Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №12 (222) » СЕТЕВОЙ МАРКЕТИНГ

СЕТЕВОЙ МАРКЕТИНГ

Под прицелом законодателей

Что такое сетевой маркетинг, известно практически всем. Крупная компания, производящая определенную продукцию (например, косметические средства), привлекает к распространению своих товаров компании помельче и частных лиц, которые в свою очередь ищут распространителей данной продукции. Суть такой торговой деятельности заключается в том, что распространители товаров являются одновременно и их потребителями. При этом чем больше новых «клиентов» находит дистрибьютор, тем большие скидки он получает от своего поставщика. Таким образом, создается некое сообщество компаний и физических лиц, связанных между собой гражданско-правовыми сделками, которые стремятся сбыть как можно большее количество товаров и при этом найти как можно больше дистрибьюторов этих же товаров. Конечная же цель компании-производителя, очевидно, состоит в том, чтобы каждый житель нашей планеты пользовался именно ее кремом для лица или пищевыми добавками, без которых человек просто не может обойтись.

Такой метод торговой деятельности довольно неплохо прижился в наших условиях, когда лишенные заработка граждане хватаются за любую работу. По некоторым данным, сегодня на украинском рынке действуют около пятидесяти компаний, использующих сетевой маркетинг для распространения своей продукции. Наверно, наиболее известной из них является компания «Гербалайф». Также можно назвать такие крупные фирмы, как «Цептер», «Орифлейм», «Мери Кей» и др.

Поскольку методы работы этих и других компаний довольно специфичны, нашлись инициаторы разработки и принятия в их отношении отдельного законопроекта. Логика депутатов проста: если какой-либо вопрос в сфере предпринимательской деятельности остается не урегулированным, необходимо принятие отдельного закона. Проект Закона «О торговой деятельности при помощи многоуровневого сетевого маркетинга и дистрибьюторской деятельности» призван на законодательном уровне урегулировать процесс осуществления на территории Украины предпринимательской деятельности, связанной с многоуровневым сетевым маркетингом.

Авторы и сторонники законопроекта считают, что он будет содействовать реализации прав потребителей товаров и услуг, создаст благоприятные условия для детенизации деятельности дистрибьюторов и компаний сетевого маркетинга на Украине, обеспечит цивилизованные рыночные условия для развития малого и среднего предпринимательства в данном секторе. По их мнению, действующее гражданское и хозяйственное законодательство не отображает специфику правовых связей участников многоуровневого сетевого маркетинга как объективно существующего явления, порядок и особенности осуществления ими своей деятельности, предоставления услуг и выполнения общегосударственных обязанностей по легальной уплате такими субъектами налоговых и других обязательств.

МНОГОУРОВНЕВЫЕ СЕТИ

Законопроект определяет правовые основы осуществления на территории Украины торговой деятельности субъектов многоуровневого сетевого маркетинга (далее — сетевой маркетинг) для стимулирования сбыта товаров и услуг, развития малого и среднего предпринимательства в этом секторе экономики, соблюдения и защиты прав и законных интересов потребителей товаров и услуг, реализуемых посредством сетевого маркетинга. Также проект определяет правовые ограничения касательно создания незаконных финансовых структур типа «финансовые пирамиды» для защиты населения Украины от злоупотреблений со стороны последних.

Под многоуровневым сетевым маркетингом понимается деятельность юридических или физических лиц, которая состоит в создании многоуровневых сетей дистрибьюторов на основе гражданско-правовых сделок с целью реализации товаров или услуг, выплаты дистрибьюторам вознаграждений за реализацию таких товаров и услуг конечному потребителю, или предоставление льгот (скидок, поощрений) за личное потребление, за построение многоуровневых сетей дистрибьюторов, а также деятельность по вовлечению потенциальных дистрибьюторов во многоуровневые сети сбыта товаров или услуг, которая осуществляется согласно маркетинговому плану таких лиц.

Нормы Закона распространяются на любых субъектов общественных отношений на Украине, использующих в своей деятельности методы сетевого маркетинга с целью реализации товаров или услуг. Действие Закона не распространяется на банки и другие финансово-кредитные учреждения, страховые компании, доверительные общества, субъектов предпринимательской деятельности, проводящих свою деятельность в сфере игорного бизнеса.

Субъектами сетевого маркетинга являются физические лица — граждане Украины, иностранных государств и лица без гражданства, имеющие гражданскую дееспособность в соответствии с законодательством Украины; юридические лица, которые зарегистрированы и имеют постоянное местонахождение на Украине, в том числе юридические лица, имущество и капитал которых полностью находится в собственности иностранных субъектов хозяйственной деятельности; объединения физических и юридических лиц; структурные единицы субъектов хозяйственной деятельности иностранных субъектов хозяйствования, зарегистрированных и имеющих постоянное местонахождение на Украине; другие субъекты хозяйствования, предусмотренные законами Украины.

Физические лица, имеющие постоянное место проживания на Украине, имеют право на осуществление деятельности в сетевом маркетинге с момента регистрации их как субъектов предпринимательской деятельности, кроме случаев, предусмотренных законопроектом. Физические же лица, которые не имеют постоянного места проживания на Украине, имеют указанное право, если они являются субъектами хозяйственной деятельности по закону государства постоянного места проживания или гражданства.

Юридические лица имеют право осуществлять деятельность в сфере многоуровневого сетевого маркетинга в соответствии с их уставными документами с момента приобретения ими статуса юридического лица.

ЭЛЕМЕНТЫ СЕТЕЙ

Как следует из определения многоуровневой сети, ее составляет несколько видов участников.

На первом месте выступает компания-организатор сетевого маркетинга — субъект предпринимательской деятельности, зарегистрированный как юридическое лицо, изготавливающее или реализующее товары (продукцию) или услуги непосредственно компаниям прямых продаж, компаниям сетевого маркетинга, торговым агентам для последующей их реализации дистрибьюторам сети или непосредственно дистрибьюторам сетевого маркетинга согласно собственному маркетинговому плану. Компания-организатор — это высшее структурное звено, организатор производства и реализации товаров и услуг, разработчик глобального маркетингового плана.

Компанией прямых продаж является субъект предпринимательской деятельности — юридическое лицо, которое реализует товары (продукцию) или услуги непосредственно компаниям сетевого маркетинга, торговым агентам с последующей реализацией их дистрибьюторам сетевого маркетинга.

Компания сетевого маркетинга — субъект предпринимательской деятельности — юридическое лицо, основной целью деятельности которого является создание многоуровневых сетей путем вовлечения дистрибьюторов, заключения с ними и между ними гражданско-правовых сделок (в том числе дистрибьюторских), непосредственно или опосредованно с другими участниками многоуровневых сетей, выплата дистрибьюторам вознаграждений согласно условиям дистрибьюторских договоров и собственных маркетинговых планов.

Торговый агент сетевого маркетинга — юридическое лицо, осуществляющее торговую деятельность по реализации товаров дистрибьюторам сетевого маркетинга или непосредственно потребителям на условиях гражданско-правовых сделок с другими участниками многоуровневых сетей.

И, наконец, дистрибьюторы сетевого маркетинга — это физические лица, которые являются независимыми оптовыми покупателями-посредниками или потребителями, осуществляют закупки в компаниях прямых продаж, компании-организаторе сетевого маркетинга, компании сетевого маркетинга или у торгового агента с целью их последующей реализации потенциальным потребителям или собственного потребления, и осуществляют предусмотренные дистрибьюторским договором услуги по подготовке потребителя к потреблению таких товаров или услуг, создают сеть других дистрибьюторов.

Дистрибьютор сетевого маркетинга, согласно законопроекту, является специальным субъектом, поскольку он одновременно и потребитель и непосредственный независимый реализатор товаров или услуг, и в зависимости от его материального, профессионального и социального положения в системе сетевого маркетинга субъект налоговых обязательств.

Как устанавливает законопроект, дистрибьютор является плательщиком налога на прибыль граждан при достижении уровня вознаграждения в 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан в месяц и профессионального статуса координационного руководителя 100 подчиненных дистрибьюторов в соответствии с маркетинговым планом компании.

