Политический кризис на Украине, вызвавший противостояние различных органов власти, далеко не лучшим образом отразился и на работе единственного законодательного органа — Верховного Совета Украины. В пылу борьбы с Президентом, не желая выполнять его указы о роспуске парламента, высший законодательный орган продолжал осуществлять активную законотворческую деятельность, приняв довольно много важных законов и постановлений. Тут и возникает вопрос юридической легитимности этих актов, прямо вытекающий и обусловленный порядком и сроками их вступления в силу.
С чего все началось…
Напомним, ситуация начала активно развиваться после принятия Президентом Украины Виктором Ющенко своего первого резонансного Указа «О досрочном прекращении полномочий Верховного Совета Украины» № 264/2007 от 2 апреля с.г. Верховный Совет требований Указа не выполнил и продолжил свою работу, которая ознаменовалась принятием самых различных законов и постановлений, параллельно обратившись в Конституционный Суд (представление народных депутатов). Далее, как известно, Президент не растерялся и своим Указом «О досрочном прекращении полномочий Верховного Совета и назначении внеочередных выборов» № 355/2007 от 26 апреля с.г. отменил свой предыдущий Указ, перенес дату досрочных выборов и немного откорректировал правовые основания для роспуска парламента. На это Верховный Совет ответил продолжением своей законодательной деятельности, принятием нескольких постановлений, имеющих декларативный политический характер, и новым конституционным представлением по поводу конституционности второго Указа Президента. Процесс рассмотрения конституционных представлений в КСУ превратился скорее не в судебное рассмотрение, а в громкое скандальное противостояние. В таких условиях орган конституционной юрисдикции оказался практически парализованным и неспособным принять сколько-нибудь оперативное и обоснованное решение, которое бы приняли обе стороны конфликта.
Видя всю бесперспективность подобных действий, участники попытались разрешить противоречия путем политического диалога, результатом которого стало принятие еще трех указов Президента — «О приостановлении действия статьи 2 Указа Президента Украины от 26 апреля 2007 года № 355» № 476/2007 от 29 мая с.г., которым на 29 и 30 мая были возвращены полномочия парламенту; «О внесении изменений в статью 1 Указа Президента Украины от 29 мая 2007 года № 476» № 480/2007, которым данный срок был продлен еще и на 31 мая с.г.; а также Указа «О внесении изменений в статью 1 Указа Президента Украины от 29 мая с.г. № 476» № 482/2007, которым полномочия парламента были продлены еще на один день — 1 июня. Подобные меры предполагалось использовать для принятия изменений в действующее избирательное законодательство, Государственный бюджет Украины на 2007 год (в связи с проведением досрочных выборов) и изменения правового статуса народного депутата.
Дальше — больше: Президент, не желая ставить под вопрос юридическую правильность своих действий (ведь в Конституционном Суде находилось представление по вопросу конституционности его Указа № 355/2007) и пользуясь тем, что 3 июня с.г. решением высших руководящих органов блоков политических партий «Блок Юлии Тимошенко» и «Наша Украина», в соответствии с частью 6 статьи 81 Конституции, досрочно прекращены полномочия их народных депутатов, Указом «О назначении внеочередных выборов в Верховный Совет Украины» № 497/2007 в очередной раз констатировал неполномочность парламента и назначил выборы на 30 сентября с.г. Другим своим Указом «О признании утратившими силу некоторых указов Президента» № 496/2007 от 5 июня с.г. Виктор Ющенко отменил все свои предыдущие указы (перечисленные нами выше) относительно роспуска Верховного Совета!!!
Ответный удар
При всем разнообразии указов и политических договоренностей вопрос вступления в силу, а значит, и подписания Президентом принятых Верховным Советом в период с 3 апреля по 29 мая с.г. законов окончательно решен не был. Однако парламент не преминул воспользоваться представившейся возможностью и принял два интересных для нас постановления. Таковыми являются постановление Верховного Совета Украины «О подтверждении результатов голосования относительно законов Украины, принятых Верховным Советом Украины в период с 3 апреля по 29 мая 2007 года» от 29 мая с.г., которым подтверждается принятие указанных законов (а их в перечне значится 53), и второе постановление «О признании утратившими силу некоторых постановлений Верховного Совета Украины», предусматривающее, что некоторые постановления парламента, принятые в тот же период, утрачивают свою силу. Это касается пяти постановлений, принятых как реакция на досрочное прекращение полномочий парламента. Статьей 48 Регламента Верховного Совета определено, что вступившие в силу акты парламента (законы, постановления и др.) могут быть признаны утратившими силу Верховным Советом. Именно о таком случае идет речь.
