Приобретательная давность на бесхозное имущество — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №31 (501) » Приобретательная давность на бесхозное имущество

Приобретательная давность на бесхозное имущество

Важность надлежащего правового регулирования операций с бесхозным имуществом подтверждается вниманием вышестоящих органов государственной ­власти к этой проблеме. Так, в частности, этому вопросу посвящено решение Совета национальной безопасности и обороны Украины «О мероприятиях по усовершенствованию деятельности органов государственной власти во время осуществления операций с конфискованным и бесхозным имуществом» от 17 ноября 2006 года, а Верховным Судом Украины 17 мая 2006 года проведено обобщение судебной практики решения гражданских дел о передаче бесхозного имущества в коммунальную собственность.

Положениями Гражданского кодекса Украины (ГК) предусмотрено понятие «приобретательная давность на бесхозное имущество». Так, в частности, статья 344 ГК предусматривает, что лицо, которое добросовестно завладело чужим имуществом и продолжает открыто беспрерывно владеть недвижимым имуществом на протяжении десяти лет или движимым имуществом — на протяжении пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность), если другое не установлено этим Кодексом. Если лицо завладело имуществом на основании договора с его владельцем, который по истечении срока договора не предъявил требования о его возвращении, оно приобретает право собственности по приобретательной давности на недвижимое имущество через пятнадцать, а на движимое имущество — через пять лет со времени истечения исковой давности.

Подходят сроки приобретательной давности на государственное и коммунальное имущество, распределенное после массовой приватизации 1993—1997 годов. В результате этой приватизации было перераспределено и не учтено большое количество недвижимого имущества. За этот период некоторые приватизированные предприятия не осуществили надлежащую инвентаризацию и не зарегистрировали принадлежащие им здания и земельные участки. Распространена и приобрела массовый характер практика выдачи регистрационных актов на недвижимое имущество целостных имущественных комплексов предприятий, вследствие чего невозможно установить право собственности на конкретное здание или сооружение конкретного лица.

Актуальность этой проблемы подтверждается судебной практикой. Так, Хозяйственным судом г. Киева рассматривалось дело, где спор возник между государственным предприятием и открытым акционерным обществом, созданным в результате приватизации. В процессе рассмотрения оказалось, что одно и то же недвижимое имущество было передано и государственному предприятию, и акционерному обществу в период приватизационных реорганизаций.

Сложность рассмотрения вопроса о принадлежности этого имущества конкретному лицу заключалась в том, что ни одна из сторон не зарегистрировала права на конкретное здание, а оперировала регистрационными актами на целостный имущественный комплекс, в котором определить конкретное сооружение среди многотысячного метража комплекса невозможно. На первый взгляд, кажется, что имущество получило сразу двух хозяев, в то время как на самом деле оно оказалось бесхозным.

Аналогичная ситуация сложилась с другим торговым предприятием, при приватизации которого приватизационная комиссия не включила в перечень имущества помещение, в котором оно находилось. Возник спор с местным органом власти, считающим указанное помещение своей неделимой собственностью. Учитывая 12-летний срок пользования этим помещением, общество имеет полное право на признание за ним права собственнос­ти, приобретенного за давностью владения им.

Земельные отношения не приобрели такой остроты в сравнении с другими видами недвижимого имущества, поскольку количество земель, изъятое из гражданского оборота из-за моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения, делает операции с ними мизерными как по количеству, так и по стоимости.

Однако намерение руководства страны прекратить практику ограничения прав владельцев на их земли приведет в дальнейшем к волне конфликтных ситуаций из-за предметной неопределенности владения земельными участками, которая обостряется и технически несовершенными средствами определения границ земельных участков.

Решение подобного рода споров возможно путем признания судом права собственности за добросовестным владельцем по истечении сроков приобретательной давности.

Законодатель, в соответствии с положениями ГК, различает правовой режим бесхозного недвижимого и движимого имущества.

Что касается правового режима недвижимого имущества, то, в соответствии с положениями статьи 335 ГК, выписана четкая процедура перехода этого имущества в коммунальную собственность, при этом четкий критерий определения особого порядка относительно недвижимого имущества определен и Гражданским процессуальным кодексом Украины. Порядок признания прав собственности на бесхозное имущество за другими юридическими и физическими лицами по истечении соответствующего срока отдельно не определен, в соответствии с этим процессом применяются общие положения о подведомственности (подсудности) судебных дел.

Как законодательство Украины, так и подзаконные нормативные акты, регулирующие порядок выявления и учета бесхозного имущества, подверглись изменениям с момента провозглашения независимости Украины. Положение о бесхозном имуществе до 2004 года регулировала статья 137 ГК УССР и Инструкция Министерства финансов УССР «О порядке выявления и учета бесхозного имущества» № 112 от 17 декабря 1987 года, действовавшая до 22 июня 2004 года.

Подразделением Министерства финансов Украины — Главной государственной налоговой инспекцией Украины был издан приказ «Об утверждении Инструкции о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхоз­ного имущества, имущества, которое по праву наследования перешло в собственность государства, и сокровищ» № 20  от 8 июня 1993 года, действовавший до 21 ноября 2005 года.