ГОСУДАРСТВО И СУБЪЕКТЫ СЕТЕВОГО МАРКЕТИНГА

Основными направлениями государственного регулирования деятельности субъектов сетевого маркетинга является защита экономических интересов Украины, законных интересов субъектов сетевого маркетинга и населения Украины как потребителя соответствующих товаров и услуг; создание равных возможностей для субъектов сетевого маркетинга в развитии своей предпринимательской деятельности независимо от форм собственности; а также поощрение конкуренции и недопущение деятельности структур типа «финансовая пирамида» в сфере сетевого маркетинга.

Государство и его органы не имеют права вмешиваться в деятельность субъектов сетевого маркетинга, за исключением случаев, предусмотренных законами Украины.

Отдельную заботу в отношении субъектов сетевого маркетинга должен будет проявить Кабинет Министров: последний обязан содействовать развитию в этой сфере предпринимательства экономических отношений, принимать меры относительно осуществления деятельности субъектов сетевого маркетинга в соответствии с законами Украины, координировать и контролировать деятельность соответствующих органов исполнительной власти и т. д.

Антимонопольный комитет Украины и его региональные отделения осуществляют государственный контроль за деятельностью субъектов сетевого маркетинга с целью недопущения деятельности структур типа «финансовая пирамида».

И, наконец, центральный орган исполнительной власти, уполномоченный на защиту прав потребителей, осуществляет контроль за соблюдением субъектами сетевого маркетинга соответствующего законодательства.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Деловая практика

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ — ДЕЛО МЕЖДУНАРОДНОЕ

ПОЧЕМУ РЕФОРМА НОТАРИАТА НА УКРАИНЕ ЕЩЕ НЕ ЗАКОНЧЕНА…

Законодательная практика

СЕТЕВОЙ МАРКЕТИНГ

АКТЫ ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Зарубежная практика

НЕДОВОЛЬСТВО РАСТЕТ

ГОСУДАРСТВО ЮГОСЛАВИЯ СТАЛо ДОСТОЯНИЕМ ИСТОРИИ

Неделя права

ТАМОЖНЕ НЕ ДАЛИ ДОБРО

ВСЕМ ПРИДЕТСЯ ПОДОЖДАТЬ!

Новости из-за рубежа

БУДЕТ СИДЕТЬ!

В ИТАЛИИ ПРОХОДИТ КРУПНАЯ ОПЕРАЦИЯ ПО БОРЬБЕ С МАФИЕЙ

В ДЕЙСТВИЕ ВСТУПАЮТ НОВЫЕ ПРАВИЛА ВВОЗА В РОССИЮ НАЛИЧНОЙ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ

В БАРСЕЛОНЕ ЗАФИКСИРОВАНЫ ПЕРВЫЕ СТЫЧКИ МЕЖДУ ПОЛИЦИЕЙ И ПРОТИВНИКАМИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР СЕРБИИ — АМЕРИКАНСКИЙ ШТИРЛИЦ?

Новости профессии

ВНЕСЕНИЕ «ПЕРВОЙ ПОПРАВКИ» В КОНСТИТУЦИЮ ОТЛОЖЕНО

НАША МИЛИЦИЯ НАС БЕРЕЖЕТ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ ИЗМЕНИЛ УПК И ГПК

ПРОИЗВОДСТВО ПРЕКРАТИТЬ!

КУРС НА СБЛИЖЕНИЕ

Первая полоса

ПРОКУРАТУРА КИЕВА ПРОТИВ «GOLDEN TELECOM»: ИГРА ПО ПРАВИЛАМ?

Прецеденты

ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Судебная практика

СТРАННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

Тема номера

«ХОРОШЕГО» ПОНЕМНОГУ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ НА УКРАИНЕ

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ ДЛЯ ВСЕХ

Юридический форум

ЖИТЬ НАДО ПО ПРАВИЛЬНЫМ ЗАКОНАМ!

РАСТОЛКУЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: