Связать штраф — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Связать штраф

Перспектива обжалования налоговых обязательств и штрафов, доначисленных по результатам проверок, 
будет зависеть от качества оформления правоотношений между провайдером и клиентом

В 2017 году правоохранительные органы выявили, по их мнению, схему уклонения от уплаты налогов путем заключения договоров «аренды» персонала (аутстаффинг). В 2018 году одно из дел коснулось крупного провайдера и его клиентов — международных компаний. Но, несмотря на отсутствие широкой огласки в СМИ, в 2019 году правоохранительные органы продолжают расследовать эти «схемы».

Откуда ноги растут?

Летом 2018 года бизнес всколыхнула новость о «деле на миллиард». Коротко о сути: несколько ведущих аутстаффинговых компаний и их клиентов (крупные международные компании) обвинялись в создании схемы по предоставлению фиктивных услуг с целью незаконного выведения денежных средств за границу и уклонения от уплаты налогов.

Деньги были перечислены за услуги предоставления персонала (именно такое определение содержится в Налоговом кодексе Украины). Однако, по версии пытливых умов отдельных представителей органов прокуратуры и Службы Безопасности Украины (СБУ), в действительности компании сами подбирали сотрудников и трудоустраивали их. Эти отношения оформлены как услуги только с целью уклонения от уплаты налогов.

Сумма «неуплаченных налогов» достигала почти миллиарда гривен. Следователи обосновывали такую сумму «экспертным исследованием» некого ООО «И».

Услугами данной компании пользуются практически все правоохранительные органы: от налоговой милиции до Национального антикоррупционного бюро Украины. Я видел уже несколько заключений в разных кейсах. Сотрудники (специалистыэксперты) данного центра в своих заключениях приходят к однозначным выводам о совершении преступления без анализа какихлибо доказательств. А в ответ на запрос адвоката о предоставлении пояснений и документов отвечают: «Экспертное исследование является личным мнением экспертаэксперт не несет уголовной ответственности за свои выводы». То есть, надеясь на безнаказанность, пишут, мягко говоря, неправду.

Конечно, подозрение, а тем более обвинительный акт никому не вручены. Но в определениях суда о временном доступе к документам и документах следователей все описано как доказанный факт.

В феврале Офис бизнесомбудсмена сообщил о прекращении давления на провайдера услуг, который участвует в «деле на миллиард» и закрытии кейса.

Однако некоторые правоохранители не перестали копать дальше.

Что происходит сейчас?

К сожалению, отдельные сотрудники правоохранительных органов не всегда владеют минимальными знаниями об обычных бизнеспрактиках и построении бизнеспроцессов. Поэтому любые услуги на сумму несколько сотен тысяч, а тем более миллионов гривен вызывают повышенный интерес и желание назвать их фиктивными.

И, как часто бывает, когда некоторые правоохранители находят какуюлибо «схему», они начинают ее «отрабатывать» везде, где возможно. И уже без «лишней» публичности получают временные доступы к документам других провайдеров (один из последнихопределением Печерского районного суда гКиева от 21 декабря 2018 года по делу  757/62309/18-к).

Это свидетельствует о том, что указанные представители правоохранительных органов не собираются останавливаться в «отработке» выявленной, по их мнению, схемы.

Какие риски возникают

Благодаря повышенному интересу отдельных представителей правоохранительных органов (в данном случае прокуратуры и СБУ) к аутстаффингу как у провайдеров, так и у их клиентов возникают существенные риски.

Первый и наиболее чувствительный — участие в уголовном производстве.

В отношении всех участников «схемы», то есть провайдеров, их клиентов и сотрудников компаний, могут проводиться следственные действия (временный доступ к документам, допросы и, маловероятно, но возможно, обыски).

Несмотря на законность предоставления услуг, во время следственных действий как минимум необходимо объяснить суть операций следователю, предоставить значительные объемы документов. И ключевое — доказывать, что сотрудники, которые предоставлены провайдером по договору, не являются сотрудниками компании.

С точки зрения некоторых следователей, предоставленный персоналэто фактически сотрудники компанииклиента, не оформленные с целью уклонения от уплаты налогов.

Второй — ответственность за нарушение трудового законодательства.

При проведении плановой/внеплановой проверки Государственной инспекцией Украины по вопросам труда к компании может быть применен штраф в размере 125 190 грн за каждого неоформленного сотрудника.

При этом частой практикой является скрытое или прямое давление на инспекторов со стороны отдельных представителей органов прокуратуры и следователей (вплоть до вызова на допросы по сути проверки и разъяснения «существующих нарушений» для отображения в акте).

Дополнительно к руководителю компании может быть применен административный штраф в размере 17 000 грн за допуск сотрудника к работе без заключения трудового договора.

Конечно, при надлежащем оформлении и правильной процессуальной стратегии по результатам судебного процесса можно отменить все доначисления. Верховный Суд признает возможность использования аутстаффинга (например, постановление от 19 июня 2018 года  826/7704/16). Многое также будет зависеть от пояснений сотрудников, которые работали по договорам «аренды» персонала. Исходя из практики, можно говорить о том, что нередко такие сотрудники идентифицируют себя как персонал компанииклиента, а не компаниипровайдера, что подтверждает версию указанных правоохранительных и контролирующих органов о фактическом трудоустройстве без оформления трудового договора.

Третий — доначисление налоговых обязательств и финансовых санкций.

В связи с признанием всех операций между провайдером и клиентом фиктивными, а отношений с «аутстаффинговым» сотрудником — трудовыми клиенту могут быть доначислены налоговые обязательства и штрафы по (1) налогу на прибыль, исходя из размера затрат на приобретение услуг, (2) налогу на добавленную стоимость — в размере сформированного по результату таких операций налогового кредита, (3) налога на доходы физических лиц, военного сбора и единого социального взноса, исходя из минимальной заработной платы или размера заработной платы сотрудников компании на этой же должности.

Перспектива обжалования доначисления, как и в случае со штрафом Государственной службы Украины по вопросам труда, будет зависеть от качества оформления правоотношений между провайдером и клиентом.

Что делать?

Конечно, отказываться от услуг аутстаффинга не нужно. Это законный и эффективный инструмент для работы с персоналом. Однако необходимо придерживаться нескольких действий для минимизации рисков.

В первую очередь разграничивать наемных сотрудников и предоставленных по договору аутстаффинга — как в документации компании, так и фактически. Предоставленные сотрудники не должны идентифицировать себя «сотрудниками компании».

Вовторых, необходимо тщательно подходить к заключению договора и его условиям. В частности, по договору аутстаффинга необходимо получать не конкретных сотрудников (Ф.И.О.), а специалистов, которые соответствуют определенным требованиям.

Это не убережет от пристального внимания отдельных представителей правоохранительных органов, но поможет избежать существенных финансовых и других рисков при общении с ними.

ШКАРОВСКИЙ Денис советник ЮК VB PARTNERS, гКиев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA