Светлана ТАРАСОВА, «Юридическая практика»
«С 18 марта 2019 года предприятия смогут перечислять средства авансовых платежей исключительно на единый счет. Счета таможен ГФС для пополнения авансовых платежей предприятиями будут заблокированы!» — говорится в одном из объявлений, размещенных на официальном сайте Государственной фискальной службы Украины (ГФС), и сообщается, что это пилотный проект по переводу предприятий на обслуживание через единый счет.
Это один из шагов, направленных на упрощение ведения диалога между налоговыми органами и налогоплательщиками. К слову, о переходе фискального органа к сервисному направлению работы начали активно говорить около пяти лет назад. Но наиболее ощутимые сдвиги в этом направлении налогоплательщики почувствовали лишь в прошлом году. Речь идет о запуске информационно–телекоммуникационной системы «Электронный кабинет» на базе сервиса «Электронный кабинет плательщика», который был доступен налогоплательщикам еще с 2016 года.
Напомним, что Министерство финансов Украины утвердило Порядок функционирования электронного кабинета (приказ № 637 от 14 июля 2017 года), которым определены общие принципы функционирования системы, процедуры идентификации пользователей, взаимодействия с налогоплательщиками и государственными органами посредством электронного кабинета. Законодательно же понятие «электронный кабинет», порядок его создания и функционирования были закреплены в Налоговом кодексе Украины в декабре 2016 года введением статьи 421.
Следует сказать, что как налогоплательщики, так и представители фискальных органов отмечали положительный эффект такого нововведения. Более того, постепенно к сервису добавляются и другие функции. Например, с февраля этого года в электронном кабинете для физических лиц реализовано автоматическое заполнение основных реквизитов платежного поручения на основании учетных данных плательщика, сведений о счетах для зачисления платежей в бюджеты. А уже с 1 марта 2019 года ГФС вводит в тестовом режиме новый электронный сервис. Физическое лицо, не обращаясь в органы ГФС, через меню «Введение отчетности» электронного кабинета сможет создать и направить в службу учетную карточку физического лица — плательщика налогов, которая является заявлением для регистрации в Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов. Кроме того, налогоплательщику предлагается выбрать контролирующий орган, куда лицо может обратиться для получения документа, удостоверяющего регистрацию в Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов.
Таким образом, на данный момент, исходя из информации, размещенной на официальном сайте ГФС, в открытой части кабинета функционирует около 30 сервисов, которыми посетители сайта могут воспользоваться без применения электронной цифровой подписи. После идентификации налогоплательщикам будут доступны более 50 сервисов.
Еще одно нововведение, которое в перспективе будет внедрено, — это единый счет для налогоплательщиков. Такие новшества закреплены в законопроектах, которые поданы на рассмотрение парламента еще в 2017 году, но включены в повестку дня лишь в начале февраля 2019 года.
В частности, законопроектом № 7035 предлагается дополнить Налоговый кодекс (НК) Украины новой статьей 351, предусматривающей понятие «единый счет» и порядок его ведения.
Под единым счетом подразумевается счет, который налогоплательщик по собственному желанию имеет право открыть в центральном органе исполнительной власти, реализующем государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, и использовать для оплаты денежных обязательств и/или налогового долга по налогам и сборам, предусмотренным НК Украины, и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.
Единый счет не будет использоваться налогоплательщиком для уплаты денежных обязательств и/или налогового долга по налогу на добавленную стоимость (НДС) и акцизного налога на реализацию горючего. В то же время законопроектом № 7035 предусмотрено, что налогоплательщик имеет право перечислять средства с единого счета на счета, открытые в системе электронного администрирования (СЭА) для налога НДС и налога на реализацию горючего.
Предполагается, что уплата налогов и сборов будет производиться через электронный кабинет налогоплательщика на единый счет, открытый для плательщика с его согласия.
Для осуществления таких операций налогоплательщик в своем электронном кабинете на основании размещенной в нем информации о суммах денежных обязательств, в том числе по результатам проверок, предельных сроках их уплаты и/или налогового долга формирует электронные расчетные документы для перевода средств с наложением электронной цифровой подписи.
Предусматривается также порядок закрытия единого счета. В частности, он закрывается на основании уведомления о закрытии единого счета, полученного от налогоплательщика, или сообщения о принудительном закрытии единого счета, поступившего от уполномоченных органов, в случае внесения информации в реестры о прекращении юридического лица или его обособленного подразделения либо о прекращении предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя.
Соответствующие изменения предлагается также внести и в статью 43 НК Украины, которая устанавливает условия возврата ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств и пени. В частности, при наличии у налогоплательщика налогового долга возврат ошибочно и/или излишне уплаченной суммы денежного обязательства осуществляется только после полного погашения такого налогового долга плательщиком налогов.
Вторым законопроектом — «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно введения единого счета для уплаты налогов и сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (№ 7034) — предусматривается введение системы уплаты единого социального взноса, налогов и сборов, предусмотренных Налоговым кодексом Украины, кроме налога на добавленную стоимость и акцизного налога на реализацию топлива, посредством электронного кабинета налогоплательщика.
В соответствии с положениями законопроекта № 7034 документ должен был вступить в силу с 1 января 2018 года, но с оговоркой, что функционирование единых счетов начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем введения в работу программного обеспечения взаимодействия информационных систем центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику, и центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств. Таким образом, сегодня еще есть шансы принятия парламентом законопроектов, поскольку за годы, прошедшие с момента их регистрации в парламенте, проведена существенная работа по модернизации электронного кабинета и перевода фискальных органов на сервисную службу.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…