случае индивидуального производства), а также условий по контролю за качеством производимых лекарственных средств.

Пропуск на рынок

Любые лекарственные средства разрешается применять на территории Украины только после их государственной регистрации и внесения в Государственный реестр лекарственных средств Украины. Эти процедуры находятся в ведении Министерства здравоохранения Украины и уполномоченных им органов. Необходимость регистрации заключается в том, что, согласно статье 54 Закона Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» в лечебной деятельности могут применяться только такие лекарственные средства и иммунобиологические препараты, которые разрешены для применения Министерством здравоохранения Украины.

В зависимости от типа лекарственного средства, показаний к применению, статуса на рынке и других характеристик используются различные типы заявок и различные сроки экспертизы. Отметим, что Украина придерживается процедуры гармонизации законодательства с нормами ЕС, однако имеет собственное независимое законодательство и процедуру экспертизы. Регистрация начинается с момента подачи заявки в «единое окно» Минздрава Украины и завершается подписанием им приказа и получением бумажного оригинала регистрационного свидетельства.

С момента подачи заявки и компетентные органы, и заявитель регистрации должны соблюдать жесткие временные рамки при совершении тех или иных действий. Если заявителем не выполнено конкретное действие, или необходимые документы поданы не в полном объеме, или неправильно заполнена документация, процедура регистрации отменяется, причем без возвращения уплаченных средств.

На зарегистрированный лекарственный препарат заявителю выдается удостоверение, в котором указывается срок, в течение которого лекарственное средство разрешается к применению в Украине. Препарат может применяться в Украине в течение пяти лет со дня его государственной регистрации, однако по решению регистрационного органа этот срок может быть сокращен.

В случае выявления неизвестных ранее побочных действий лекарственного средства Гослекслужба вправе принять решение о полном или временном запрете на его применение. После окончания срока, в течение которого было разрешено применение лекарственного средства в Украине, его дальнейшее применение возможно при условии перерегистрации. После перерегистрации срок применения в Украине лекарственного средства не ограничивается.

О контроле качества и безопасности

Законодательство о регистрации лекарственных средств также связано с требованиями относительно управления безопасностью и качеством лекарственных средств. Так, для получения и поддержания действия регистрационного удостоверения на готовое лекарственное средство заявителю необходимо (1) провести государственную регистрацию путем подачи заявки в Минздрав Украины и экспертизы материалов регистрационного досье в ГЭЦ, (2) создать и поддерживать систему фармаконадзора на территории Украины, (4) подтвердить или сертифицировать соответствие производства требованиям GMP, (5) провести регистрацию макетов первичной и вторичной упаковки в Единой автоматизированной информационной системе (ЕАИС) Гослекслужбы Украины.

Следует отметить, что фармацевтическая отрасль Украины сегодня находится в удовлетворительном состоянии, но требует разработки стратегии дальнейшего развития на период 2020—2030 годов. Правовое регулирование производства и применения лекарственных средств является одним из перспективных направлений. А важнейшим фактором построения эффективной системы обеспечения качества лекарственных средств на уровне государства становится нормативное регулирование различных аспектов ее создания и функционирования с помощью нормативноправовых актов и нормативных документов, гармонизированных с европейским и международным законодательством.

БЕЛЕЙ Елизавета юрист ЮФ «Антика», гКиев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA