«Законный» статус следователя — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №4 (422) » «Законный» статус следователя

«Законный» статус следователя

11 января с.г. Верховный Совет Украины, частично учтя предложения Президента Украины, принял в целом в новой редакции Закон Украины «О статусе следователей». Особый интерес вызывает такое решение законодателя в связи с тем, что данный Закон уже дважды был ветирован Президентом Украины. Первый раз парламент принял рассматриваемый законопроект 23 июня 2005 года, после чего Виктор Ющенко ветировал его. 17 ноября 2005 года, учтя некоторые предложения Президента Украины, парламент вновь принял в целом рассматриваемый законопроект. Однако глава государства снова применил право вето, сославшись на ряд причин, речь о которых, в частности, и пойдет в данной статье.

Закон лишний?

По мнению Президента Украины, изложенному в его Предложениях к Закону, большинство положений данного правового акта являются отображением норм Уголовно-процессуального кодекса Украины, Уголовного кодекса Украины, Кодекса Украины об административных правонарушениях, Закона Украины «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов». В частности, это касается статуса следователя, его прав и обязанностей, гарантий их процессуальной деятельности, условий материального обеспечения и социальных гарантий.

С таким мнением сложно согласиться в полной мере. Среди положений Закона есть такие, которые вовсе не отображены в действующих актах законодательства. В частности, это относится к положениям относительно права безотлагательного приема по вопросам предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлениях, осуществления досудебного следствия по уголовным делам и по другим вопросам, входящим в должностные обязанности, руководителями и иными служебными и должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления и т.д.; права беспрепятственного входа в определенные помещения и на определенную территорию; права требовать предъявления документов; права вызывать определенных лиц с целью проверки заявлений; права информировать общественность о совершенном преступлении; порядка наложения дисциплинарного взыскания на следователя.

Новыми являются положения относительно порядка подбора кадров на должность следователя, порядка сдачи квалификационных экзаменов, которые по Закону должны будут приниматься высшими квалификационными комиссиями центральных следственных подразделений соответствующих ведомств, квалификационными комиссиями следственных подразделений соответствующих ведомств в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, приравненных к ним следственных подразделений соответствующих ведомств. Функции, а также порядок создания и деятельности таких квалификационных комиссий следственных подразделений определяются Кабинетом Министров Украины.

Хотелось бы также отметить, что принятие данного Закона может иметь существенное значение в случае окончательного лишения прокуратуры функции досудебного следствия с одновременным созданием единой системы органов досудебного следствия в соответствии с требованиями пункта 9 раздела XV Конституции Украины и созданием Национальной службы расследований, о чем так много говорят в последнее время.

Чем больше, тем хуже?

Другой причиной для ветирования Закона Президент называет то, что этот акт вводит для следователей дополнительные гарантии социальной защиты, в частности установление пенсий без ограничения их размера, выплату единоразового денежного пособия при выходе на пенсию. По мнению главы государства, исполнение положений этого Закона приведет к значительному превышению размера пенсий по сравнению с размером выплат, осуществляемых другим категориям граждан из Пенсионного фонда Украины, а также с уровнем заработной платы работающего населения.

К тому же, по расчетам Министерства финансов Украины, только на выплаты единоразового пособия при выходе следователя на пенсию в размере месячного заработка (денежного обеспечения) за каждый полный год работы (службы) и единоразового денежного пособия в случае увечья или инвалидности в размере от трехлетнего до десятилетнего заработка (денежного обеспечения) по последней должности необходимы дополнительные средства Государственного бюджета Украины в сумме ориентировочно свыше 100 млн грн. Но в этом Законе не указаны источники дополнительных доходов для покрытия увеличенных бюджетных расходов.

Кроме того, соответствующая норма законопроекта не определяет предельный размер пенсии следователям, что может привести к значительному увеличению этой выплаты. Но не лишним будет напомнить, что решением Конституционного Суда Украины от 11 октября 2005 года № 8-рп/2005 по делу № 1-21/2005 были признаны неконституционными положения абзацев третьего и четвертого пункта 13 раздела XV «Заключительные положения» Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», положения частей четвертой, пятой статьи 43 Закона Украины «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц» на тех основаниях, что этими нормами путем установления предельного размера для выплаты пенсии осуществлялось сужение содержания и объема преду­смотренных прав и свобод человека. Так что вышеуказанный аргумент Президента Украины не может служить весомым основанием для того, чтобы не подписывать Закон.

Новое — забытое старое

Последняя редакция таблицы поправок (с предложениями Президента Украины) в Закон, принятый парламентом 11 января с.г., содержит совсем немного изменений. И если ознакомиться с их содержанием, то очевидным становится, что новеллы эти — не что иное, как текст соответствующих статей в редакции Закона, принятого Верховным Советом Украины 23 июня 2005 года.

В частности, вернулись в новую редакцию Закона положения относительно помощника следователя. В случае подписания Президентом Закона следователь сможет иметь помощников, которые будут назначаться на должность из числа работников соответствующего ведомства. Помощник следователя будет вправе принимать участие в проведении следственных действий; выполнять работу, связанную с делопроизводством при расследовании уголовных дел и проверке заявлений о преступлениях; вызывать к следователю для проведения следственных действий участников уголовного процесса и т.п. При этом из функций помощника следователя исключено право уведомлять защитника о проведении следственных действий при участии подозреваемого, обвиняемого.

Статья 14 Закона под названием «Дополнительные гарантии независимости следователей», которая была исключена из предыдущей редакции, с частичной доработкой ее содержания также дополнила текст принятого 11 января с.г. Закона. Согласно вышеуказанной норме, уголовное дело относительно следователя может быть возбуждено только Генеральным прокурором Украины, прокурорами Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, приравненными к ним прокурорами и их заместителями. Проникновение в жилище или служебное помещение следователя, в его личный или служебный транспорт, проведение там осмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных разговоров, личный обыск следователя, а также осмотр, выемка его корреспонденции, вещей и документов могут осуществляться только по согласию вышеуказанного прокурора. Уголовное дело относительно следователя рассматривается в первой инстанции апелляционным судом. При этом законопроектом предусмотрено, что следователь не может быть задержан, а также принудительно доставлен в любой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. В случае задержания следователя за административное правонарушение, взыскание за которое налагается в судебном порядке, он должен быть немедленно освобожден после установления его личности.

Новая редакция рассматриваемого правового акта дополнена также положением, согласно которому до получения жилого помещения для постоянного проживания следователи и члены их семей, проживающие вместе с ними, обеспечиваются служебными жилыми помещениями, которые должны соответствовать требованиям жилищного законодательства. Ведомства, в которых работают следователи, согласно Закону, обязаны арендовать жилье для обеспечения им следователя и членов его семьи или по желанию следователя выплачивать ему денежную компенсацию за поднаем (наем) жилого помещения. Порядок обеспечения следователей и членов их семей служебными жилыми помещениями, а также порядок выплаты им соответствующей денежной компенсации определяются Кабинетом Министров Украины. Вышеуказанные положения также содержались в редакции законопроекта, принятого 23 июня 2005 года, и были затем исключены.

Хотелось бы отметить, что все вышеуказанные изменения в свое время были исключены из Закона с целью согласования с предложениями Президента Украины относительно данного нормативного акта. Так что их возвращение вряд ли послужит стимулом для подписания Закона Президентом. К тому же не совсем ясным остается, какие именно предложения Президента Украины были учтены Верховным Советом при принятии законопроекта на этот раз.

В заключение хотелось бы заметить следующее. Закон Украины «О статусе следователей» призван ввести следователей всех ведомств в единое законодательное поле и должен лишить их ведомственной зависимости.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

«Законный» статус следователя

Деловая практика

Концентрация для ЦИК

Законодательная практика

Финансовый план страны

Комментарии и аналитика

Все тайны - в банке

В какую форму «одеть» договор

Как уйти от ответственности

Неделя права

Увольнение после отставки

«Пищевая» неделя АМКУ

НДС: новогодний детский сюрприз

Право носить haute couture

Электронная подпись — уже реальность

Реестр событий

Лучше перестраховаться!

Все дороги ведут в… Евросуд

Проект УПК необходимо доработать

Судебная практика

Дважды изгнанный мэр

Судебные решения

Последствия безосновательного пользования чужими денежными средствами

Порядок вручения повестки отсутствующему ответчику

Размеры страховых выплат могут быть пересмотрены

Результаты недобросовестного исполнения договора

Тема номера

ГПК — первые шаги малыша…

Обеспечение иска в кассации

Частная практика

Как вы фирму назовете…

Юридический форум

Защита прав юрлиц в Европейском суде

Інші новини

PRAVO.UA