Использование генетически модифицированных организмов (ГМО) в производстве различных товаров становится все более распространенным. И если на Украине вопросы, связанные с производством, испытанием, транспортированием, использованием и утилизацией ГМО уже худо-бедно урегулированы (соответствующий закон в рамках ВТО-пакета парламент принял в последний день мая с.г.), то необходимого пакета подзаконных актов, направленных на исполнение этого закона, ждать осталось еще очень долго.
Для потребителей первоочередное значение имеет возможность определить, какие товары (в первую очередь — продукты питания) он потребляет, иметь возможность выбора. Первым шагом в этом направлении является информирование покупателей о содержании в товаре генетически модифицированных компонентов. Особый интерес в данном контексте представляет опыт стран Европейского Союза, которые отличаются особой осторожностью при использовании ГМО и разработали подробные инструкции об информировании потребителей, успешно действующие уже на протяжении почти 4 лет.
7 ноября 2003 года во всех странах ЕС вступил в силу так называемый Genfood Law (Regulation (Ec) № 1829/2003 Of The European Parliament And Of The Council on genetically modified food and feed), в котором допуск и маркировка ГМ-продуктов питания и кормов регулируются единообразно и имеют обязательную силу закона.
В область действия этого постановления попадают продукты питания, ингредиенты, добавки и ароматизаторы, которые являются ГМО или содержат, происходят от ГМО, или произведены из них, независимо от того, можно ли еще обнаружить соответствующий ГМО в продукте питания. В область действия постановления не попадают продукты питания, ингредиенты и добавки, которые произведены не «из», а с помощью ГМО. Сюда относятся, например, такие продукты питания, как мясо, молоко или яйца животных, которые получали ГМ-корма, добавки, произведенные с помощью ГМО. Продукты питания и ингредиенты с незначительными, непреднамеренными примесями ГМО не попадают под область действия положений о допуске и маркировке в том случае, если их доля в соответствующем количестве ингредиентов составляет не более 0,9% и соответствующий производитель может объяснить, что речь идет о случайных, технически неизбежных примесях ГМО.
Для всех продуктов питания и кормов, которые попадают под область действия постановления, существует единый для всего ЕС порядок допуска. Он состоит, по существу, из двух ступеней: научная оценка безопасности Европейским ведомством по безопасности продуктов питания (EFSA) и его независимыми экспертными органами. Основой являются заявления и анализы производителя. Возможны повторные проверки ведомствами и уполномоченными ими лабораториями. Решение о допуске принимается Комиссией ЕС и Постоянным продовольственным комитетом, в котором представлены государства-члены ЕС.
ГМ-продукты питания, в отличие от «нормальных», должны сначала пройти порядок допуска, прежде чем они попадут на рынок. Допускаются они лишь тогда, когда не оказывают никаких вредных воздействий на человека и животных или окружающую среду и не вводят в заблуждение потребителя.
ГМ-продукты питания считаются лишь в том случае безопасными для здоровья, если они так же безопасны, как и аналогичные обычные продукты. Какая информация и какие анализы необходимы, чтобы оценить безопасность продукта,— зависит в большой степени от каждого отдельного случая. Все допуски ограничены сроком до 10 лет, возможно продление.
Новое постановление расширяет обязанность маркировки для всех продуктов питания и ингредиентов, произведенных из ГМО, независимо от того, обнаруживаются ли они в продуктах питания или нет.
Такая маркировка предполагает, что информация о применении ГМО может передаваться через всю цепь переработки. Постановление обязывает пищевую промышленность создать соответствующую «систему отслеживания». На основе документов о закупленном сырье, которые должно вести пищевое предприятие, можно будет в будущем проверять, состоят ли продукты полностью или частично из ГМ-растений и подлежат ли тем самым обязанности маркировки.
Надписи «этот продукт содержит ГМО» или «ГМ-продукт такой-то» должны быть как на этикетке продукции, продающейся в упаковке, так и для неупакованной продукции в непосредственной близости к ней на витрине магазина.
Требования по отслеживанию не касаются разрешенной в ЕС продукции, содержащей менее 0,9 % ГМО, и ГМО, которые не разрешены к использованию в ЕС, но получили благоприятные научные отзывы от научного комитета (комитетов) Сообщества и содержатся в продукции в количестве менее 0,5 %.
Таким образом, европейский рынок оставляет право выбора: покупать или не покупать, за потребителем. На Украине, к сожалению, узнать о содержании в товаре ГМО непосредственно в торговом зале не представляется возможным, маркирование отдельных товаров «не содержит ГМО» является скорее рекламным ходом. В условиях открытия рынка необходимо скорейшее внедрение национальных программ защиты потребителей.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…