Также в период с 15 ноября 1993 года до 22 сентября 2005 года действовал приказ Государственного таможенного комитета Украины «Об утверждении Временного порядка учета, оценки и использования конфискованного таможенными органами Украины имущества, валюты и ценностей, бесхозного имущества, товаров и других предметов, за которыми не обратился владелец до конца срока хранения», а также приказ Министерства финансов Украины и Национального банка Украины «Об утверждении Положения о порядке доставки, хранения и дальнейшей реализации конфискованной, бесхозной, в виде сокровища наличной иностранной валюты и той, за которой не обратился владелец до конца срока хранения, наследственной, по праву наследования перешедшей в собственность государства, или дарственной в его пользу» от 18 декабря 1995 года № 202/122, прекративший свое действие 31 марта 1999 года.

1 января 2004 года вступил в силу ГК Украины, изменивший порядок правового регулирования перехода бесхозных вещей к новому собственнику. В нем радикально был изменен новый получатель прав на бесхозное имущество. Имущество, ранее переходившее в собственность государства, стало новым источником доходов органов местного самоуправления.

В связи с этим основное бремя нормотворчества в этой области перешло к территориальным общинам. Так, в частности, исполнительный комитет Одесского городского совета принял решение «Об утверждении Временного порядка учета бесхозного недвижимого имущества в г. Одессе» № 267 от 17 марта 2006 года, Севастопольский городской совет решением № 653 от 12 сентября 2006 года утвердил Положение о порядке выявления, учета и хранения бесхозного имущества.

Выявить бесхозное недвижимое имущество могут органы, занимающиеся учетом недвижимости. Это могут быть подразделения технической инвентаризации органов местного самоуправления, органы архитектурного контроля, органы земельных ресурсов, налоговые органы, органы регистрации юридических лиц. Указанные учреждения в силу своей компетенции осуществляют постоянный мониторинг состояния недвижимого имущества или уплаты платежей, ­предусмотренных на его содержание, и потому имеют оперативную информацию о наличии или отсутствии хозяев у сооружений, земельных участков и объектов незавершенного строительства. Также недвижимое имущество можно выявить в результате инвентаризации имущества ликвидированных предприятий, предприятий, государственная регистрация которых отменена по решению суда по заявлениям налоговых органов. Источником информации для этих органов также могут быть заявления любых юридических или физических лиц.

Что касается перехода прав на недвижимое имущество к органам территориальной общины, то здесь местные советы могут заполнить правовой вакуум, оставленный Верховным Советом Украины в этом вопросе. А каким же образом юридическое или физическое лицо может воспользоваться приобретательной давностью на бесхозное имущество?

Лицо может получить имущество, которое в дальнейшем станет бесхозным, в соответствии с договором, предусмат­ривающим временное владение недвижимым имуществом. Такими договорами могут быть аренда, ссуда, хранение и т.п. Имущество становится бесхозным после ликвидации юридического лица — владельца имущества, если к пользователю не обратятся правопреемники владельца или ликвидация не будет предусматривать правопреемства. Также возможна просрочка кредитора в получении этого имущества от пользователя (владельца), что в определенной мере свидетельствует об отказе владельца от имущества. Имущество может стать бесхозным вследствие признания договора недействительным, если стороны или суд не осуществили реституции.

Наиболее вероятна возможность воспользоваться бесхозным имуществом, переданным до введения государственных реестров, учитывающих права собственности на недвижимое имущество и сделки. В дальнейшем в процессе развития гражданского законодательства порядок возникновения и содержания бесхозного имущества будет усложняться, а возможно, и исчезнет вовсе.

ЩЕГЛОВ Евгений — юрист ООО «Юридическая компания «Правовой альянс (Киев)», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Хозсуды дают результат «на гора»

Деловая практика

Как правильно разделить имущество

Законодательная практика

ГАИ: не мытьем, так катаньем

И вновь хотят нас обложить

Комментарии и аналитика

Оффшорные схемы в торговле

Неделя права

За что деньги платим?

Суд возвратил открытое небо

АМКУ против подорожания лицензий

Рекламный вакуум

КМУ привлекает инвестиции

Минюст поможет молодым юристам

Реестр событий

С каким документом пойти в БТИ

Как понимать Вас прикажете?

Ответственные за госзакупку юруслуг

Резонанс

Конституционная война

Судебные решения

О требованиях к встречному исковому заявлению

Об аспектах представления интересов государства

О преимущественном праве нанимателя недвижимого имущества перед другими лицами на его приобретение

Тема номера

Процессуальные вопросы, возникающие в ходе решения корпоративных споров

Как решить проблемы статьи 25 ХПК?

Частная практика

Стечение знаний и спроса

Юридический форум

Состоялось заседание Совета общественных объединений юристов

Ценообразование на рынке юруслуг

Юрисконсульт

ЗаМаркированные ГМО

Надлежащее удостоверение

Приобретательная давность на бесхозное имущество

Безоборотная оговорка — абсолютная или относительная защита?

Інші новини

PRAVO.UA