Главными новостями на минувшей неделе в сфере урегулирования политического кризиса, как его называют сами политики, стали два события: 169 народных депутатов сложили полномочия, а межпартийные съезды соответствующих избирательных блоков их поддержали, и Президент Украины издал Указ о назначении выборов на 30 сентября 2007 года. Несмотря на то что такое развитие событий — результат политической договоренности, правовые вопросы все-таки возникают.
Самый главный вопрос — имеет ли право Верховный Совет Украины заседать в пленарном режиме, а его комитеты — проводить заседания, и имеют ли принятые ими решения правовые последствия? По сути, прекратить народным депутатам полномочия, пускай и массово, парламент может помешать, ведь есть такое основание прекращения полномочий, как по собственному желанию, а вопреки желанию заставить работать депутата нельзя. В то же время и продолжать работу парламент не имеет оснований: в решении Конституционного Суда Украины от 17 октября 2002 года № 17-рп по делу по конституционному представлению 50 народных депутатов Украины относительно официального толкования положений статей 75, 82, 84, 91, 104 Конституции Украины отмечается, что в случае уменьшения по любым причинам состава парламента до количества, меньшего, чем 300 народных депутатов, деятельность парламента должна быть приостановлена до принятия присяги необходимым количеством, соответствующим образом избранных народных депутатов Украины. В настоящее же время Центральная избирательная комиссия не принимала никаких решений относительно признания избранными народными депутатами Украины кандидатов на места тех, чьи полномочия прекращены по решениям съездов блоков на основании заявлений народных избранников.
Хотя такое положение вещей несколько нарушает принцип деятельности Верховного Совета Украины — коллегиальности, что означает принятие решений большинством голосов. Так, как неоднократно заявлял народный депутат V созыва Борис Беспалый, складывается ситуация, когда по решению меньшинства парламент может прекратить свои полномочия. По его мнению, прекращение полномочности парламента вследствие уменьшения количества народных депутатов до количества менее чем 300 осуществляется с момента, когда председатель или председательствующий на пленарном заседании констатирует этот факт. В то же время регламентом Верховного Совета установлено, что заявления о прекращении полномочий должны быть оглашены на пленарном заседании, следующем после их получения. То есть имеет место несоблюдения положений регламента руководством парламента.
Последний правовой вопрос, возникающий в сложившейся ситуации, — какую юридическую силу имеет Указ Президента Украины № 497/2007 «О назначении внеочередных выборов в Верховный Совет Украины»? Ведь в нем глава государства ссылается на неполномочность парламента и невозможность его возобновления до двух третьих конституционного состава. То есть парламент и Президент по-разному оценивают сложение депутатских полномочий 169 народными депутатами и, соответственно, по своему пониманию принимают те или иные акты. Но самое интересное, что другим своим Указом Президент признал таким, который утратил силу, Указ Президента Украины от 26 апреля 2007 года № 355 «О досрочном прекращении полномочий Верховного Совета Украины и назначении внеочередных выборов».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…