Переходными положениями Кодекса административного судопроизводства, Гражданского процессуального кодекса и Хозяйственного процессуального кодекса Украины предусмотрено принятие профильного закона, который должен урегулировать порядок уплаты и размер судебного сбора. На данный момент, как известно, судебный сбор взимается в порядке и размерах, установленных декретом КМУ «О государственной пошлине».
Верховный Совет Украины 2 июня с.г. 232 голосами принял в первом чтении проект закона Украины «О судебном сборе» (регистрационный № 7530, авторы — народные депутаты Украины Юрий Мирошниченко, Владимир Пилипенко, Валерий Писаренко).
Положения этого законопроекта предусматривают установление судебного сбора за подачу заявлений, жалоб в суд, а также за выдачу судами документов, и одновременно отменяют соответствующую норму, установленную Декретом КМУ «О государственной пошлине». Законопроект регламентирует правовые принципы взимания судебного сбора, определяет понятие судебного сбора, плательщиков и объекты взимания, размеры ставок, устанавливает льготы относительно его уплаты, порядок уплаты и возврата судебного сбора, основания для отсрочки и рассрочки его уплаты, уменьшения размера сбора или освобождения от уплаты, порядок направления судебного сбора.
Ставки судебного сбора предлагается определять исходя из минимальной заработной платы (МЗП, ныне 960 грн), установленной законом на 1 января календарного года, в котором соответствующее заявление или жалоба подается в суд, — в процентном соотношении к цене иска и в фиксированном размере. Напомним, что ныне госпошлина «привязана» к не облагаемому налогом минимуму доходов граждан (НМДГ, 17 грн). Если сравним действующие ставки и ставки, предложенные законопроектом № 7530, увидим, что размер судебного сбора увеличивается практически по всем категориям (см. таблицу).
Статьей 3 проекта предлагается установить, что судебный сбор взимается за подачу в суд искового заявления или другого заявления, предусмотренного процессуальным законодательством; за подачу в суд апелляционной и кассационной жалобы на судебные решения, заявления о пересмотре судебного решения в связи со вновь открывшимися обстоятельствами и заявления о пересмотре судебных решений Верховным Судом Украины; за выдачу судами документов. При этом предлагается довольно внушительный список исключений, который, правда, короче аналогичного списка, определенного действующим законодательством. К примеру, судебный сбор не взимается за подачу заявления о пересмотре ВСУ судебного решения в случае установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств; подачу заявления о вынесении дополнительного судебного решения; заявления об ограничении гражданской дееспособности физического лица, признании физического лица недееспособным и возобновлении гражданской дееспособности физического лица; заявления о предоставлении несовершеннолетнему лицу полной гражданской дееспособности; искового заявления о возмещении вреда, нанесенного лицу незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления, их должностным или служебным лицом, а также незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры или суда.
Если размер исковых требований увеличен или выдвинуты новые исковые требования, то недоплаченную сумму судебного сбора необходимо будет уплатить до обращения в суд с соответствующим заявлением. Если же судебный сбор платится за подачу искового заявления в размере, определяемом с учетом цены иска, а установленная при этом истцом цена иска не соответствует фактической стоимости спорного имущества или на момент подачи иска установить точную его цену невозможно, размер судебного сбора предварительно определяет суд с последующей уплатой недоплаченной суммы или с возвратом суммы переплаты судебного сбора в соответствии с ценой иска, установленной судом в процессе рассмотрения дела.
За подачу искового заявления, которое носит одновременно имущественный и неимущественный характер, авторы законопроекта предлагают уплачивать судебный сбор по ставке, установленной для исковых заявлений имущественного характера, а также для исковых заявлений неимущественного характера.
За повторно поданные иски, которые раньше были оставлены без рассмотрения, судебный сбор платится на общих основаниях. При подаче встречных исковых заявлений, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц с самостоятельными исковыми требованиями судебный сбор взимается на общих основаниях. Если иск подается одновременно несколькими истцами к одному или нескольким ответчикам, судебный сбор исчисляется исходя из общей суммы иска и платится каждым истцом пропорционально доле заявленных требований по отдельному платежному документу.
Согласно законопроекту № 7530, судебный сбор перечисляется в безналичной или наличной форме исключительно через учреждения банков или отделения связи и подлежит зачислению в специальный фонд госбюджета. Причем средства, аккумулированные в таком спецфонде, направляются на обеспечение осуществления правосудия, укрепление материально-технической базы судов, включая создание и обеспечение функционирования Единой судебной информационной системы, веб-портала судебной власти, компьютерной локальной сети, современной системы фиксирования судебного процесса, приобретение и обслуживание компьютерной и копировальной техники, внедрение электронной цифровой подписи и т.д. Таким образом, за счет судебного сбора планируют улучшить финансирование судебной системы (госпошлина, напомним, зачисляется в местные бюджеты). Однако предложение зачислять средства в спецфонд бюджета представляется несколько сомнительным, ведь, согласно Конституции Украины, исключительно Законом о Государственном бюджете Украины определяются любые расходы государства на общественные потребности, размер и целевое направление таких расходов.
Действие | Ставка | |
---|---|---|
Законопроект № 7530 | Декрет КМУ «О госпошлине» | |
Подача в суд искового заявления имущественного характера | 1 % цены иска, но не менее 0,2 МЗП и не более 3 МЗП, (138—2880 грн) | 1 % цены иска, но не менее 3 НМДГ и не более 100 НМДГ, (51—1700 грн) |
Подача в хозяйственный суд искового заявления имущественного характера | 2 % цены иска, но не менее 1,5 МЗП и не более 60 МЗП, (1440—57 600 грн) | 1 % цены иска, но не менее 6 НМДГ и не более 1500 НМДГ, (102—25 500 грн) |
Подача административного иска имущественного характера | 1 % размера имущественных требований, но не менее 0,1 МЗП и не более 2 МЗП, (96—1920 грн) | — |
Подача апелляционной жалобы на решение суда | 50 % ставки, подлежащей уплате при подаче искового заявления | 50 % ставки, подлежащей уплате при подаче искового заявления |
Подача кассационной жалобы на решение суда | 70 % ставки, подлежащей уплате при подаче искового заявления | 50 % ставки, подлежащей уплате при подаче искового заявления |
Подача заявления о пересмотре судебного решения в связи со вновь открывшимися обстоятельствами | 50 % ставки, подлежащей уплате при подаче искового заявления | 50 % ставки, подлежащей уплате при подаче искового заявления |
Подача заявления о пересмотре судебных решений Верховным Судом Украины | 70 % ставки, подлежащей уплате при подаче искового заявления | — |
Повторная выдача копии судебного решения | 1 грн за каждый лист копии | 0,03 НМДГ, (0,21 грн) |
Выдача дубликата судебного приказа и исполнительного листа | 5 грн | — |
Распечатка технической записи судебного заседания | 5 грн за каждый лист текста на бумаге формата А4 | — |
Выдача копии технической записи судебного заседания в электронном виде | 30 грн | — |
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…