Кроме того, в постановлении «О признании утратившими силу некоторых постановлений Верховного Совета Украины» указано, что это постановление вступает в силу одновременно со вступлением в силу Указа Президента о признании утратившим силу Указа Президента Украины «О досрочном прекращении полномочий Верховного Совета Украины и назначении внеочередных выборов» № 355/2007 от 26 апреля 2007 года, то есть это постановление вступило в силу 5 июня с.г.
Что же касается первого из упомянутых постановлений — «О подтверждении результатов голосования относительно законов Украины, принятых Верховным Советом Украины в период с 3 апреля по 29 мая 2007 года», то оно содержит перечень из 53 законов, принятых Верховным Советом в этот период. Причем некоторые из них даже были подписаны Президентом — речь идет, например, о законах «О внесении изменений в статью 5 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (относительно оздоровления детей)», «О внесении изменений в статью 65 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2007 год» и «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2007 год».
Кроме уже указанных, парламентом был принят еще ряд довольно важных законодательных актов, в частности, законы «О внесении изменений в Закон Украины «Об исполнительном производстве», «Об амнистии», «О выкупе земельных участков частной собственности для общественных нужд и по мотивам общественной необходимости», «О Фонде государственного имущества Украины» и целый ряд других.
В целом, вопрос подписания указанных законодательных актов и их вступления в силу зависит больше от Президента. Но как тогда оценивать принятие парламентом подобного постановления о подтверждении своего голосования? Может ли постановление подтверждать принятие того или иного закона? Ни Конституцией Украины, ни Регламентом Верховного Совета подобные механизмы не предусмотрены.
Согласно статье 91 Конституции, Верховный Совет принимает законы, постановления и другие акты большинством от своего конституционного состава (кроме случаев, предусмотренных Конституцией). Регламент же Верховного Совета (статьи 46, 47) предусматривает, что решениями парламента являются его акты, а также процедурные и другие решения. Акты Верховного Совета принимаются в форме закона, постановления, резолюции, декларации, обращения или заявления. В решении Конституционного Суда от 14 октября 2003 года определено, что под термином «акты», который используется в статье 91 Конституции, необходимо понимать решения Верховного Совета Украины в форме законов, постановлений и т.д., которые принимаются определенным Конституцией количеством голосов народных депутатов Украины. Какова же тогда была необходимость подтверждать одним парламентским актом уже принятый другой парламентский акт?
Как бы там ни было, но с уверенностью можно сказать только одно: такое положение вещей явно не способствовало нормальной законотворческой работе парламента. Как будет развиваться ситуация дальше, спрогнозировать довольно трудно. Ведь согласно Конституции, в случае принятия закона его подписывает Председатель Верховного Совета и неотложно направляет Президенту, который на протяжении 15 дней после его получения подписывает, принимает к исполнению и официально обнародует или возвращает со своими мотивированными предложениями в парламент. Если Президент на протяжении установленного срока не вернул закон для повторного рассмотрения, то такой закон считается одобренным Президентом и должен быть подписан и официально опубликован. Как на практике сработает эта конституционная норма, сказать сложно, так как украинский парламент в очередной раз признан неполномочным…
Как бы там ни было, но с уверенностью можно сказать только одно: такое положение вещей явно не способствовало нормальной законотворческой работе парламента. Как будет развиваться ситуация дальше, спрогнозировать довольно трудно, однако на момент сдачи номера в печать Президент проявил серьезную активность и начал подписывать законы, принятые парламентом в период с 3 апреля по 29 мая с.г. Теперь таких законов насчитывается уже 21, и судя по динамике их подписания, это еще не конец…
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…