Проводимая правительством реформа системы здравоохранения, к сожалению, не затрагивает процесса доступа в этот бизнес. Процедура лицензирования должна обеспечивать качество и безопасность медицинской помощи, но…
Законом Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» (Закон о лицензировании) предусмотрено, что лицензирование применяется только к такой деятельности, которая может представлять угрозу, в том числе жизни и здоровью физических лиц. Другими словами, лицензирование — это способ государственного регулирования и контроля, который применяется с целью устранения угрозы нарушения прав и законных интересов людей, в частности прав на жизнь и здоровье. Идея, надо признать, правильная и логичная. Однако ее реализация, как это часто бывает, сильно отличается от первоначального замысла.
Порядок лицензирования медицинской практики установлен Лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины № 285 от 2 марта 2016 года (Лицензионные условия). Согласно данному документу для получения лицензии лицензиат подает в Министерство здравоохранения (Минздрав) Украины заявление, опись, сведения о состоянии материально–технической базы и наличии персонала с указанием его образовательного и квалификационного уровня, а также акт санитарно–эпидемиологического обследования помещений. С марта 2018 года для получения лицензии на первичную медицинскую помощь данный акт не нужен.
На первый взгляд просто и понятно.
Статус не определен
Для начала давайте разберемся с актом санитарно–эпидемиологического обследования. Он составляется по форме № 315/о, утвержден приказом Минздрава Украины № 160 от 11 июля 2000 года. При этом инструкция о его заполнении, как и описание порядка его выдачи в целях лицензирования, не утверждена. И что именно в него вписывать, кроме как информацию из бланка, не ясно. Но и в самом бланке есть только общие фразы — название объекта обследования и что установлено в результате такого обследования. Остальные графы особой смысловой нагрузки не несут.
Таким образом, сотрудники управлений санитарного надзора Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Госпродпотребслужбы) теоретически могут вписать в него абсолютно что угодно: от короткой фразы «соответствует санитарным нормам» до очень детального описания объекта.
На практике же в этом акте описываются общая характеристика здания, состав и площадь помещений, их отделка, наличие инженерных коммуникаций, освещения. Иногда встречается упоминание о наличии медицинского оборудования, но без деталей. Изредка — о персонале. Но описание персонала, как правило, ограничивается численностью и оговоркой о наличии медицинского образования. Также в акт вносятся данные о проведенных лабораторных исследованиях (микроклимат, инсоляция, проба воды). Но все же 90 процентов акта — это описание лицензиата и его помещения.
И это единственная «проверка», которую надо пройти для получения лицензии. И кавычки в данном случае неспроста. Это обследование не считается проверкой, а акт по форме № 315/о не считается актом проверки и не регулируется Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Он также не считается разрешительным документом.
Дьявол кроется в деталях
Вторым неоднозначным документом, на основании которого орган лицензирования должен принимать решение о безопасности будущей медицинской помощи и ее соответствии минимальным требованиям, является ведомость о состоянии материально–технической базы и наличии персонала с указанием его образовательного и квалификационного уровня. Условно этот документ можно разделить на три раздела: общая информация о лицензиате, описание помещений и оборудования, описание персонала.
Заполнение этой ведомости — достаточно нудная и кропотливая работа, часть которой, кажется, лишена какого–либо смысла, но требуется законодателем.
При описании помещения необходимо указать название помещения (например, кабинет врача–хирурга), его площадь и врачебные специальности, которые видны из его названия и по которым будет оказываться медицинская помощь в этом кабинете, а также подразделение, где оно расположено. Отдельным вопросом является понятие «подразделение» в понимании Лицензионных условий. Кроме перечисленного выше необходимо указать точный график работы (время и дни) кабинета, перечень медицинского оборудования и инструментария с указанием полного названия модели и производителя, их количества, а также технического состояния и года выпуска. При этом перечень оборудования должен соответствовать примерным табелям оснащения соответствующих кабинетов.
Здесь кроется несколько проблем. Во–первых, эти табели оснащения кабинетов крайне устарели и содержат избыточное количество и номенклатуру медицинских изделий, часть из которых уже не применяются в современной медицинской практике. Во–вторых, такое детальное описание графика работы кабинета и его оснащения лишено юридического смысла, поскольку никак не помогает достичь целей лицензирования. Более того, если физическое лицо — предприниматель или небольшое учреждение здравоохранения еще в состоянии перечислить все свои медицинские инструменты, то крупным медицинским учреждениям зачастую это просто не под силу. В–третьих, чтобы соответствовать примерным табелям оснащения, бизнесу необходимо потратить средства, иногда значительные, на оборудование и инструменты, которые и вовсе не будут использоваться на практике.
При этом в акте санитарно–эпидемиологического обследования такое оборудование или инструменты не указываются. Поэтому добросовестное заполнение этой части ведомостей остается на совести лицензиатов и на практике никак не влияет на безопасность и качество медицинской помощи.
Такая же ситуация и с указанием информации о поверках измерительного медицинского оборудования, ведь указание даты поверки в ведомости никак не влияет на соблюдение лицензиатом требований о ее периодическом проведении.
С условной третьей частью ведомостей в целом аналогичная ситуация. Если требование описывать весь медицинский персонал, вплоть до санитарок, вызывает вопросы, то необходимость указывать характер трудоустройства каждого из них (основное место работы или по совместительству) вообще является, по сути, бесполезным способом «контроля» со стороны государства.
Минздрав Украины сегодня не имеет единого реестра выданных или действующих сертификатов и свидетельств врачей или младшего медицинского персонала. Поэтому лицензионная комиссия Минздрава Украины не может проверить подлинность информации о персонале, а в акте санитарно–эпидемиологического обследования она не указывается.
Самое время напомнить, что, согласно принципам Закона о лицензировании, требования лицензионных условий должны быть однозначными и не допускать их субъективного применения, а также не должны содержать лишних административных процедур.
Таким образом, большая часть информации, содержащейся в ведомостях, вносится лицензиатом самостоятельно и без контроля со стороны государства. А проверка подлинности информации, ее соответствия реальному положению при рассмотрении документов не предусмотрена, целиком и полностью зависит от добросовестности лицензиата. С другой стороны, в некоторых случаях выполнить требования ведомостей об указании различных мелочей невозможно.
Нужна периодичность
Позволю себе напомнить, что в соответствии с частью 2 статьи 15 Закона о лицензировании лицензиат обязан уведомить орган лицензирования об изменениях любой информации и документов, поданных для получения лицензии, не позднее чем через один месяц со дня таких изменений.
Несоблюдение этой злополучной нормы является одним из самых распространенных нарушений, выявляемых при лицензионных проверках. И все бы ничего, если оценивать эту норму с точки зрения врача — физического лица предпринимателя. Но ситуация кардинально меняется для крупных медицинских учреждений, которые оперируют сотнями или тысячами квадратных метров «медицинского пространства», сотнями или тысячами медицинских работников. А если вспомнить степень детализации информации в ведомостях, то ситуация доходит до абсурда: необходимость заполнять всю ведомость и таким образом необходимость уведомлять орган лицензирования возникает уже при покупке или списании градусников, стетоскопов, одноразовых медицинских инструментов.
А своевременность таких уведомлений Минздрав Украины может контролировать только путем проведения лицензионных проверок, которые проводятся нечасто, или в результате анализа ежегодной медицинской отчетности, чем, по правде говоря, мало кто в лицензионной комиссии не занимается. Таким образом, государство сознательно создает для медицинского бизнеса условия, которые он выполнить не может. Чем не предпосылки для коррупционной составляющей?
Процедура упростилась
Стоит признать, что за последние семь лет процедура лицензирования медицинской практики значительно упростилась. Однако за всеми этими дерегуляционными мерами не прослеживается системность и конструктивность. Они хоть и упрощают работу, но являются скорее полумерами без четкой финальной концепции.
Несмотря на это, существующий порядок получения лицензии на медицинскую практику и ее обслуживания препятствует развитию и масштабированию медицинского бизнеса с одной стороны, а с другой — не может обеспечить эффективный контроль за соответствием лицензиата требованиям лицензионных условий, ведь орган лицензирования не может проверить на достоверность большую часть предоставляемой информации и вынужден принимать решение о выдаче лицензии фактически «вслепую».
Способ контроля и регулирования медицинской практики в виде лицензирования в существующем виде неэффективен и создает предпосылки для коррупционной составляющей. Он требует изменений в направлении сокращения предоставляемой информации, с одной стороны, и введения простых, безболезненных и логичных процедур контроля с другой.
ОНОСОВСКИЙ Дмитрий — старший юрист ЮКК «Де–Юре», г. Одесса
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…